ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 года N 438-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ОТ 30.09.2013 N 503-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" постановляю:
1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 503-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" следующее изменение:
государственную программу Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
первого заместителя
Губернатора края -
председателя
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2014 года N 438-п
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 года N 503-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ"
1. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ"
Наименование государственной программы | "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" (далее - государственная программа) |
Основания для разработки государственной программы | статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; |
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство) |
Соисполнители государственной программы | министерство спорта и молодежной политики Красноярского края; |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | подпрограммы государственной программы: |
Цели государственной программы | обеспечение населения Красноярского края качественными жилищно-коммунальными услугами в условиях развития рыночных отношений в отрасли и ограниченного роста оплаты жилищно-коммунальных услуг; |
Задачи государственной программы | развитие, модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда Красноярского края; |
Сроки реализации государственной программы | 2014 - 2017 годы |
Перечень целевых показателей и показателей результативности государственной программы | целевые показатели: |
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы | общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2017 годах за счет всех источников финансирования составит 42591980,9 тыс. рублей, |
Перечень объектов недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края, подлежащих строительству, реконструкции, техническому перевооружению или приобретению | приложение N 3 к паспорту государственной программы |
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРОЧИХ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Общие положения
Жилищно-коммунальное хозяйство является базовой отраслью экономики Красноярского края, обеспечивающей население Красноярского края жизненно важными услугами: отоплением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением.
Согласно опросам общественного мнения, проводимым Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на протяжении нескольких последних лет ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве остается главной проблемой, волнующей россиян (в том числе и жителей Красноярского края).
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Основными показателями, характеризующими отрасль жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, являются:
высокий уровень износа основных производственных фондов, в том числе транспортных коммуникаций и энергетического оборудования, до 60 - 70% обусловленный принятием в муниципальную собственность объектов коммунального назначения в ветхом и аварийном состоянии;
высокие потери энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, составляющие 30 - 50%, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия;
высокая себестоимость производства коммунальных услуг из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности и, вследствие этого, незначительная инвестиционная привлекательность объектов;
отсутствие очистки питьевой воды и недостаточная степень очистки сточных вод на значительном числе объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Уровень износа коммунальной инфраструктуры на территории Красноярского края составляет 59,88%. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. В государственной программе запланировано постепенное снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 59,0% в 2017 году.
На территории Красноярского края за 2012 год организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, предоставлены следующие объемы коммунальных ресурсов:
холодная вода - 209,9 млн м3;
горячая вода - 74,5 млн м3;
водоотведение - 276 млн м3;
тепловая энергия - 32,4 млн Гкал;
электрическая энергия - 24,5 млрд кВат/час;
утилизация бытовых отходов - 4,4 млн м3;
сжиженный газ - 24,5 млн кг.
Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Красноярского края на текущий момент составляет 57,1% (планируется увеличение данного показателя до 57,9% в 2017 году). Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях.
Как правило, капитальный ремонт осуществляется в минимально необходимых объемах, в лучшем случае - с частичной модернизацией.
Следует отметить, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют место быть неплатежи населения, недостаточная информационная открытость ресурсоснабжающих организаций.
Доходы организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги на территории Красноярского края, в год составляют порядка 93,2 млрд рублей при объеме расходов 94,8 млрд рублей. При этом возмещение населением затрат за предоставление услуг составляет 39,5 млрд рублей (или 88,5% от стоимости предоставленных населению услуг).
Вместе с тем в жилищно-коммунальном хозяйстве в настоящее время активно проводятся преобразования, закладывающие основы развития отрасли на долгосрочную перспективу. На федеральном уровне приняты новые законы, регулирующие отношения в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Утверждены или находятся в стадии утверждения десятки подзаконных нормативных правовых актов, которые создают фундамент для новой системы регулирования. Устанавливаются детальные требования к качеству и надежности жилищно-коммунальных услуг. Принят федеральный закон, призванный системно решить задачу капитального ремонта многоквартирных домов. Во многом пересмотрены правила работы управляющих организаций.
Работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства далека от завершения, и для достижения запланированных результатов необходимо точное и последовательное выполнение мероприятий в соответствии с задачами, определенными государственной программой.
Эффективное государственное регулирование коммунального хозяйства, при котором достигается баланс интересов всех сторон, будет обеспечиваться путем реализации заложенных в отраслевое законодательство механизмов следующих мероприятий:
государственная регистрация объектов централизованных систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
разработка схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
создание системы капитального ремонта многоквартирных домов;
обеспечение контроля за формированием целевых показателей деятельности и подготовкой на их основе инвестиционных программ, финансируемых, в том числе, за счет привлечения частных инвестиций;
утверждение планов мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями и планов снижения сбросов;
обеспечение контроля за качеством и надежностью коммунальных услуг и ресурсов;
формирование долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
обеспечение социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
контроль за раскрытием информации для потребителей в соответствии с установленными стандартами.
При этом ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, могут формировать существенные риски реализации государственной программы.
2.2. Теплоснабжение
В жилищно-коммунальном комплексе Красноярского края эксплуатируются централизованные системы теплоснабжения, которые представлены 777 теплоисточниками суммарной мощностью 3,9 тыс. Гкал/час, вырабатывающих 5,64 млн Гкал тепловой энергии. По тепловым сетям протяженностью 3,17 тыс. км транспортируется тепловая энергия в объеме 13,9 млн Гкал в год с учетом 9,5 млн Гкал полученной со стороны.
Теплоисточники эксплуатируются с применением устаревших неэффективных технологических схем, где исполнение котельного оборудования не соответствует предъявляемым современным конструктивным требованиям, процесс сжигания топлива упрощается и нарушается. В результате фактически коэффициент полезного действия котельных составляет 30 - 60% вместо нормативного 75 - 80%. Расход топлива на выработку тепловой энергии превышает нормативный на 15%. Из общего количества установленных котлов в котельных коммунального комплекса только 10% автоматизированы. Отсутствие на котельных малой мощности (при открытых системах теплоснабжения) систем водоподготовки сетевой воды ведет к сокращению срока эксплуатации котельного оборудования, отсутствие в котельных оборудования по очистке дымовых газов создает неблагоприятную экологическую обстановку в поселениях Красноярского края.
Основными причинами неэффективности действующих котельных являются:
низкий коэффициент использования установленной мощности теплоисточников;
отсутствие систем водоподготовки и элементарных приборов технологического контроля;
использование топлива низкого качества;
низкий уровень обслуживания (отсутствие автоматизации технологических процессов).
В период 2010 - 2012 годов в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" на 2010 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2009 N 596-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа модернизации на 2010 - 2012 годы), при реализации проектов оптимизации систем теплоснабжения закрыто 17 аварийных высокозатратных котельных малой мощности (п. Балахта Балахтинского района, п. Киндяково Березовского района, п. Козулька Козульского района, г. Заозерный Рыбинского района, г. Ужур и с. Локшино Ужурского района, п. Шушенское Шушенского района), ведется строительство центральной котельной в с. Краснотуранске Краснотуранского района.
В настоящее время в замене нуждается 1,35 тыс. км (42,7%) ветхих тепловых сетей. При нормативном сроке службы трубопроводов 25 лет фактический срок до первого коррозионного разрушения может составлять около 5 лет, что обусловлено субъективными причинами - высоким уровнем грунтовых вод, применением некачественных строительных материалов при проведении строительно-монтажных работ.
Суммарные потери тепловой энергии в сетях составляют 16,1%, что эквивалентно 370,0 тыс. т.у.т. в год.
Проблемы в системах теплоснабжения обостряются еще и отсутствием резервирования теплоисточников по электроснабжению и водоснабжению. Отсутствие резервного питания в аварийной ситуации увеличивает вероятность отключения котельной и разморожения систем теплопотребления.
В рамках государственной программы планируется:
применение комплексного подхода к замене морально устаревших и не сертифицированных котлов на котельное оборудование с обязательной установкой систем водоподготовки в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации котельных для продления эксплуатационного срока котлов и тепловых сетей, повышения надежности работы систем теплоснабжения и качества сетевой воды;
поэтапное приведение в соответствие установленной мощности теплоисточников присоединенной нагрузке;
использование современных теплоизоляционных материалов;
снижение тепловых потерь;
обеспечение надежности работы систем теплоснабжения и экономии топливно-энергетических ресурсов;
проведение государственной регистрации объектов централизованных систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности;