ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2014 года N 328
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕМОРАНДУМА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2016 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 13 июля 2019 года N 581
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности взаимодействия участников инновационной деятельности в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2014 - 2016 годы.
2. Предложить субъектам инновационной деятельности ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, представлять в Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу информацию по показателям, указанным в Инновационном меморандуме Республики Татарстан на 2014 - 2016 годы.
3. Комитету Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу ежегодно осуществлять мониторинг исполнения субъектами инновационной деятельности закрепленных за ними целевых ориентиров и до 1 июня года, следующего за отчетным, направлять сводные итоги в Министерство экономики Республики Татарстан.
4. Министерству экономики Республики Татарстан ежегодно обеспечивать публикацию результатов мониторинга исполнения субъектами инновационной деятельности закрепленных за ними целевых ориентиров в Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".
5. Признать утратившими силу следующие Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕМОРАНДУМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2016 ГОДЫ
1.1. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2014 - 2016 годы (далее - Меморандум) разработан в соответствии со статьями 9 и 11 Закона Республики Татарстан от 2 августа 2010 года N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" и Стратегией развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 17 июня 2008 года N УП-293 "Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года".
1.2. Меморандум - документ, определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов, направленный на содействие реализации следующих ключевых задач экономической политики Республики Татарстан:
повышение эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности экономики республики и качества жизни населения;
достижение прогрессивных изменений в качестве экономического роста посредством инициации структурных преобразований, направленных на диверсификацию экономики Республики Татарстан, сокращение в ней доли периферийных секторов;
интенсификация процессов вхождения экономики в фазу постиндустриального развития за счет последовательного выполнения государственными и общественными институтами, а также бизнес-сообществом требований, диктуемых стратегией модернизации;
стимулирование создания в экономике Республики Татарстан производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов; содействие их росту наравне с модернизацией смежных производств.
1.3. Цель Меморандума - обнародование принципов, направлений, инструментария и иных ключевых аспектов формирования и проведения государственной инновационной политики в Республике Татарстан для координации и обеспечения согласованного функционирования субъектов инновационной деятельности, для повышения эффективности государственного регулирования инновационной сферы и скорейшего достижения его основных ориентиров.
1.4. Результаты исполнения Меморандума освещаются в ежегодно публикуемом Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".
Основными направлениями государственного регулирования инновационной деятельности, определяемыми настоящим Меморандумом, являются:
повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала высокотехнологичных секторов экономики на основе разработки и внедрения передовых технологий;
повышение уровня интеграции между организациями фундаментальной и прикладной науки, вузами и предприятиями;
дальнейшее развитие и совершенствование деятельности инновационной инфраструктуры;
формирование территорий инновационного развития и развитие инновационных кластеров;
обеспечение государственной поддержки инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для высокотехнологичных организаций и оказания им на начальном этапе государственной поддержки;
координация действий институтов развития, способствующих поддержке инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла;
вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства;
создание инфраструктуры коммерциализации технологий;
содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
обеспечение информационной поддержки инновационной деятельности;
популяризация научной и инновационной деятельности;
поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий.
Основными тенденциями мирового технологического развития до 2020 года являются:
формирование развитых информационно-телекоммуникационных сетей;
широкое внедрение материалов со специальными свойствами (в первую очередь композиционных материалов);
начало формирования рынка нанотехнологий, переход от микроэлектроники к нано- и оптоэлектронике как новому ядру информационных технологий;
начало широкого использования биотехнологий, которые изменят не только традиционный аграрный сектор, но и станут основой развития высокотехнологичных методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения;
достижение с использованием технологий альтернативной энергетики экономически приемлемых параметров;
улучшение экологических параметров тепловой энергетики;
радикальные изменения в методах и средствах природоохранной деятельности, что уменьшит техногенное воздействие на биосферу Земли.
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Республике Татарстан утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.11.2012 N 2006-р и включают в себя:
1. Рациональное природопользование, экология и охрана окружающей среды.
2. Комплексное освоение ресурсов углеводородного сырья.
3. Наукоемкое машиностроение.
4. Полимерные, композиционные и энергонасыщенные материалы.
5. Наноиндустрия.
6. Информационно-коммуникационные системы, приборы и защита информации.
7. Энергетика, энергоэффективность и энергоресурсосберегающие технологии.
8. Архитектура и строительство.
9. Фундаментальная и прикладная медицина.
10. Биотехнологии.
11. Воспроизводство плодородия почв, адаптивно-ландшафтные системы земледелия.
12. История и культура татарского народа и Татарстана.
Приоритетные инфраструктурные проекты Республики Татарстан:
особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга";
особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Иннополис";
международный инвестиционный технополис "СМАРТ Сити Казань";
технополис "Химград";
государственное автономное учреждение "Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк".
Инновационное развитие предприятий и организаций Республики Татарстан должно осуществляться с учетом приоритетов государственной инновационной политики и направлено на:
разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню;
улучшение потребительских свойств производимой продукции;
уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;
рост производства и экспорта инновационной продукции.
В целях повышения эффективности научно-технической и инновационной деятельности предприятиям и организациям Республики Татарстан необходимо обеспечить эффективное взаимодействие с:
научными организациями (формирование совместных планов научно-технологических работ и проведение научных исследований для создания конкурентоспособных технологий и продуктов);
субъектами малого и среднего инновационного предпринимательства, региональными и федеральными институтами развития, субъектами инновационной инфраструктуры.
В части определения ориентиров по расходам компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и модернизацию технологий для обеспечения должного уровня конкурентоспособности республиканских компаний отношение объема финансирования ими научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к выручке компаний должно в целом соответствовать аналогичным показателям зарубежных компаний, работающих в аналогичных отраслях, с установлением определенного переходного периода (3 - 5 лет) для их достижения.
Макроориентиры системы государственного регулирования инновационной деятельности, определяемые настоящим Меморандумом, представлены в следующей таблице:
N п/п | Наименование показателя | Прогнозные значения | ||
2014 год | 2015 год | 2016 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Интеллектуальный капитал | ||||
1.1. | Численность аспирантов и докторантов в расчете на 100 тыс. человек населения | 112,5 | 114,2 | 115,3 |
1.2. | Численность лиц, занимающихся исследованиями и разработками, на 10 тыс. человек населения | 36,7 | 37,2 | 38,1 |
1.3. | Доля исследователей технических наук в общей численности исследователей, процентов | 67,8 | 68,5 | 69,7 |
1.4. | Доля специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности сотрудников, выполняющих исследования и разработки, процентов | не менее 92,0 | не менее 92,0 | не менее 92,0 |
1.5. | Изобретательская активность (количество поданных заявок на патенты на 10 тыс. человек), штук | 2,5 | 2,8 | 3,1 |
2. Финансовые вложения в науку и создание инноваций | ||||
2.1. | Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте, процентов | 1,4 | 1,77 | 2,0 |
2.2. | Удельный вес затрат на научные исследования и разработки, финансируемые за счет собственных средств организаций, процентов | 36,0 | 38,0 | 40,0 |
2.3. | Доля внутренних затрат на информационно-коммуникационные технологии в валовом региональном продукте, процентов | 1,9 | 2,2 | 2,4 |
2.4. | Доля внутренних затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации в валовом региональном продукте, процентов | 3,6 | 3,7 | 3,8 |
3. Результаты инновационной деятельности | ||||
3.1. | Уровень инновационной активности организаций (доля инновационно активных предприятий в общем количестве), процентов | 19,5 | 20,3 | 21,4 |
3.2. | Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций, процентов | 23,6 | 26,0 | 28,4 |
3.3. | Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте, процентов | 20,5 | 21,3 | 22,1 |
3.4. | Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, процентов | 27,0 | 30,0 | 32,0 |
3.5. | Доля продукции, вновь внедренной или подвергшейся значительным технологическим изменениям, в общем объеме инновационной продукции инновационно активных предприятий, процентов | 39,1 | 40,2 | 41,4 |