Недействующий

 
ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2009 года N 23-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу в связи с истечением срока действия, установленного п. 2 данного документа.
____________________________________________________________________

(в редакции Указов Губернатора Иркутской области от 26.11.2013 N 445-уг, от 26.03.2015 N 50-уг, от 20.01.2016 N 9-уг)


В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Лесной план Иркутской области.

2. Настоящее постановление действует в течение десяти лет.

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Областная".

И.Э.ЕСИПОВСКИЙ





ЛЕСНОЙ ПЛАН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Указа Губернатора Иркутской области от 20.01.2016 N 9-уг)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади расположенных на ее территории лесов (71,5 млн. га) и отличается высокой лесистостью своих территорий. Общий запас древесины составляет 9 млрд. м(3), в том числе запас спелых и перестойных насаждений основных лесообразующих пород - более 5 млрд. м(3). Покрытые лесной растительностью земли занимают 64,3 млн. га, что составляет 83% от территории области. По этому показателю регион относится к числу наиболее многолесных среди субъектов Российской Федерации. Здесь сосредоточено 12% запасов древесины спелых лесов страны, а доля особо ценных хвойных пород, таких как сосна и кедр, значительна даже в масштабах планеты.

По данным государственного лесного реестра на 1 января 2015 года, большая часть территории Иркутской области занята землями лесного фонда - 69418,3 тыс. га, из них:

- лесные земли:

- земли, покрытые лесной растительностью, - 62688,3 тыс. га;

- земли, не покрытые лесной растительностью, - 2031,8 тыс. га, из них пригодные для выращивания леса - 963,1 тыс. га;

- нелесные земли - 4698,2 тыс. га.

Практически все леса, за исключением расположенных на землях населенных пунктов, являются федеральной государственной собственностью. Государственное управление в части использования земель лесного фонда и лесов на землях иных категорий в 2014 году осуществляли три ведомства: Федеральное агентство лесного хозяйства (с делегированием полномочий по управлению использованием лесов Правительству Иркутской области) на площади 69418,3 тыс. га (леса на землях лесного фонда), Министерство природных ресурсов Российской Федерации на площади 1550,2 тыс. га (леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий) и Министерство обороны - 443,3 тыс. га.

Породный состав лесов Иркутской области характеризуется значительным преобладанием хвойных пород - 85% от общего запаса.

В отличие от многих регионов Российской Федерации, Иркутская область не только располагает уникальными по качеству и размерам лесными ресурсами, но и выгодными условиями их использования:

- развитой деревообрабатывающей промышленностью;

- дешевыми и значительными по запасам топливно-энергетическими ресурсами (стоимость 1 кВт/час электроэнергии составляет 0,84 руб., стоимость 1 Гкал - 414 руб.);

- наличием водных, энергетических, людских ресурсов и транспортных связей.

Иркутский регион обладает научным потенциалом, обеспечивающим проектирование предприятий химической и механической переработки древесины, разработку проектов освоения лесного фонда. В Иркутской области создана учебная база для подготовки высококвалифицированных кадров по широкому спектру специальностей лесопромышленной отрасли.

Основной целью промышленной политики в лесной отрасли региона является формирование диверсифицированного устойчивого территориального комплекса с полным производственным циклом от заготовки древесины до выпуска продукции глубокой переработки.

Правительство области выступает координатором интенсивного привлечения в лесопромышленный комплекс экономики инвестиций. Приоритет в части обеспечения лесными ресурсами, подбора требуемых площадок, формирования инвестиционных предложений отдается проектам, ориентированным на глубокую переработку древесины. Сотрудничество администрации Иркутской области и инвестиционных структур строится на основе государственно-частного партнерства.

В основу разработки проекта Лесного плана Иркутской области положены основные принципы государственной политики в сфере лесного хозяйства:

- развитие лесного законодательства и правоохранительной практики;

- совершенствование структуры управления лесным комплексом;

- содействие мерам по воспроизводству лесов;

- противодействие незаконному обороту древесины, развитие аэрокосмического мониторинга лесопользования;

- повышение конкурентоспособности лесной промышленности;

- продвижение приоритетных проектов по развитию лесной инфраструктуры;

- содействие развитию деревянного домостроения и биоэнергетики;

- совершенствование государственного регулирования экспорта лесных товаров и импорта технологий;

- содействие развитию системы школьных лесничеств, национальных и международных юниорских лесных конкурсов;

- развитие конструктивного диалога со структурами гражданского общества.

Указанные принципы обеспечивают устойчивое управление лесами:

- соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов;

- повышение доходов от использования лесных ресурсов;

- своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Основанием для разработки Лесного плана послужили следующие документы:

1. Лесной кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ.

2. Типовая форма Лесного плана субъекта Российской Федерации, утвержденная приказом Рослесхоза от 5 октября 2011 года N 423.

3. Другие законодательные и нормативные правовые акты, перечень которых приведен в приложении 30.

Лесной план Иркутской области на 2009 - 2018 годы разработан в 2008 году ООО "Геонавигатор" (Санкт-Петербург) совместно с разработчиками лесохозяйственных регламентов (Прибайкальский филиал государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг") и схемы территориального планирования (Санкт-Петербургский ФГУП "Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики").

Внесение изменений в Лесной план Иркутской области в 2012 году выполнило ООО "Волжский Институт Леса" во исполнение государственного контракта N 2012.43682 от 22 мая 2012 года, заключенного между агентством лесного хозяйства Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью "Волжский Институт Леса".

Внесение изменений в Лесной план Иркутской области в 2014 году выполнило агентство лесного хозяйства Иркутской области. Изменения внесены по тексту подраздела 1.1.8 в соответствии с поручением заместителя Губернатора Иркутской области - руководителя Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области от 11 июля 2014 года N 07-97-1058/4 в целях реализации Федерального закона от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Внесением изменений в Лесной план Иркутской области в 2015 году занимались одновременно агентство лесного хозяйства Иркутской области и Прибайкальский филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект").

Агентство лесного хозяйства Иркутской области внесло изменения на основании поручений заместителя Губернатора Иркутской области - руководителя Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, министерства юстиции Иркутской области, сделанных в целях реализации нормативно-правовых актов:

- Федерального закона от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений";

- Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации";

- постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 года N 171 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 838";

- Федерального закона от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений";

- Закона Иркутской области от 7 июля 2015 года N 60-ОЗ "О признании утратившими силу отдельных законов Иркутской области и отдельных положений законов Иркутской области".

Изменения агентством лесного хозяйства Иркутской области в 2015 году внесены по тексту Лесного плана в оглавление, разделы и подразделы 1.2.5.1, 1.4.1.1, 1.4.1.11, 2.2.2.3, 2.2.2.4, 2.2.2.6, 2.2.2.7, 2.3, 2.3.10, 2.4.4, 2.5.2, 2.7.1, 3.1.1, в приложения 14 и 30 в соответствии с вышеуказанными поручениями. В приложения 21 и 22 изменения внесены по предложению Рослесхоза.

Прибайкальским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" работы выполнялись на основании государственного контракта N 216/2015 от 6 августа 2015 года, заключенного между агентством лесного хозяйства Иркутской области и федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг". Необходимо отметить, что изменения вносились не во все разделы Лесного плана, а лишь в некоторые из них, обозначенные в приложении к упомянутому государственному контракту, выписка из которого помещена в приложении 31. В частности, не вносились изменения в разделы 1.2, 1.4, 2.2, 2.4, 2.6, 2.7, в главу III, а также в приложения 5, 21 - 24, предусмотренные Типовой формой лесного плана субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Рослесхоза от 5 октября 2011 года N 423 "Об утверждении Типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки".

Юридический адрес ФГБУ "Рослесинфорг": 115035, г. Москва, ул. Садовническая, дом 56/49, стр. 1.

Почтовый адрес филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект": 664040, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. N 150, а/я 203. Телефоны: (8-3952) 44-22-34, факс: (8-3952) 44-22-31. E-mail: prbk.lp@roslesinforg.ru.

Лесной план Иркутской области подготовлен на основе:

- материалов лесоустройства;

- государственного лесного реестра;

- отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов;

- документов стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области, в частности: государственной программы Иркутской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 23 октября 2014 года N 518-пп, Концепции социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года, Инвестиционной стратегии Иркутской области на период до 2025 года;

- схемы территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2012 года N 607-пп.

Установленный срок действия Лесного плана Иркутской области - с 1 января 2009 года по 31 декабря 2018 года.

1. Характеристика состояния лесов и их использования

1.1. Информация о состоянии лесов и об изменении состояния лесов, их целевом назначении по лесничествам и лесопаркам, а также о лесорастительных зонах и лесных районах (по состоянию на год, предшествующий году разработки Лесного плана)

1.1.1. Количественная и качественная оценка изменений состояния лесов за предшествующий разработке Лесного плана 5-летний период


Леса находятся в постоянной динамике. Под влиянием деятельности человека и естественных сил природы происходит смена категорий земель, породного состава и возрастной структуры лесов, других таксационных характеристик насаждений. Древостои возникают, развиваются, отмирают и возобновляются новыми поколениями деревьев, уничтожаются под натиском топора, лесных пожаров, вредителей леса, промышленных загрязнений, экстремальных природных явлений (ураганные ветры, климатические аномалии, например, преждевременное выпадение снега в период, когда деревья еще не сбросили листву, и другие).

Динамика лесных пространств аккумулирует все природные и антропогенные воздействия на лес и, в конечном итоге, является зеркалом состояния лесов, особенностей функционирования лесных экосистем и основных тенденций их развития. Анализ ее результатов является объективной основой для оценки взаимодействия человеческого общества и леса и, в частности, хозяйственной деятельности человека в лесу, служат информационной основой для прогнозирования использования и воспроизводства лесных ресурсов на ближнюю и отдаленную перспективу.

По состоянию на 1 января 2003 года общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, на территории Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, который в то время являлся самостоятельным субъектом Российской Федерации, составляла 71,26 млн. га, или 92% ее территории. Под управлением Министерства природных ресурсов Российской Федерации находилось 69,33 млн. га (97,3%), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - 1,44 млн. га (2,0%), Министерства обороны Российской Федерации - 0,44 млн. га (0,6%), на землях городских поселений числилось 0,05 млн. га лесов (0,1%).

За пять лет до разработки Лесного плана структура управления лесами значительно отличалась от ныне существующей. На землях лесного фонда функционировали: 52 лесхоза Главного управления природных ресурсов по Иркутской области, 6 лесхозов управления природных ресурсов по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, 14 сельских лесхозов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, леса сельскохозяйственных формирований, не объединенные в сельские лесхозы. В материалах учета лесного фонда по состоянию на 2003 год информация о лесах приведена по лесохозяйственным предприятиям, границы которых не всегда совпадали с границами нынешних территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов - лесничеств. В силу вышеизложенного не представлялось возможным осуществить количественную и качественную оценку изменения состояния лесов за предплановый пятилетний период именно в границах, функционирующих на момент разработки Лесного плана 37 лесничеств. Такая работа выполнена по всей территории лесов Иркутской области в разрезе категорий земель (земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий, земли обороны и безопасности) и в разрезе лесничеств, для которых показатели 2003 года определялись как сумма показателей вошедших в их состав лесохозяйственных предприятий, функционирующих на соответствующую учетную дату (приложение 25). Поскольку детальная информация по городским лесам отсутствовала, динамика количественных и качественных показателей состояния лесов области за 2003 - 2008 годы приведена без учета лесов, расположенных на землях населенных пунктов, занимающих всего 0,1% их общей площади.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»