ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

УКАЗ

от 27 марта 2014 года N 37

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ДО 2025 ГОДА

1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Республики Калмыкия до 2025 года.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Глава
Республики Калмыкия
А.ОРЛОВ

Элиста

27 марта 2014 года

N 37



Утверждена
Указом Главы
Республики Калмыкия
от 27 марта 2014 года N 37

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ДО 2025 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Инвестиционная Стратегия Республики Калмыкия до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 877-р, Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 года N 465, Концепцией социально-экономического развития Республики Калмыкии до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 года N 152, с учетом задач и приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации за 2008-2011 гг., с учетом рекомендаций Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, утвержденном решением наблюдательного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года.

Основной целью Инвестиционной Стратегии Республики Калмыкии до 2025 года можно считать увеличение темпов инвестиционного роста экономики Республики Калмыкия на основе диверсификация ее структуры <*>.

В соответствии с этой целью в Инвестиционной Стратегии Республики Калмыкии до 2025 года сформулированы:

- основные направления инвестиционного развития республики;

- стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

- цели, приоритеты, основные задачи и инструменты реализации государственной политики в вопросах инвестиционного развития.

     ________________

<*> - в том числе на основании Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html) и Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (http://www.rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html).


 1. Анализ условий инвестиционного развития Республики Калмыкии  1.1. Характеристика сложившихся условий инвестиционного процесса Республики Калмыкии


Республика Калмыкия относится к регионам с аграрной специализацией экономики. На обширной территории Республики (74,7 тыс. кв. км) проживает 284,1 тыс. человек, плотность населения - менее 4 человек на 1 кв. км.

По основным показателям социально-экономического развития: валовому региональному продукту на душу населения, уровню денежных доходов и занятости населения, объему инвестиционных вложений в экономику и другим, - она находится на последних местах среди субъектов Российской Федерации. Так, по объему ВРП на душу населения республика находится на 78-ом месте среди регионов России <1>. Несмотря на абсолютное увеличение показателя более чем в 20 раз за 1998-2011 гг., ВРП РК на душу населения составляет чуть более 50% от уровня показателя по ЮФО и 1/3 от среднероссийского уровня

Текущие тенденции развития инвестиционной деятельности.

В структуре инвестиционных вложений РК преобладают инвестиции в нефинансовые активы (80-90%), которые, в свою очередь, практически полностью (около 99%) представлены инвестициями в основной капитал.

Положительными тенденциями последних 3 лет (2010-2012 гг.) являются <2>:

- значительный ежегодный прирост общего объема инвестиционных вложений (на 25,2% в 2011 г., на 27,2% в 2012 г.);

- увеличение объема и доли собственных средств как источника финансирования инвестиций (на 7,4 млрд. руб. и с 54,9% до 64,8% от общего объема инвестиций в основной капитал);

- замедление роста инвестиций в торгово-посредническую деятельность, что создает предпосылки для выравнивания нормы прибыли в экономике;

- по сравнению с 2009 годом заметно обновлены основные фонды добывающей отрасли, строительства и сельского хозяйства.

________________

<1> - Регионы России. Социально-экономические показатели - 2012 г.: Стат. сборник. - www.gks.ru

<2> - Республика Калмыкия. Статистический ежегодник. 2012: Стат. сб./ Калмыкиястат. - Элиста, 2012; за 2012 г. - данные оперативной статотчетности.


а) по источникам финансирования;

б) по видам экономической деятельности.

Следует негативно оценивать ограниченный масштаб и снижающуюся динамику инвестиционного процесса в секторе обрабатывающей промышленности (удельный вес инвестиций в сектор - 2-3% от общего объема, за 2009-2011 гг. годовой объем вложений снизился примерно на 70 млн. руб.). Текущие объемы инвестиций явно недостаточны для возрождения в Республике важнейшего генератора роста современных экономических систем - обрабатывающей индустрии.

Низкий удельный вес в общем объеме вложений (3%) и относительно слабая динамика инвестиций, осуществляемых за счет кредитов банков и других организаций, свидетельствуют о значительном потенциале использования данного ресурса для интенсификации инвестиционного процесса в регионе.

Статистическая зависимость темпов роста реального ВРП от динамики реальных инвестиций в Калмыкии проявляется в меньшей степени, чем в среднем по РФ. Это связано с относительно большими объемами вложений в социальную инфраструктуру при ограниченных масштабах коммерческого инвестирования.

Среди районов республики по объемам инвестиций лидируют г. Элиста, Черноземельский (район нефтедобычи) и Ики-Бурульский районы. Однако по темпам привлечения инвестиций столица республики занимает более скромные места (6-ое в 2011 г. и 10 - в 2012 г.) (см. табл. 1.1.1).

Таблица 1.1.1

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РК

 

Районы

2011 г.

2012 г.

объем инвестиций, тыс. руб.

место среди районов РК

реальный прирост, в % к предыдущему году

место среди районов РК

объем инвестиций, тыс. руб.

место среди районов РК

реальный прирост, в % к предыдущему году

место среди районов РК

Республика Калмыкия

125,2

127,2

Городовиковский

67478

14

125,0

5

107883

11

144,8

6

Ики-Бурульский

514599

3

158,5

2

1337780

3

в 2.3 р.

2

Кетченеровский

228178

5

46,1

14

900387

4

в 3.3 р.

1

Лаганский

135423

10

68,2

13

104738

12

61,2

13

Малодербетовский

161672

8

126,4

3

98128

13

53,7

14

Октябрьский

80726

12

101,8

7

178162

7

в 2.2 р.

3

Приютненский

157649

9

125,1

4

121822

10

75,4

11

Сарпинский

72929

13

75,9

12

193059

6

173,7

5

Целинный

269335

4

83,8

11

255145

5

84,1

9

Черноземельский

2600366

2

в 2.3р.

1

5592694

1

196,7

4

Юстинский

177341

7

87,0

10

154088

9

88,1

8

Яшалтинский

82611

11

91,3

9

88352

14

102,0

7

Яшкульский

179681

6

100,1

8

155217

8

70,5

12

г. Элиста

4540464

1

114,2

6

4533752

2

80,9

10


В целом слабый инвестиционный потенциал и высокие риски отражаются в низких оценках Республики Калмыкия в рейтингах инвестиционной привлекательности регионов России.

Природно-географические факторы инвестиционной привлекательности.

Республика Калмыкия расположена на юго-востоке европейской части России и входит в состав Южного Федерального округа. В северо-восточной части территория Республики включает участок реки Волга (12 км). На юге Республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км. Расстояние от столицы республики - г. Элиста - до соседних крупных населенных пунктов: Волгоград - 260 км, Ставрополь - 260 км, Астрахань - 300 км, Минеральные Воды - 360 км, Ростов-на-Дону - 480 км.

Перспективное хозяйственное значение имеют следующие природно-климатические ресурсы:

- пастбищные земли;

- месторождения углеводородного сырья (нефть, газ, конденсат);

- другие минерально-сырьевые ресурсы: строительные материалы (песок, глина, камень-ракушечник), бишофит и агрохимическое сырье (калийные и каменные соли, доломиты);

- гелио- и ветроэнергетические ресурсы;

- туристско-рекреационные ресурсы (благодаря наличию разнообразных природно-ландшафтных условий и специфических социально-культурных объектов).

Вместе с тем в республике остро стоят проблемы дефицита пресной воды, опустынивания и засоления почв.

Территориально-производственный комплекс республики имеет значительные диспропорции в размещении производительных сил. Согласно "Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года" (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 года N 465) на территории Республики выделяются 5 субрегионов:

- Центральный (объединяющий столицу - г. Элиста - и тяготеющие к ней Ики-Бурульский, Приютненский, Целинный и Яшкульский районы);

- Западный (Городовиковский и Яшалтинский районы, имеющие выраженную зерновую специализацию и анклавное географическое положение в ареале тяготения г. Ставрополь и г. Сальск);

- Северный (Кетченеровский, Малодербетовский, Октябрьский и Сарпинский районы, объединенные близостью к Волгоградскому мегаполису, что определяет потенциал развития хозяйственных связей);

- Восточно-Приволжский (Юстинский район, имеющий "выход" в Волжско-Ахтубинскую пойму с соответствующим обретением рыбохозяйственной и туристско-рекреационной специализации);

- Восточно-Прикаспийский (Лаганский и Черноземельский районы, которые объединяет развитие промышленно-, углеводородно- и нефтегазоперерабатывающих зон, добыча и переработка углеводородного сырья, приморское положение, а также транзитные коммуникации).

Транспортно-коммуникационная и обеспечивающая инфраструктура хозяйственной деятельности

По территории Республики Калмыкия проходят автомобильные дороги федерального значения, соединяющие Северный Кавказ и центральную часть России. Густота автомобильных дорог как элемента инфраструктуры хозяйственной деятельности является показателем ее развития. Так, в РК на 1000 кв. км территории приходится 42 километра автомобильных дорог, что немногим больше, чем в среднем в РФ и в несколько раз меньше, чем в ЮФО. При этом с учетом преобладания областей вечной мерзлоты на территории России и сравнительно высокой заселенности Юга России этот показатель свидетельствует о низком уровне развития данного вида коммуникационной инфраструктуры в республике.

При этом автомобильный транспорт является основным видом транспорта в Республике Калмыкия. На его долю приходится большая часть грузо-пассажироперевозок.

В г. Элиста расположена железнодорожная станция, позволяющая осуществлять грузовые перевозки через г. Ставрополь (ветвь Элиста-Дивное), пассажирского железнодорожного сообщения по данному направлению в настоящий момент нет. На юге республики проходит железнодорожная ветвь Улан-Хол-Астрахань, работающая как пассажирская и для перевозки нефтепродуктов. В перспективных планах развития железнодорожных сетей Юга России есть проект строительства дороги Волгоград-Элиста (реализация намечена в 2016-2030 гг., сумма инвестиций - 23 млрд. руб.) <4>.

Авиационное сообщение выполняется по маршруту Элиста-Москва-Элиста. При этом стоимость авиабилетов на 30-50% выше, чем в соседних регионах.

В целом существующая транспортная инфраструктура оценивается как недостаточная для обеспечения ускоренного роста и интеграции экономики республики в национальные товарообменные потоки.

________________

<4> - Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года N 877-р).


Уровень телефонизации Республики Калмыкия можно отнести к высоким - 99,2% населенных пунктов обеспечено телефонной связью. На конец 2011 года 72,2% телефонной сети переведено в цифровой формат, в том числе в городской местности - 76,4% и на селе - 65,7%. Плата за предоставление доступа к сети местной телефонной связи 5000 руб., что примерно соответствует среднему уровню для Южного федерального округа (4703 руб.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»