ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
от 26 ноября 2013 года N 445-уг
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОЙ ПЛАН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области, постановляю:
1. Внести изменение в Лесной план Иркутской области, утвержденный постановлением Губернатора Иркутской области от 9 февраля 2009 года N 23-п, изложив его в новой редакции (прилагается).
2. Настоящий указ вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования.
С.В.ЕРОЩЕНКО
Приложение
к указу
Губернатора Иркутской области
от 26 ноября 2013 года
N 445-уг
ЛЕСНОЙ ПЛАН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади расположенных на ее территории лесов (69,4 млн. га) и отличается высокой лесистостью своих территорий (83,1%). Общий запас насаждений составляет более 8 млрд. куб.м, в том числе запас спелых и перестойных насаждений - 4,9 млрд. куб.м. Покрытые лесной растительностью земли занимают 62,8 млн. га, что составляет 83,1% от территории области. По этому показателю регион относится к числу наиболее многолесных среди субъектов Российской Федерации. Здесь сосредоточено 12% запасов древесины спелых лесов страны, а доля особо ценных хвойных пород, таких как сосна и кедр, значительна даже в масштабах планеты.
По данным государственного лесного реестра на 1 января 2012 года большая часть территории Иркутской области занята землями лесного фонда - 69419,3 тыс. га, из них:
- лесные земли:
- земли, покрытые лесной растительностью - 62772,1 тыс. га;
- земли, не покрытые лесной растительностью - 1959,1 тыс. га;
- нелесные земли - 4688,1 тыс. га.
Практически все леса, за исключением расположенных на землях населенных пунктов, являются федеральной государственной собственностью. Государственное управление в части использования земель лесного фонда и лесов на землях иных категорий в 2011 году осуществляли три ведомства: Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации (с делегированием полномочий по управлению использованием лесов Правительству Иркутской области) на площади 69419,3 тыс. га (леса на землях лесного фонда), Министерство природных ресурсов Российской Федерации на площади 1550,2 тыс. га (леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий) и Министерство обороны - 443,3 тыс. га.
Породный состав лесов Иркутской области характеризуется значительным преобладанием хвойных пород - 73% от общего запаса.
В отличие от многих регионов Российской Федерации, Иркутская область не только располагает уникальными по качеству и масштабам естественного воспроизводства лесными ресурсами, но и выгодными условиями:
- наличием высококачественного древесного сырья;
- дешевыми и значительными по запасам топливно-энергетическими ресурсами (стоимость 1 кВт/час электроэнергии составляет 0,84 руб., стоимость 1 Гкал - 414 руб.);
- наличием водных, энергетических, людских и транспортных связей.
Иркутский регион обладает научным потенциалом, обеспечивающим проектирование предприятий химической и механической переработки древесины, разработку проектов освоения лесного фонда. В Иркутской области создана учебная база для подготовки высококвалифицированных кадров по широкому спектру специальностей лесопромышленной отрасли.
Основной целью промышленной политики в лесной отрасли региона является формирование диверсифицированного устойчивого территориального комплекса с полным производственным циклом от заготовки древесины до выпуска продукции глубокой переработки.
Правительство области выступает координатором интенсивного привлечения в лесопромышленный комплекс экономики инвестиций. Приоритет в части обеспечения лесными ресурсами, подбора требуемых площадок, формирования инвестиционных предложений отдается проектам, ориентированным на глубокую переработку древесины. Сотрудничество администрации Иркутской области и инвестиционных структур строится на основе государственно-частного партнерства.
В основу разработки проекта Лесного плана Иркутской области положены основные принципы государственной политики в сфере лесного хозяйства:
- развитие лесного законодательства и правоохранительной практики;
- совершенствование структуры управления лесным комплексом;
- содействие мерам по воспроизводству лесов;
- противодействие незаконному обороту древесины, развитие аэрокосмического мониторинга лесопользования;
- повышение конкурентоспособности лесной промышленности;
- продвижение приоритетных проектов по развитию лесной инфраструктуры,
- содействие развитию деревянного домостроения и биоэнергетики;
- совершенствование государственного регулирования экспорта лесных товаров и импорта технологий;
- содействие развитию системы школьных лесничеств, национальных и международных юниорских лесных конкурсов;
- развитие конструктивного диалога со структурами гражданского общества.
Указанные принципы обеспечивают устойчивое управление лесами:
- соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов;
- повышение доходов от использования лесных ресурсов;
- своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Основанием для разработки Лесного плана послужили следующие документы:
1. Лесной кодекс Российской Федерации (статья 86), утвержденный Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ.
2. Типовая форма Лесного плана субъекта Российской Федерации, утвержденная приказом Рослесхоза от 5 октября 2011 года N 423.
Лесной план Иркутской области на 2008 - 2018 годы разработан ООО "Геонавигатор" (Санкт-Петербург) совместно с разработчиками лесохозяйственных регламентов (Прибайкальский филиал государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг") и схемы территориального планирования (Санкт-Петербургский ФГУП "Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики").
Исполнителем работ по внесению изменений в Лесной план Иркутской области является ООО "Волжский Институт Леса", действующее на основании Устава.
Основанием для внесения изменений в Лесной план Иркутской области является Государственный контракт N 2012.43682 от 22 мая 2012 года на выполнение работ по внесению изменений в Лесной план территории Иркутской области в 2012 году между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Волжский Институт Леса".
I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЛЕСОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ЛЕСОВ И ОБ ИЗМЕНЕНИИ СОСТОЯНИЯ ЛЕСОВ, ИХ ЦЕЛЕВОМ НАЗНАЧЕНИИ ПО ЛЕСНИЧЕСТВАМ И ЛЕСОПАРКАМ, А ТАКЖЕ О ЛЕСОРАСТИТЕЛЬНЫХ ЗОНАХ И ЛЕСНЫХ РАЙОНАХ (ПО СОСТОЯНИЮ НА ГОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ РАЗРАБОТКЕ ЛЕСНОГО ПЛАНА)
1.1.1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ СОСТОЯНИЯ ЛЕСОВ ЗА ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ РАЗРАБОТКЕ ЛЕСНОГО ПЛАНА 5-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Леса находятся в постоянной динамике. Под влиянием деятельности человека и естественных сил природы происходит смена категорий земель, породного состава и возрастной структуры лесов, других таксационных характеристик насаждений. Древостои возникают, развиваются, отмирают и возобновляются новыми поколениями деревьев, уничтожаются под натиском топора, лесных пожаров, вредителей леса, промышленных загрязнений, экстремальных природных явлений (ураганные ветры, климатические аномалии, например, преждевременное выпадение снега в период, когда деревья еще не сбросили листву, и другие).
Динамика лесных пространств аккумулирует все природные и антропогенные воздействия на лес и, в конечном итоге, является зеркалом состояния лесов, особенностей функционирования лесных экосистем и основных тенденций их развития. Анализ ее результатов является объективной основой для оценки взаимодействия человеческого общества и леса и, в частности, хозяйственной деятельности человека в лесу, служат информационной основой для прогнозирования использования и воспроизводства лесных ресурсов на ближнюю и отдаленную перспективу.
По состоянию на 1 января 2003 года общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, на территории Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, который в то время являлся самостоятельным субъектом Российской Федерации, составляла 71,26 млн. га, или 92% ее территории. Под управлением Министерства природных ресурсов Российской Федерации находилось 69,33 млн. га (97,3%), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - 1,44 млн. га (2,0%). Министерства обороны Российской Федерации - 0,44 млн. га (0,6%), на землях городских поселений числилось 0,05 млн. га лесов (0,1%).
За пять лет до разработки Лесного плана структура управления лесами значительно отличалась от ныне существующей. На землях лесного фонда функционировали: 52 лесхоза Главного управления природных ресурсов по Иркутской области, 6 лесхозов управления природных ресурсов по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, 14 сельских лесхозов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, леса сельскохозяйственных формирований, не объединенные в сельские лесхозы. В материалах учета лесного фонда по состоянию на 2003 год информация о лесах приведена по лесохозяйственным предприятиям, границы которых не всегда совпадают с границами нынешних территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов - лесничеств. В силу вышеизложенного не представляется возможным осуществить количественную и качественную оценку изменения состояния лесов за прошедший 5-летний период именно в границах, функционирующих на момент разработки Лесного плана 37 лесничеств. Такая работа выполнена по всей территории лесов Иркутской области в разрезе категорий земель (земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий, земли обороны и безопасности) и в разрезе лесничеств, для которых показатели 2003 года определялись как сумма показателей вошедших в их состав лесохозяйственных предприятий, функционирующих на соответствующую учетную дату (приложение 26). Поскольку детальная информация по городским лесам отсутствует, динамика количественных и качественных показателей состояния лесов области за последнее пятилетие приведена без учета лесов, расположенных на землях населенных пунктов, занимающих всего 0,1% их общей площади.
Необходимо пояснить, что информация по состоянию на 1 января 2003 года по землям лесного фонда в приложении 26 отражена с учетом следующих особенностей. Во-первых, приведены обобщенные данные по лесам, находящимся в ведении функционирующих на тот момент Главного управления природных ресурсов по Иркутской области, Управления природных ресурсов по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу и ФГУ "Иркутское управление сельскими лесами". Во-вторых, распределение обобщенных данных по лесничествам осуществлено с учетом приказов Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июня 2007 года N 256 "Об определении количества лесничеств на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и установлении их границ" и от 27 июня 2007 года N 291 "Об определении количества лесничеств на территории Иркутской области и установлении их границ".
Однако в информацию по состоянию на 2003 год невозможно внести поправки, связанные с перераспределением земель между отдельными лесохозяйственными предприятиями в период между 2003 и 2008 годами. Изменение границ лесхозов осуществлялось с целью их совмещения с границами муниципальных образований и по иным причинам:
- в Усть-Кутский лесхоз передано 30,7 тыс. га земель лесного фонда из Жигаловского лесхоза, 20,1 тыс. га - из Северного, 10,7 тыс. га - из Тубинского;
- в Икейский лесхоз передано 6,2 тыс. га земель Карымского лесхоза;
- Верхненепское лесничество Катангского лесхоза площадью 1081 тыс. га целиком передано в Усть-Кутский лесхоз.
Уже после определения вышеупомянутыми приказами Рослесхоза количества и границ лесничеств на территории Иркутской области и бывшего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, осуществлено перераспределение земель лесного фонда между отдельными лесничествами в связи с изменением их границ. В соответствии с приказами Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 11 декабря 2007 года N 890-апр и от 16 декабря 2008 года N 1293-апр "О структуре лесничеств агентства лесного хозяйства Иркутской области":
- территория бывшего Мирнинского лесничества ОГУ "Бирюсинский лесхоз" площадью 42735 га исключена из состава Бирюсинского лесничества и включена в состав Тайшетского лесничества;
- территория технического участка N 1 (совхоз "Кобяковский") бывшего Кобяковского лесничества Братского областного лесхоза филиала ОГУ "Иркутсклес" площадью 11423 га исключена из состава Братского лесничества и включена в состав Падунского лесничества;
- территория технического участка N 2 (АОЗТ "Ангарский") бывшего Баклашинского лесничества Шелеховского областного лесхоза филиала ОГУ "Иркутсклес" площадью 865 га исключена из состава Шелеховского лесничества и включена в состав Иркутского лесничества;
- территория технических участков N 3 (ЗАО "Савватеевское") и N 4 (ЗАО "Одинское") бывшего Ангарского лесничества Шелеховского областного лесхоза филиала ОГУ "Иркутсклес" площадью 4520 га исключена из состава Шелеховского лесничества и включена в состав Усольского лесничества;
- территория технических участков N 1 (совхоз "Октябрьский") и N 2 (совхоз "Чунский") бывшего Тайшетского областного лесхоза филиала ОГУ "Иркутсклес" площадью 23291 га исключена из состава Тайшетского лесничества и включена в состав Чунского лесничества.
За пять лет, предшествующих разработке Лесного плана, общая площадь земель лесного фонда увеличилась на 160,3 тыс. га, или 0,2%. Основные причины:
- уточнение при лесоустройстве площади бывших Бодайбинского (+50,4 тыс. га), Иркутского сельского (+5,3 тыс. га), Усть-Удинского (-2,5 тыс. га), Баерского (-0,2 тыс. га), Тубинского (+3,3 тыс. га), Северного (+17,7 тыс. га) лесхозов;
- внесение Прибайкальским лесоустроительным предприятием поправок в площадь бывшего Нижнеудинского лесхоза и приведение ее в соответствие с данными земельного баланса (+46,7 тыс. га);
- включение ранее не учитываемых земель в состав Илимского (2,3 тыс. га) и Слюдянского (1,1 тыс. га) лесхозов;
- приемка на основании решений местных органов власти бесхозных лесов, ранее принадлежащих сельскохозяйственным формированиям, не входящих в состав ФГУ "Иркутское управление сельскими лесами" и не отраженных в материалах учета лесного фонда 2003 года в Казачинско-Ленском (28,0 тыс. га), Усть-Удинском (3,2 тыс. га), Братском (5,8 тыс. га) административных районах;
- приемка земель, находящихся на балансе различных хозяйствующих субъектов, и лесов, расположенных на землях запаса, по решениям муниципальных органов власти на общей площади 3,4 тыс. га и передача земель лесного фонда другим организациям (4,2 тыс. га).
Рассматривая динамику общей площади лесных пространств Иркутской области за более продолжительный период времени, необходимо отметить, что максимальная ее величина (72376,5 тыс. га) зафиксирована учетом лесного фонда на 1 января 1973 года, минимальная - на 1 января 1998 года (71079,3 тыс. га). За последние 35 лет общая площадь лесных пространств, согласно учетным данным, сократилась на 1,3%. Это свидетельствует, с одной стороны, о высоких темпах перевода земель лесного фонда в другие категории земельных угодий. Продолжалось освоение лесных земель под объекты промышленного и гражданского строительства (появление новых и расширение существующих городов, строительство транспортных путей и других объектов, затопление обширных таежных массивов водохранилищами гидроэлектростанций Ангарского каскада), сельскохозяйственные угодья, садоводство, огородничество и иные цели. С другой стороны, сельскохозяйственные угодья бывших колхозов и совхозов, зачастую, зарастали древесной растительностью. Имели место многочисленные факты выявления "ничейных" лесных массивов и неучтенных лесов, произрастающих на землях, закрепленных за конкретным землепользователем, уточнение площади лесов при проведении лесоустроительных изысканий <1>.
________________
<1> Ващук Л.Н., Швиденко А.З. Динамика лесных пространств Иркутской области. - Иркутск: ОАО "Ирк. Обл. тип. N 1", 2006. - 392 с.
За пять лет, предшествующих разработке Лесного плана, в целом по области существенно увеличился размер покрытых лесной растительностью земель (на 1370,7 тыс. га, или 2,2%), в результате чего лесистость региона выросла с 81,1% до 83%. Произошло это увеличение, прежде всего, в результате инвентаризации в 2003 - 2004 годах лесов Бодайбинского лесхоза (на 1364 тыс. га), в основном, за счет кустарников, которые при аэротаксационном обследовании 1953 года были протаксированы нелесными землями (гольцами, каменистыми россыпями, болотами). Площадь кустарниковых зарослей оказалась большей по сравнению с учетными данными 2003 года в этом лесхозе на 1272 тыс. га, или в 2 раза, а в целом по области - на 32%.