Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2014 года N 328

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕМОРАНДУМА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2016 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 13 июля 2019 года N 581

____________________________________________________________________


В целях повышения эффективности взаимодействия участников инновационной деятельности в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2014 - 2016 годы.

2. Предложить субъектам инновационной деятельности ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, представлять в Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу информацию по показателям, указанным в Инновационном меморандуме Республики Татарстан на 2014 - 2016 годы.

3. Комитету Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу ежегодно осуществлять мониторинг исполнения субъектами инновационной деятельности закрепленных за ними целевых ориентиров и до 1 июня года, следующего за отчетным, направлять сводные итоги в Министерство экономики Республики Татарстан.

4. Министерству экономики Республики Татарстан ежегодно обеспечивать публикацию результатов мониторинга исполнения субъектами инновационной деятельности закрепленных за ними целевых ориентиров в Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".

5. Признать утратившими силу следующие Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:

от 24.01.2011 N 38 "Об утверждении Инновационного меморандума Республики Татарстан на 2011 - 2013 годы";

от 10.09.2011 N 757 "О внесении изменений в Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011 - 2013 годы, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2011 N 38 "Об утверждении Инновационного меморандума Республики Татарстан на 2011 - 2013 годы".

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ






Утвержден
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 17 мая 2014 года N 328

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕМОРАНДУМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2016 ГОДЫ

1. Общие положения


1.1. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2014 - 2016 годы (далее - Меморандум) разработан в соответствии со статьями 9 и 11 Закона Республики Татарстан от 2 августа 2010 года N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" и Стратегией развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 17 июня 2008 года N УП-293 "Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года".

1.2. Меморандум - документ, определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов, направленный на содействие реализации следующих ключевых задач экономической политики Республики Татарстан:

повышение эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности экономики республики и качества жизни населения;

достижение прогрессивных изменений в качестве экономического роста посредством инициации структурных преобразований, направленных на диверсификацию экономики Республики Татарстан, сокращение в ней доли периферийных секторов;

интенсификация процессов вхождения экономики в фазу постиндустриального развития за счет последовательного выполнения государственными и общественными институтами, а также бизнес-сообществом требований, диктуемых стратегией модернизации;

стимулирование создания в экономике Республики Татарстан производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов; содействие их росту наравне с модернизацией смежных производств.

1.3. Цель Меморандума - обнародование принципов, направлений, инструментария и иных ключевых аспектов формирования и проведения государственной инновационной политики в Республике Татарстан для координации и обеспечения согласованного функционирования субъектов инновационной деятельности, для повышения эффективности государственного регулирования инновационной сферы и скорейшего достижения его основных ориентиров.

1.4. Результаты исполнения Меморандума освещаются в ежегодно публикуемом Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".

2. Направления государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан


Основными направлениями государственного регулирования инновационной деятельности, определяемыми настоящим Меморандумом, являются:

повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала высокотехнологичных секторов экономики на основе разработки и внедрения передовых технологий;

повышение уровня интеграции между организациями фундаментальной и прикладной науки, вузами и предприятиями;

дальнейшее развитие и совершенствование деятельности инновационной инфраструктуры;

формирование территорий инновационного развития и развитие инновационных кластеров;

обеспечение государственной поддержки инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для высокотехнологичных организаций и оказания им на начальном этапе государственной поддержки;

координация действий институтов развития, способствующих поддержке инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла;

вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства;

создание инфраструктуры коммерциализации технологий;

содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;

обеспечение информационной поддержки инновационной деятельности;

популяризация научной и инновационной деятельности;

поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий.

3. Приоритетные направления инновационного развития экономики Республики Татарстан


Основными тенденциями мирового технологического развития до 2020 года являются:

формирование развитых информационно-телекоммуникационных сетей;

широкое внедрение материалов со специальными свойствами (в первую очередь композиционных материалов);

начало формирования рынка нанотехнологий, переход от микроэлектроники к нано- и оптоэлектронике как новому ядру информационных технологий;

начало широкого использования биотехнологий, которые изменят не только традиционный аграрный сектор, но и станут основой развития высокотехнологичных методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения;

достижение с использованием технологий альтернативной энергетики экономически приемлемых параметров;

улучшение экологических параметров тепловой энергетики;

радикальные изменения в методах и средствах природоохранной деятельности, что уменьшит техногенное воздействие на биосферу Земли.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Республике Татарстан утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.11.2012 N 2006-р и включают в себя:

1. Рациональное природопользование, экология и охрана окружающей среды.

2. Комплексное освоение ресурсов углеводородного сырья.

3. Наукоемкое машиностроение.

4. Полимерные, композиционные и энергонасыщенные материалы.

5. Наноиндустрия.

6. Информационно-коммуникационные системы, приборы и защита информации.

7. Энергетика, энергоэффективность и энергоресурсосберегающие технологии.

8. Архитектура и строительство.

9. Фундаментальная и прикладная медицина.

10. Биотехнологии.

11. Воспроизводство плодородия почв, адаптивно-ландшафтные системы земледелия.

12. История и культура татарского народа и Татарстана.

Приоритетные инфраструктурные проекты Республики Татарстан:

особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга";

особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Иннополис";

международный инвестиционный технополис "СМАРТ Сити Казань";

технополис "Химград";

государственное автономное учреждение "Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк".

4. Основные направления инновационной деятельности предприятий и организаций Республики Татарстан


Инновационное развитие предприятий и организаций Республики Татарстан должно осуществляться с учетом приоритетов государственной инновационной политики и направлено на:

разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню;

улучшение потребительских свойств производимой продукции;

уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;

рост производства и экспорта инновационной продукции.

В целях повышения эффективности научно-технической и инновационной деятельности предприятиям и организациям Республики Татарстан необходимо обеспечить эффективное взаимодействие с:

научными организациями (формирование совместных планов научно-технологических работ и проведение научных исследований для создания конкурентоспособных технологий и продуктов);

субъектами малого и среднего инновационного предпринимательства, региональными и федеральными институтами развития, субъектами инновационной инфраструктуры.

В части определения ориентиров по расходам компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и модернизацию технологий для обеспечения должного уровня конкурентоспособности республиканских компаний отношение объема финансирования ими научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к выручке компаний должно в целом соответствовать аналогичным показателям зарубежных компаний, работающих в аналогичных отраслях, с установлением определенного переходного периода (3 - 5 лет) для их достижения.

5. Макроэкономические ориентиры инновационной политики Республики Татарстан


Макроориентиры системы государственного регулирования инновационной деятельности, определяемые настоящим Меморандумом, представлены в следующей таблице:

N п/п

Наименование показателя

Прогнозные значения

2014 год

2015 год

2016 год

1

2

3

4

5

1. Интеллектуальный капитал

1.1.

Численность аспирантов и докторантов в расчете на 100 тыс. человек населения

112,5

114,2

115,3

1.2.

Численность лиц, занимающихся исследованиями и разработками, на 10 тыс. человек населения

36,7

37,2

38,1

1.3.

Доля исследователей технических наук в общей численности исследователей, процентов

67,8

68,5

69,7

1.4.

Доля специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности сотрудников, выполняющих исследования и разработки, процентов

не менее 92,0

не менее 92,0

не менее 92,0

1.5.

Изобретательская активность (количество поданных заявок на патенты на 10 тыс. человек), штук

2,5

2,8

3,1

2. Финансовые вложения в науку и создание инноваций

2.1.

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте, процентов

1,4

1,77

2,0

2.2.

Удельный вес затрат на научные исследования и разработки, финансируемые за счет собственных средств организаций, процентов

36,0

38,0

40,0

2.3.

Доля внутренних затрат на информационно-коммуникационные технологии в валовом региональном продукте, процентов

1,9

2,2

2,4

2.4.

Доля внутренних затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации в валовом региональном продукте, процентов

3,6

3,7

3,8

3. Результаты инновационной деятельности

3.1.

Уровень инновационной активности организаций (доля инновационно активных предприятий в общем количестве), процентов

19,5

20,3

21,4

3.2.

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций, процентов

23,6

26,0

28,4

3.3.

Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте, процентов

20,5

21,3

22,1

3.4.

Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, процентов

27,0

30,0

32,0

3.5.

Доля продукции, вновь внедренной или подвергшейся значительным технологическим изменениям, в общем объеме инновационной продукции инновационно активных предприятий, процентов

39,1

40,2

41,4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»