Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2015 года N 688

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2018 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 ноября 2023 года N 1433

____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 - 2018 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 17 сентября 2015 года N 688

КОНЦЕПЦИЯ ИНКЛЮЗИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2018 ГОДЫ


 1. Общие положения


Концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 - 2018 годы (далее - Концепция) определяет совокупность целей, задач и приоритетов, обеспечивающих реализацию единой стратегии Республики Татарстан по формированию и развитию правовых, экономических и организационных условий для эффективной социализации различных слоев населения в демократическом обществе, правовом государстве с рыночной экономикой.

Термин "инклюзия" происходит от латинского слова "inclusio" - "заключение, включение".

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении Государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Настоящая Концепция является основой для нормотворческой деятельности, разработки программ, ориентированных на развитие инклюзии в социальной политике Республики Татарстан.


2. Мировая и отечественная практика социальной инклюзии


Законодательные инициативы в сфере социальной инклюзии до конца XX века как за рубежом, так и в России проявлялись фрагментарно и не носили устойчивой тенденции. Данная деятельность регламентировалась косвенными законодательными актами, нормативными правовыми документами, в частности декларациями, конвенциями, конституциями, законами об образовании и социальной защите, миграции и др. С 1995 года в русле международного гуманитарного права принимаются новые нормативные акты, государство поворачивается к проблемам социально уязвимых групп населения, в том числе и в сфере получения профессионального (начального, среднего, высшего, а также дополнительного) образования.

В ряде стран мира внедряются стратегии социальной инклюзии, проводится мониторинг их реализации. Политический курс на социальную инклюзию принят Великобританией, Канадой, Австралией и многими другими государствами, в том числе и странами Европейского Союза. Например, Национальный план социальной инклюзии Словакии предполагает три стратегические цели: 1) поддержка занятости и трудоспособности групп, сталкивающихся с риском социального исключения, 2) аккумуляция неотъемлемых ресурсов, позволяющих людям вести достойную жизнь, поддерживая их мотивацию к самообеспечению и независимости, 3) применение комплексного подхода, чтобы совладать с социальным исключением в поселениях цыган.

В Европейском Союзе разработана специальная методология оценки социальной защиты и социальной инклюзии, которая основана на взаимном обследовании (peer review), которое осуществляется между странами Европейского Союза. Взаимное обследование - это ключевой инструмент так называемого социального "открытого метода координации" ('Open Method of Coordination'). Они позволяют организовать открытую дискуссию по политике и практике социальной защиты и социальной инклюзии в различных странах Европейского Союза и способствуют процессу обмена информацией и взаимообучению.

Среди программ, подвергаемых оценкам, есть те, что направлены на инвалидов, мигрантов, меньшинства, социально уязвимые группы женщин и детей, а сфокусированы они на проблемах занятости, социального обслуживания, здравоохранения, образования. При этом главным акцентом является активная социальная инклюзия, предполагающая участие разных факторов и субъектов социального действия, направленная на достижение ощутимых эффектов.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) есть реализация стратегических целей, которые предполагают условия интенсивного и инновационного развития социальной политики с учетом таких требований, как достижение социального согласия, содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства.

Концепция декларирует переход от системы массового образования к образованию для всех, причем в задачу модернизации образования входит создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а к 2020 году - расширение возможностей обучения таких детей в неспециализированных образовательных организациях для получения качественного образования в современных условиях. Кроме того, из обозначенного в Концепции приоритета "создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями" следует необходимость развития образовательных услуг, в том числе на уровне высшего профессионального образования и социальной инклюзии.


3. Анализ состояния и тенденций развития инклюзии в социальной политике


Важнейшая задача современного общества - развитие инклюзивных процессов, которые обеспечивают социальное равенство, высококачественное образование и культуру открытых отношений.

Эта задача может быть решена посредством формирования инклюзивной политики, которая является основой развития инклюзии в социальной сфере, в том числе образовании, культуре и широкой практике.

Под понятием "инклюзия" понимаются демократические в своей основе принципы и действия по включению индивида или группы, в том числе лиц с ограниченными возможностями, в более широкое сообщество, в первую очередь, в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий. Сюда можно отнести и преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью и каким-либо другим признакам. В контур инклюзии в качестве объектов социальной инклюзии включаются люди, нуждающиеся в особом подходе и имеющие особые потребности. Это потребности, которые связаны как с постоянными, так и с временными причинами и обусловлены особенностями физического и (или) психического состояния человека, социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми и другими факторами. Другими словами, инклюзия означает стремление к преодолению неравенства, обретению свободы и нового качества жизни.

Сегодня инклюзию исследователи видят в основном в образовании людей с ограниченными возможностями здоровья, но этим, безусловно, нельзя ограничиваться.

К объектам социальной инклюзии относятся:

люди с ограниченными возможностями здоровья;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети из приемных семей;

одаренные личности;

представители этнических меньшинств;

лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях;

студенты-иностранцы;

трудовые мигранты;

пожилые люди.

То есть это те, для кого в процессе их жизнедеятельности необходимо создавать специальные условия и применять адаптивные технологии образования и социализации.

Обеспечение социальной инклюзии является процессом, направленным на удовлетворение самых разнообразных потребностей детей, молодежи и взрослых разных возрастных групп, включая пенсионеров, путем расширения их участия в обучении, культурной деятельности и иной жизни общества.

Так, например, стало очевидным, что трудовая миграция для России - не вопрос выбора, а вопрос необходимости. Мигранты становятся важнейшим элементом поддержания потенциала экономического развития, сохранения стабильности в отдельных регионах, обеспечения национальной безопасности. Массовый приток иноэтничных мигрантов может стать глобальной проблемой, если не удастся обеспечить инклюзию тех из них, кто работает на легальных основаниях и связывает свое будущее с Россией, и превратить их в лояльных членов общества независимо от этнической и религиозной принадлежности.

Адаптация, под которой понимается приспособление мигрантов к принимающему сообществу, необходимое, но недостаточное условие инклюзии. Адаптация предполагает лишь знание местных традиций и норм и поведение с их учетом, но не предполагает встречное постижение принимающим населением культур мигрантов. Не являются решением проблемы сегрегация и ассимиляция, ведущая к отказу мигрантов от собственной культуры.

Предполагается, что:

а) инклюзия - процесс, при котором иностранных граждан принимают в обществе в индивидуальном порядке и как группу;

б) ответственность за инклюзию лежит на самих мигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны;

в) принимающее общество несет ответственность за то, чтобы формальные права мигрантов были установлены таким образом, что индивидуум (мигрант) имеет возможность участвовать в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни;

г) мигранты, в свою очередь, уважают фундаментальные нормы и ценности принимающей страны и активно участвуют в процессе инклюзии без потери своей собственной идентичности.

Все вышесказанное относится и к иноэтничным лицам, прибывающим в республику на учебу и по иным жизненным обстоятельствам.

Очевидно, что наиболее важным блоком социальной инклюзии является сектор образования.

Инклюзивное образование закреплено в отдельной статье Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей".

Концептуально инклюзивное образование сводится к четырем аспектам:

усиление образовательного коллектива (группы, класса) - все обучающиеся должны быть членами коллектива или группы так, чтобы они могли принимать участие в его жизни вместе с другими;

укрепление участия - каждый должен вносить свой вклад в коллектив исходя из своих способностей;

повышение демократичности - каждый должен быть услышан и все обучающиеся и их близкие люди должны иметь возможность выражения своих интересов;

улучшение результата - каждый должен получить качественное обучение.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц;

оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Республика Татарстан является одним из передовых регионов России, инициатором реализации многих государственных программ, в том числе и в сфере образования. Законодательное закрепление образования лиц с особыми образовательными потребностями вместе со своими сверстниками в условиях образовательных организаций требует мобилизации усилий всех секторов общества для построения в республике новой модели образования, доступной для всех категорий населения. Гарантией возможности обеспечения социального равенства для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан является реализация Государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023, благодаря которой к 2020 году ожидается значительное повышение уровня доступности социальных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп.

В числе основных мероприятий Программы - обеспечение доступности общеобразовательных организаций, учреждений профессионального образования для беспрепятственного доступа инвалидов с учетом их особых потребностей.

В настоящее время в Республике Татарстан функционируют 1 890 дошкольных образовательных организаций, где обеспечена защита прав детей-инвалидов на дошкольное образование, создано 51 специальное (коррекционное) учреждение, более 1,5 тысячи детей охвачены домашней формой обучения, активно развивается дистанционная форма обучения детей-инвалидов в общеобразовательных организациях. Лица с инвалидностью имеют возможность учиться в 69 профессиональных образовательных организациях. Однако современная система образования Республики Татарстан требует дальнейшего совершенствования для повышения уровня ее доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для других категорий граждан, чьи образовательные потребности имеют свои особенности.

Педагогическая практика и локальный опыт реализации идей инклюзивного образования в образовательных организациях всех уровней образования показывают, что необходимо создать преемственную систему инклюзивного образования, охватывающую все уровни образования: дошкольное образование, общеобразовательную организацию, профессиональное и дополнительное образование. Системность инклюзивного образования заключается в том, что его организация ориентирована на разнообразные категории населения, включение которых в образовательную деятельность выстраивается с учетом особенностей их образовательных потребностей.

Международное законодательство в области инклюзивного образования имеет более чем полувековую историю развития. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Саламанкская декларация закрепляют право каждого человека на доступное образование на всех его ступенях, вводят запрет на проявление любой дискриминации в области образования.

Что касается других аспектов системы социальной инклюзии, то отдельные ее направления успешно реализуются как за рубежом, так и в Российской Федерации. К таким направлениям можно отнести, например, систему социальной адаптации трудовых мигрантов, развитие института приемных семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, института приемных семей для пожилых граждан, создание центров развития для одаренных детей и ряд других.

Однако необходимо констатировать, что сегодня в Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан, можно выделить лишь отдельные разрозненные фрагменты социальной инклюзии (образовательные организации, реабилитационные центры, центры социальной защиты и социального обслуживания, медицинские организации, предприятия и организации, пеницитарные учреждения, культовые учреждения, общественные организации). Более того, как правило, они имеют свои различные (локальные) цели, отсутствует единая методическая и правовая база. Как правило, специалисты, занимающиеся инклюзивным образованием, имеют недостаточную для этого квалификацию, и в целом программы подготовки эклектичны и оторваны от реальной практики. По мнению экспертов, сегодня в Республике Татарстан существуют проблемы системного характера, что обусловлено непроработанностью целостного контекста социальной политики. Это выражается в отсутствии:

комплексного межведомственного подхода в долгосрочной политике;

понимания и поддержки в обществе интересов, связанных с продвижением инклюзивного образования и социальной инклюзии.

Таким образом, региональная модель инклюзивной политики предполагает как решение частных проблем, так и в целом формирование новой культуры общественных отношений - инклюзивной культуры. Лучшие образцы мировой практики убедительно доказывают возможность реализации инклюзивных подходов, неутопичность самой идеи и эффективность социальных изменений.

В качестве инструмента функционального анализа излагаемых в настоящей Концепции предложений по решению проблем институционального характера определены институциональные факторы:

нормативное правовое обеспечение;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»