ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2014 года N 575
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями).
Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 12 декабря 2014 года N 575
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
1) паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан"
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Соисполнители государственной программы | Управление ветеринарии Республики Башкортостан; |
Цели и задачи государственной программы | Цели: |
Задачи: | |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2013 - 2020 годы без деления на этапы |
Перечень подпрограмм | 1) "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); |
Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2013 - 2020 годах составит 193189262,6 тыс. рублей, 2014 год - 3627307,2 тыс. рублей; 2015 год - 3199483,3 тыс. рублей; 2016 год - 3483441,3 тыс. рублей; 2017 год - 3483124,5 тыс. рублей; 2018 год - 3483124,5 тыс. рублей; 2019 год - 3483124,5 тыс. рублей; 2020 год - 3483124,5 тыс. рублей; б) федерального бюджета - 4162312,8 тыс. рублей, из них по годам: 2013 год - 3032476,0 тыс. рублей; 2014 год - 1065010,1 тыс. рублей; 2016 год - 64826,7 тыс. рублей; в) внебюджетных источников - 158324974,4 тыс. рублей, 2014 год - 20153385,2 тыс. рублей; 2015 год - 20212280,0 тыс. рублей; 2016 год - 20251108,6 тыс. рублей; 2017 год - 16621108,6 тыс. рублей; 2018 год - 16621108,6 тыс. рублей; 2019 год - 16621108,6 тыс. рублей; 2020 год - 16621108,6 тыс. рублей"; |
2) раздел "Введение" исключить;
3) разделы 1 "Характеристика текущего состояния АПК" и 2 "Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы" государственной программы изложить в следующей редакции:
"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
На развитие сельского хозяйства Республики Башкортостан в 2007 - 2012 годах негативное влияние оказали засухи 2009, 2010 и 2012 годов. В 2012 году объем производства продукции сельского хозяйства составил 101,1 млрд. рублей, в том числе растениеводства - 36,3 млрд. рублей, животноводства - 64,8 млрд. рублей.
Индекс производства продукции в хозяйствах всех категорий в 2012 году составил 85,2%, в том числе по растениеводству - 67,7%, по животноводству - 100,2%.
Доля производимой сельскохозяйственными предприятиями продукции сельского хозяйства в структуре производства валового объема составила 32,7%, фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями - 5,8%, хозяйствами населения - 61,5%. В сравнении с 2007 годом удельный вес сельхозпредприятий ниже на 5%, при этом удельный вес хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств вырос на 4,7% и 0,3% соответственно.
В 2012 году индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий по сравнению с 2007 годом снизился на 50,5 процентного пункта и составил 87,7%.
Анализ привлечения кредитных ресурсов за 6 лет показывает, что принятие решений по реализации инвестиционных проектов напрямую зависит от макроэкономической ситуации. Учитывая положение дел в сельхозпроизводстве из-за засухи, которая негативно отразилась на финансово-экономическом состоянии сельхозтоваропроизводителей республики, а также общеэкономического кризиса 2009 - 2010 годов, показатели инвестиционного кредитования по отношению к 2007 году имели резко отрицательную динамику.
В структуре кредитования за 2007 год 1/3 суммы кредитов, полученных в республиканских кредитных учреждениях, приходилась на инвестиционные кредиты. Реализовывались начатые проекты в приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса", при этом высокая доля краткосрочного кредитования обусловлена расширением площадей под кормовую базу и другими связанными с этим расходами.
Мировой финансово-экономический кризис значительно изменил ситуацию в кредитовании сельского хозяйства. Так, в 2010 году 70% всего объема выделенных кредитов пришлось на краткосрочное кредитование.
Начиная с 2011 года ситуация несколько улучшилась. Валовой сбор сельскохозяйственных культур превысил среднегодовые многолетние значения.
Анализ ситуации выявил жесткую необходимость повышения уровня технической оснащенности сельхозтоваропроизводителей республики, в связи с чем было продолжено субсидирование приобретаемой техники в рамках государственной. При этом объем финансирования из бюджета Республики Башкортостан был увеличен.
В целом агропромышленный комплекс Республики Башкортостан является инвестиционно-привлекательным, о чем свидетельствует появление новых крупных инвесторов в 2011 году, в том числе иностранных, заинтересованных осуществлять крупные финансовые вложения. Таким образом, объем инвестиций в основной капитал по сельскому хозяйству в 2012 году составил 5,7 млрд. рублей, или около 5% в общем объеме инвестиций, направленных в экономику республики. Индекс инвестиций к 2011 году - 124,9%.
Объем отгруженных республиканскими предприятиями пищевых продуктов, включая напитки, за 2007 - 2012 годы составил 250,2 млрд. рублей. Индекс промышленного производства пищевых продуктов в 2012 году по сравнению с 2011 годом - 104,6% (в 2011 году - 103,8%), а к уровню 2007 года - 100,0%.
В 2012 году увеличились объемы производства кондитерских изделий на 4,5%, крупы - на 35,2%, комбикормов - на 13,7%, цельномолочной продукции - на 11,3%, масла сливочного - на 7,0%, масла растительного - на 41,2%, майонеза - на 18,8%, плодоовощных консервов - на 3,7%, безалкогольных напитков - 29,3%, воды минеральной - 13,4%, водки - на 16,2%. При этом допущено снижение объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий на 3,2%, муки - на 16,9%, сыров и сырных продуктов - на 3,9%, молока сгущенного - на 11,1%, спирта - на 7,9%, пива - на 11,3%.
К уровню 2007 года снижено производство хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, крупы, масла сливочного, сыров, консервов плодоовощных, молока сгущенного, этилового спирта, водки, пива.
Влияние природно-климатических условий на сельскохозяйственное производство привело к ухудшению основных показателей по результатам работы отрасли. Прибыль до налогообложения сельхозорганизаций республики по итогам 2012 года получена в сумме 2341,9 млн. рублей. Уровень рентабельности деятельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидии) составил 8,7%. Доля убыточных хозяйств по итогам 2012 года - 11,2%.
Несмотря на последствия засухи 2009, 2010 и 2012 годов, выручка товаропроизводителей республики от реализации сельскохозяйственной продукции в 2007 - 2012 годах увеличивается. За 2012 год она составила 29,6 млрд. рублей, или 155,8% по сравнению с 2007 годом. Прибыль увеличилась по сравнению с 2007 годом и в 2012 году составила 2,3 млрд. рублей. Также наблюдается тенденция снижения уровня рентабельности. К 2007 году данный показатель снизился на 2,9 процентного пункта.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы были осуществлены меры по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению в сельском хозяйстве дефицита специалистов и квалифицированных рабочих.
Государственная поддержка осуществлялась по трем направлениям: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие газификации в сельской местности; развитие водоснабжения в сельской местности.
Мероприятия, направленные на устойчивое развитие сельских территорий, реализовывались в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
За 2008 - 2012 годы введено и приобретено 318,16 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих на селе, в том числе 221,13 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов.
Обеспеченность сельского населения республики питьевой водой за 5 лет реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" выросла с 40 до 56%, уровень газификации домов (квартир) сетевым газом - с 62 до 63,7%.
С 2008 по 2012 год на строительство (приобретение) жилья в сельской местности было направлено 2707,6 млн. рублей, в том числе из бюджета Республики Башкортостан - 1455,9 млн. рублей, из федерального бюджета - 1251,7 млн. рублей.
В 2012 году в республике большое внимание было уделено почвенному плодородию. Предотвращено выбытие из оборота сельскохозяйственных угодий на площади 15,6 тыс. га, проведены защитные мероприятий от водной эрозии, затопления и подтопления на площади 0,7 тыс. га, от ветровой эрозии и опустынивания - на площади 20 тыс. га.
В 2012 году на поля хозяйств республики внесено минеральных удобрений в количестве 46,5 тыс. тонн д.в.
По итогам 2012 года в республике реализовано скота и птицы на убой (в живом весе) 366,4 тыс. тонн (увеличение на 32,6% к 2007 году). Объем производства молока составил 1710,1 тыс. тонн (на 23,9% меньше 2007 года). В течение 2012 года уменьшилось поголовье крупного рогатого скота на 25,7% (достигло 1254,3 тыс. голов), в том числе коров - на 25,5% (496,6 тыс. голов), снизилось поголовье лошадей на 16% (125,5 тыс. голов), овец и коз - на 2,2% (807,3 тыс. гол.). Введение чрезвычайной ситуации по африканской чуме свиней уменьшило поголовье свиней на 45,5% (298,3 тыс. голов).
Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных предприятиях в 2012 году составил 3697 кг, что выше показателя 2007 года на 1,9%.
За 6 лет республиканскими сельхозпредприятиями всех форм собственности приобретено более 30,0 тыс. голов племенного крупного рогатого скота, из них в 2012 году - 649 голов племенного скота импортной селекции, завезенного из Венгрии, Польши, Белоруссии, Финляндии и других стран, что дало возможность повысить генетический потенциал животных.
По итогам 2012 года объем продукции сельского хозяйства составил 106,8 млрд. рублей, республика заняла 6 место в Российской Федерации и 2 место в Приволжском федеральном округе (в 2007 году - 3 место в Российской Федерации и 2 место в Приволжском федеральном округе). При этом по производству таких основных видов продукции, как объем производства скота и птицы на убой (в живом весе), а также производство молока, - вторые места в Приволжском федеральном округе (в 2007 году - первые места).
Вместе с тем в условиях недостаточной кормовой базы удалось сохранить поголовье крупного рогатого скота. Республика вышла на первое место как в Приволжском федеральном округе (21,3%), так и в Российской Федерации (6,3%) по поголовью крупного рогатого скота.
Кроме того, республика стабильно занимает первое место по производству товарного меда (доля в Приволжском федеральном округе - 27,2%, в Российской Федерации - 8,7%).
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан" (далее - государственная программа) предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса (далее - АПК) с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одновременно выделяются приоритеты двух уровней.
К приоритетам первого уровня относятся:
в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;
в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного АПК.
Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления:
развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
минимизации логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции в рамках вступления в ВТО.
Динамика развития АПК на период до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, сказываются меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. В отношении отдельных культур необходимо существенное расширение посевных площадей.
В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов. Более оптимистические прогнозы связаны с развитием свиноводства и птицеводства.
Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 года составит 6,0%, производства пищевых продуктов - 1,1%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.
Целями государственной программы являются:
обеспечить продовольственную безопасность Республики Башкортостан;
обеспечить долю продукции сельского хозяйства Республики Башкортостан в валовом региональном продукте не менее 7,6%;
повысить финансовую устойчивость предприятий агропромышленного комплекса;
повысить уровень обеспеченности сельской местности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
минимизировать воздействие негативных природных явлений (засухи, водной и ветровой эрозии) на сельскохозяйственное производство.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм, включенных в Программу:
стимулировать рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов;
обеспечить развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;