УКАЗ
от 27 марта 2014 года N 37
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ДО 2025 ГОДА
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Республики Калмыкия до 2025 года.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава
Республики Калмыкия
А.ОРЛОВ
Элиста
27 марта 2014 года
N 37
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ДО 2025 ГОДА
Инвестиционная Стратегия Республики Калмыкия до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 877-р, Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 года N 465, Концепцией социально-экономического развития Республики Калмыкии до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 года N 152, с учетом задач и приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации за 2008-2011 гг., с учетом рекомендаций Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, утвержденном решением наблюдательного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года.
Основной целью Инвестиционной Стратегии Республики Калмыкии до 2025 года можно считать увеличение темпов инвестиционного роста экономики Республики Калмыкия на основе диверсификация ее структуры <*>.
В соответствии с этой целью в Инвестиционной Стратегии Республики Калмыкии до 2025 года сформулированы:
- основные направления инвестиционного развития республики;
- стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
- цели, приоритеты, основные задачи и инструменты реализации государственной политики в вопросах инвестиционного развития.
________________
<*> - в том числе на основании Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html) и Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (http://www.rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html).
Республика Калмыкия относится к регионам с аграрной специализацией экономики. На обширной территории Республики (74,7 тыс. кв. км) проживает 284,1 тыс. человек, плотность населения - менее 4 человек на 1 кв. км.
По основным показателям социально-экономического развития: валовому региональному продукту на душу населения, уровню денежных доходов и занятости населения, объему инвестиционных вложений в экономику и другим, - она находится на последних местах среди субъектов Российской Федерации. Так, по объему ВРП на душу населения республика находится на 78-ом месте среди регионов России <1>. Несмотря на абсолютное увеличение показателя более чем в 20 раз за 1998-2011 гг., ВРП РК на душу населения составляет чуть более 50% от уровня показателя по ЮФО и 1/3 от среднероссийского уровня
Текущие тенденции развития инвестиционной деятельности.
В структуре инвестиционных вложений РК преобладают инвестиции в нефинансовые активы (80-90%), которые, в свою очередь, практически полностью (около 99%) представлены инвестициями в основной капитал.
Положительными тенденциями последних 3 лет (2010-2012 гг.) являются <2>:
- значительный ежегодный прирост общего объема инвестиционных вложений (на 25,2% в 2011 г., на 27,2% в 2012 г.);
- увеличение объема и доли собственных средств как источника финансирования инвестиций (на 7,4 млрд. руб. и с 54,9% до 64,8% от общего объема инвестиций в основной капитал);
- замедление роста инвестиций в торгово-посредническую деятельность, что создает предпосылки для выравнивания нормы прибыли в экономике;
- по сравнению с 2009 годом заметно обновлены основные фонды добывающей отрасли, строительства и сельского хозяйства.
________________
<1> - Регионы России. Социально-экономические показатели - 2012 г.: Стат. сборник. - www.gks.ru
<2> - Республика Калмыкия. Статистический ежегодник. 2012: Стат. сб./ Калмыкиястат. - Элиста, 2012; за 2012 г. - данные оперативной статотчетности.
а) по источникам финансирования;
б) по видам экономической деятельности.
Следует негативно оценивать ограниченный масштаб и снижающуюся динамику инвестиционного процесса в секторе обрабатывающей промышленности (удельный вес инвестиций в сектор - 2-3% от общего объема, за 2009-2011 гг. годовой объем вложений снизился примерно на 70 млн. руб.). Текущие объемы инвестиций явно недостаточны для возрождения в Республике важнейшего генератора роста современных экономических систем - обрабатывающей индустрии.
Низкий удельный вес в общем объеме вложений (3%) и относительно слабая динамика инвестиций, осуществляемых за счет кредитов банков и других организаций, свидетельствуют о значительном потенциале использования данного ресурса для интенсификации инвестиционного процесса в регионе.
Статистическая зависимость темпов роста реального ВРП от динамики реальных инвестиций в Калмыкии проявляется в меньшей степени, чем в среднем по РФ. Это связано с относительно большими объемами вложений в социальную инфраструктуру при ограниченных масштабах коммерческого инвестирования.
Среди районов республики по объемам инвестиций лидируют г. Элиста, Черноземельский (район нефтедобычи) и Ики-Бурульский районы. Однако по темпам привлечения инвестиций столица республики занимает более скромные места (6-ое в 2011 г. и 10 - в 2012 г.) (см. табл. 1.1.1).
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РК
Районы | 2011 г. | 2012 г. | ||||||
объем инвестиций, тыс. руб. | место среди районов РК | реальный прирост, в % к предыдущему году | место среди районов РК | объем инвестиций, тыс. руб. | место среди районов РК | реальный прирост, в % к предыдущему году | место среди районов РК | |
Республика Калмыкия | 125,2 | 127,2 | ||||||
Городовиковский | 67478 | 14 | 125,0 | 5 | 107883 | 11 | 144,8 | 6 |
Ики-Бурульский | 514599 | 3 | 158,5 | 2 | 1337780 | 3 | в 2.3 р. | 2 |
Кетченеровский | 228178 | 5 | 46,1 | 14 | 900387 | 4 | в 3.3 р. | 1 |
Лаганский | 135423 | 10 | 68,2 | 13 | 104738 | 12 | 61,2 | 13 |
Малодербетовский | 161672 | 8 | 126,4 | 3 | 98128 | 13 | 53,7 | 14 |
Октябрьский | 80726 | 12 | 101,8 | 7 | 178162 | 7 | в 2.2 р. | 3 |
Приютненский | 157649 | 9 | 125,1 | 4 | 121822 | 10 | 75,4 | 11 |
Сарпинский | 72929 | 13 | 75,9 | 12 | 193059 | 6 | 173,7 | 5 |
Целинный | 269335 | 4 | 83,8 | 11 | 255145 | 5 | 84,1 | 9 |
Черноземельский | 2600366 | 2 | в 2.3р. | 1 | 5592694 | 1 | 196,7 | 4 |
Юстинский | 177341 | 7 | 87,0 | 10 | 154088 | 9 | 88,1 | 8 |
Яшалтинский | 82611 | 11 | 91,3 | 9 | 88352 | 14 | 102,0 | 7 |
Яшкульский | 179681 | 6 | 100,1 | 8 | 155217 | 8 | 70,5 | 12 |
г. Элиста | 4540464 | 1 | 114,2 | 6 | 4533752 | 2 | 80,9 | 10 |
В целом слабый инвестиционный потенциал и высокие риски отражаются в низких оценках Республики Калмыкия в рейтингах инвестиционной привлекательности регионов России.
Природно-географические факторы инвестиционной привлекательности.
Республика Калмыкия расположена на юго-востоке европейской части России и входит в состав Южного Федерального округа. В северо-восточной части территория Республики включает участок реки Волга (12 км). На юге Республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км. Расстояние от столицы республики - г. Элиста - до соседних крупных населенных пунктов: Волгоград - 260 км, Ставрополь - 260 км, Астрахань - 300 км, Минеральные Воды - 360 км, Ростов-на-Дону - 480 км.
Перспективное хозяйственное значение имеют следующие природно-климатические ресурсы:
- пастбищные земли;
- месторождения углеводородного сырья (нефть, газ, конденсат);
- другие минерально-сырьевые ресурсы: строительные материалы (песок, глина, камень-ракушечник), бишофит и агрохимическое сырье (калийные и каменные соли, доломиты);
- гелио- и ветроэнергетические ресурсы;
- туристско-рекреационные ресурсы (благодаря наличию разнообразных природно-ландшафтных условий и специфических социально-культурных объектов).
Вместе с тем в республике остро стоят проблемы дефицита пресной воды, опустынивания и засоления почв.
Территориально-производственный комплекс республики имеет значительные диспропорции в размещении производительных сил. Согласно "Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года" (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 года N 465) на территории Республики выделяются 5 субрегионов:
- Центральный (объединяющий столицу - г. Элиста - и тяготеющие к ней Ики-Бурульский, Приютненский, Целинный и Яшкульский районы);
- Западный (Городовиковский и Яшалтинский районы, имеющие выраженную зерновую специализацию и анклавное географическое положение в ареале тяготения г. Ставрополь и г. Сальск);
- Северный (Кетченеровский, Малодербетовский, Октябрьский и Сарпинский районы, объединенные близостью к Волгоградскому мегаполису, что определяет потенциал развития хозяйственных связей);
- Восточно-Приволжский (Юстинский район, имеющий "выход" в Волжско-Ахтубинскую пойму с соответствующим обретением рыбохозяйственной и туристско-рекреационной специализации);
- Восточно-Прикаспийский (Лаганский и Черноземельский районы, которые объединяет развитие промышленно-, углеводородно- и нефтегазоперерабатывающих зон, добыча и переработка углеводородного сырья, приморское положение, а также транзитные коммуникации).
Транспортно-коммуникационная и обеспечивающая инфраструктура хозяйственной деятельности
По территории Республики Калмыкия проходят автомобильные дороги федерального значения, соединяющие Северный Кавказ и центральную часть России. Густота автомобильных дорог как элемента инфраструктуры хозяйственной деятельности является показателем ее развития. Так, в РК на 1000 кв. км территории приходится 42 километра автомобильных дорог, что немногим больше, чем в среднем в РФ и в несколько раз меньше, чем в ЮФО. При этом с учетом преобладания областей вечной мерзлоты на территории России и сравнительно высокой заселенности Юга России этот показатель свидетельствует о низком уровне развития данного вида коммуникационной инфраструктуры в республике.
При этом автомобильный транспорт является основным видом транспорта в Республике Калмыкия. На его долю приходится большая часть грузо-пассажироперевозок.
В г. Элиста расположена железнодорожная станция, позволяющая осуществлять грузовые перевозки через г. Ставрополь (ветвь Элиста-Дивное), пассажирского железнодорожного сообщения по данному направлению в настоящий момент нет. На юге республики проходит железнодорожная ветвь Улан-Хол-Астрахань, работающая как пассажирская и для перевозки нефтепродуктов. В перспективных планах развития железнодорожных сетей Юга России есть проект строительства дороги Волгоград-Элиста (реализация намечена в 2016-2030 гг., сумма инвестиций - 23 млрд. руб.) <4>.
Авиационное сообщение выполняется по маршруту Элиста-Москва-Элиста. При этом стоимость авиабилетов на 30-50% выше, чем в соседних регионах.
В целом существующая транспортная инфраструктура оценивается как недостаточная для обеспечения ускоренного роста и интеграции экономики республики в национальные товарообменные потоки.
________________
<4> - Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года N 877-р).
Уровень телефонизации Республики Калмыкия можно отнести к высоким - 99,2% населенных пунктов обеспечено телефонной связью. На конец 2011 года 72,2% телефонной сети переведено в цифровой формат, в том числе в городской местности - 76,4% и на селе - 65,7%. Плата за предоставление доступа к сети местной телефонной связи 5000 руб., что примерно соответствует среднему уровню для Южного федерального округа (4703 руб.).