ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2012 года N 112
Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие
молочного скотоводства и увеличение производства молока.
Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм
в Республике Башкортостан" на 2012 - 2016 годы
(с изменениями на 8 июля 2014 года)
________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 16.07.2012 N 236
Постановлением Правительства РБ от 29.04.2013 N 180
Постановлением Правительства РБ от 26.02.2014 N 76
Постановлением Правительства РБ от 08.07.2014 N 301
________________________________________________________________________________________________
В целях дальнейшего устойчивого развития молочного скотоводства Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012 - 2016 годы (далее - Программа).
2. Государственному заказчику Программы - Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан:
разработать и представить в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан проекты нормативных правовых актов об установлении порядка и условий предоставления за счет средств бюджета Республики Башкортостан субсидий на реализацию мероприятий Программы;
ежегодно информировать Правительство Республики Башкортостан о ходе реализации Программы.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов Республики Башкортостан разработать планы мероприятий по реализации Программы на территориях муниципальных районов, предусмотрев меры по оказанию финансовой поддержки участникам Программы.
4. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерству промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре по компетенции обеспечить выполнение мероприятий Программы.
5. Рекомендовать Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, открытому акционерному обществу "Башгипроагропром", обществу с ограниченной ответственностью "БашРЭС" оказать содействие в реализации мероприятий Программы.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Исаева Э.Ф.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Ф.Илимбетов
Республиканская целевая программа
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства
молока. комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм
в Республике Башкортостан" на 2012 - 2016 годы
(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 16.07.2012 N 236, от 29.04.2013 N 180,
от 26.02.2014 N 76, от 08.07.2014 N 301)
Паспорт Программы
Наименование Программы | "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012 - 2016 годы |
Основание для разработки Программы | Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 ноября 2008 года N 495 "Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы" |
Государственный заказчик Программы | Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Основные разработчики Программы | Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан; Национальный союз производителей молока "Союзмолоко" (по согласованию); некоммерческая организация "Молочный союз Башкортостана" (по согласованию) |
Цели и задачи Программы | Цели: устойчивое развитие молочного скотоводства на основе создания экономических, технологических и социальных условий производства молока; увеличение объемов производства молока в Республике Башкортостан. Задачи: комплексный технологический аудит состояния отрасли; создание прочной кормовой базы путем повышения продуктивности кормовых угодий, улучшения кормового севооборота, оптимизации затрат и снижения себестоимости кормов; строительство, капитальный ремонт и реконструкция, комплексная техническая и технологическая модернизация молочно-товарных ферм; улучшение племенной базы молочного скотоводства; увеличение поголовья молочного стада; увеличение объемов производства и повышение качества молока; кадровое обеспечение отрасли; популяризация среди населения потребления молока и молочных продуктов |
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы | Прирост валового объема производства молока в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, по годам: 2012 год - 52 тыс. тонн; 2013 год - 42 тыс. тонн; 2014 год - 49 тыс. тонн; 2015 год - 74 тыс. тонн; 2016 год - 72 тыс. тонн (за период реализации Программы соответствующий прирост составит 289 тыс. тонн молока); доведение выхода телят на 100 коров с 79 голов в 2011 году до 84 голов в 2016 году; доведение удоя на 1 корову в год в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан в 2016 году до 4500 кг молока; создание 6 сервисных служб по племенной работе; строительство, капитальный ремонт, модернизация и реконструкция 500 молочно-товарных ферм за 5 лет; завершение строительства 6 молочных комплексов за 5 лет; повышение производительности труда в сельскохозяйственных организациях на 25% |
Срок реализации Программы | 2012 - 2016 годы без деления на этапы |
Объем и источники финансирования Программы | Прогнозируемый объем финансирования Программы составляет 25563,0 млн. рублей, в том числе средства: а) внебюджетных источников - 17812,7 млн. рублей, из них по годам: 2012 год - 3416,0 млн. рублей; 2013 год - 3565,4 млн. рублей; 2014 год - 3590,9 млн. рублей; 2015 год - 3610,4 млн. рублей; 2016 год - 3630,0 млн. рублей; |
б) бюджета Республики Башкортостан - 6337,0 млн. рублей, из них по годам: | |
2012 год - 385,0 млн. рублей; 2013 год - 1484,0 млн. рублей; 2014 год - 1486,9 млн. рублей; 2015 год - 1490,0 млн. рублей; 2016 год - 1491,1 млн. рублей; | |
в) бюджетов муниципальных районов Республики Башкортостан - 1413,3 млн. рублей, из них по годам: | |
2012 год - 4,8 млн. рублей; 2013 год - 349,8 млн. рублей; 2014 год - 351,4 млн. рублей; 2015 год - 353,0 млн. рублей; 2016 год - 354,3 млн. рублей | |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 29.04.2013 N 180) | |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социальной и экономической эффективности реализации Программы | а) увеличение валового объема производства молока: по республике - с 1750 тыс. тонн в 2012 году до 2220 тыс. тонн к 2016 году (рост на 26,9%); в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, - с 645 тыс. тонн в 2012 году до 882 тыс. тонн к 2016 году (рост на 37%); б) увеличение поголовья коров: по республике - с 473 тыс. голов в 2012 году до 492 тыс. голов к 2016 году (рост на 4%); в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, - с 182 тыс. голов в 2012 году до 198 тыс. голов к 2016 году (рост на 8,8%); в) увеличение продуктивности коров: по республике - с 3675 кг молока в 2012 году до 4500 кг молока к 2016 году (рост на 22,4%); в сельхозпредприятиях, участвующих в реализации Программы, - с 3550 кг молока в 2012 году до 4500 кг молока к 2016 году (рост на 26,8%); г) повышение производительности труда и рациональное использование трудовых ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях; д) рост занятости населения сельской местности и его доходов |
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012 - 2016 годы (далее - Программа) направлена на развитие молочного скотоводства, являющегося основной подотраслью сельскохозяйственного производства, которая стимулирует развитие растениеводства, кормопроизводства, в целом животноводства, а также перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса (далее - АПК) и сельскохозяйственного машиностроения.
Рост объемов производства высококачественного молока улучшит финансовое состояние сельских товаропроизводителей, обеспечит продовольственный рынок молочными продуктами и укрепит продовольственную безопасность Республики Башкортостан и Российской Федерации.
За последние два десятилетия животноводство республики претерпело большие изменения. К началу 2011 года поголовье коров во всех категориях хозяйств сократилось на 17,5% (в сельхозпредприятиях - в 3 раза). Соответственно, снизилось производство молока во всех категориях хозяйств республики. В 2010 - 2011 годах негативное влияние на объем сельскохозяйственного производства оказали аномальные погодные условия.
С 2002 года в молочном скотоводстве Республики Башкортостан преодолена тенденция падения объемов производства молока, однако удельный вес сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства молока остается невысокими. В период с 1990 по 2010 год их доля снизилась с 65% до 33,7%. Производство молока в данных организациях сократилось в 2 раза, что негативно сказалось на решении проблем, связанных с обеспечением продовольственной безопасности республики.
Меры, принятые в 2006 - 2007 годах в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в части ускоренного развития животноводства, а затем в рамках республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года N 348 (с последующими изменениями), существенно не изменили ситуацию в молочном скотоводстве.
Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" способствовала активизации процесса создания крупных молочных хозяйств с использованием импортного скота молочных пород высокой генетической ценности. Для укомплектования этих хозяйств было завезено около 7 тысяч голов высокопродуктивных коров и нетелей из Австрии, Германии, Голландии, внедрены современные технологические процессы по заготовке кормов, кормлению, содержанию и доению коров.
За 2006 - 2010 годы в сфере молочного животноводства принято к реализации 32 инвестиционных проекта на 33186 скотомест, из которых реализовано 28 проектов на 26104 скотоместа.
Не удалось реализовать 2 проекта на 2730 скотомест из-за банкротства предприятий: общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильное предприятие "Промцентр" в Янаульском районе и общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Мир" в Благоварском районе - и 2 проекта на 4352 скотоместа в Баймакском и Зианчуринском районах Республики Башкортостан.
В республике не выведены на полную проектную мощность такие крупные молочные комплексы, как "Агрогалс" в Аургазинском районе, "Артемида" в Кармаскалинском районе, "Байрамгул" в Учалинском районе, "Родина" в Гафурийском районе, "Мир" в Краснокамском районе, "Услы" в Бижбулякском районе и другие объекты. В значительной мере это вызвано влиянием мирового финансово-экономического кризиса и недостаточным уровнем государственных поддержки и контроля.
Для модернизации отрасли молочного скотоводства Республика Башкортостан располагает всеми необходимыми предпосылками:
достаточными площадями сельскохозяйственных угодий для производства высококачественных кормов;
апробированными в ведущих странах мира и Российской Федерации и внедренными в республике технологиями интенсивного ведения молочного животноводства;
сетью племенных заводов и репродукторов по разведению молочного скота с высоким уровнем продуктивности;
высокопродуктивными породами молочного скота интенсивного типа.
Основными препятствиями устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала этой подотрасли являются следующие:
недостаточный уровень кормления сельскохозяйственных животных, несбалансированность рационов по основным питательным веществам и энергии;
крайне недостаточное количество силосно-сенажных сооружений, соответствующих технологическим требованиям заготовки и хранения кормов, требованиям защиты окружающей среды;
недостаточная обеспеченность сельхозпредприятий техникой для заготовки и раздачи кормов;
низкий удельный вес молочно-товарных ферм, на которых внедрены современные технологии и оборудование;
малая доля молока высшего качества в его общем объеме по республике, высокая сезонность производства;
низкий выход телят (79 голов) в расчете на 100 коров;
низкий уровень производственно-технологической культуры производства молока;
некомфортные условия труда и социально-экономические условия жизни на селе;
недостаток квалифицированных специалистов и рабочих кадров в сельскохозяйственном производстве.
Также остаются нерешенными проблемы повышения рентабельности молочного скотоводства, такие, как:
распределение выручки в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю молочных ферм приходится 30 - 35% от розничной цены на молоко вместо 50 - 55%, получаемых фермерами в основных молокопроизводящих странах мира;
недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства.
Объективная необходимость такой поддержки обусловлена несколькими факторами:
высокой значимостью молочного скотоводства, которое является "локомотивом" для всего АПК и других отраслей экономики;
социальной значимостью молока как продукта питания, наиболее доступного по цене, необходимого для поддержания и укрепления здоровья нации;
низкой экономической эффективностью молочного скотоводства по сравнению с птицеводством и свиноводством;
необходимостью строительства новых, реконструкции, капитального ремонта и модернизации построенных 30 - 40 лет назад молочно-товарных ферм для внедрения современных технологий производства молока.
Острота обозначенных проблем усугубляется недостатком соответствующих комплексных научных разработок с использованием системного подхода, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно в части повышения эффективности отрасли за счет внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Решение указанных проблем, особенно проблемы высокого износа основных производственных фондов, целесообразно с применением программно-целевого метода.
Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов реализации Программы, относятся следующие:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования Программы со стороны сельскохозяйственных производителей (инвесторов) за счет собственных и заемных средств;
неблагоприятная конъюнктура на рынке товаров и услуг для села (энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, что может привести к существенному удорожанию молока и трудностям в его реализации;
б) внутренние риски:
производственные и технологические риски, связанные с обеспечением кормами, ветеринарной защитой скота и т.д.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и темпов увеличения поголовья молочного скота.
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического
эффекта реализации Программы в части объемов
производства молока
(млн. рублей в ценах 2012 года)
Виды рисков | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Невыход на плановый объем производства молока, тыс. тонн | 40,8 | 54,2 | 73,3 | 85 | 99,2 |
Общая оценка рисков от невыхода на плановый валовой надой молока, млн. рублей | 96,9 | 140,4 | 269,6 | 324,6 | 384,6 |