Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 сентября 2015 года N 368

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД 2015 - 2020 ГОДОВ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 9 марта 2021 года на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 09.03.2021 N 85.
____________________________________________________________________


В целях обеспечения развития электронного образования в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития электронного образования в Республике Башкортостан на период 2015 - 2020 годов (далее - Концепция).

2. Государственному комитету Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы "Открытая Республика" разработать и в установленном порядке внести в Правительство Республики Башкортостан проект постановления Правительства Республики Башкортостан о внесении соответствующих изменений в государственную программу "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 года N 251 (с последующими изменениями).

3. Установить, что финансовое обеспечение мероприятий по реализации Концепции осуществляется в пределах средств, утвержденных законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Шаронова Д.В.

Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 10 сентября 2015 года N 368

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД 2015 - 2020 ГОДОВ

1. ВВЕДЕНИЕ


Концепция развития электронного образования в Республике Башкортостан на период 2015 - 2020 годов (далее - Концепция) разработана во исполнение поручений Президента Республики Башкортостан по реализации Послания Президента к Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан от 26 декабря 2013 года, решений заседаний Совета при Президенте Республики Башкортостан по развитию электронного образования от 6 декабря 2013 года и от 14 мая 2014 года.

Концепция определяет цели, задачи, общую модель и основные направления развития электронного образования в Республике Башкортостан.

Для целей Концепции под электронным образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства с помощью электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий.

Развитие электронного образования инициирует создание и распространение структурных и технологических инноваций в системе образования, интенсификацию технологического развития образовательных организаций, формирование системы постоянного мониторинга удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса, а также создание необходимой базы электронных материалов для всех уровней образования.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящая Концепция является документом стратегического характера, определяющим систему понимания, трактовки, принципы и способы внедрения электронного образования в Республике Башкортостан на период 2015 - 2020 годов.

В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач развития образования. Приоритетные направления государственной политики в области развития образования определяются Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 2765-р, Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497, государственной программой "Развитие образования Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями).

Концепция ориентирована на решение наименее проработанных вопросов, связанных с развитием электронного образования, и призвана придать необходимый стимул модернизации системы образования.

В целом под электронным образованием понимается совокупность соответствующих методик, технологий, образовательного контента, организаций и субъектов.

Необходимость развития электронного образования в Республике Башкортостан определяется следующими основными обстоятельствами:

глобализацией рынка образования, что приводит к оттоку наиболее востребованной и талантливой молодежи в другие регионы России, а также к миграции в зарубежные страны. Все это диктует необходимость формирования современного образовательного пространства для обеспечения непрерывного обучения непосредственно в зоне постоянного проживания;

необходимостью развития экономики региона, что невозможно без высокопрофессиональных кадров. Отъезд трудоспособного населения для обучения в другие страны и регионы приводит к потере социальной идентичности граждан и их трудоустройству в других субъектах Российской Федерации и за границей;

формированием национальной идентичности в условиях полномасштабного выхода крупнейших мировых образовательных организаций на российский рынок. Только создание и продвижение собственных систем электронного образования, привлекательных для пользователя, позволят решить крупнейшую задачу по культурно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в духе знания отечественной истории, следования национальным традициям и т.д.;

неравномерностью развития образовательных центров. Создание крупных федеральных университетов, локализованных в определенных точках роста российской экономики, приводит к оттоку квалифицированных кадров из других регионов. Лишь разработка соответствующей инфраструктуры на местах с использованием технологий электронного образования позволит на равных конкурировать с подобными монополистами и, следовательно, создаст условия для развития региона;

необходимостью создания условий для продвижения региона на российский и международный уровни в статусе развивающего передовые технологии электронного образования и, соответственно, предпосылок для привлечения представителей крупного бизнеса, талантливой молодежи, а значит, и инвестиций в республику;

отсутствием координации между образовательными организациями и единой базы знаний на республиканском уровне, что приводит к повышению расходов, понижению общей эффективности работы, и, в конечном итоге, к стагнации в данной сфере;

актуальностью формирования единого подхода к различным аспектам реализации электронного образования, начиная с разработки контента, заканчивая способами его доставки. Это позволит получить синергетический эффект в целом для развития общества, государства и личности;

необходимостью повышения общего уровня знаний населения в области информационно-коммуникационных технологий, расширения масштаба и перечня использования государственных услуг в электронной форме.

В рамках Концепции должны быть решены задачи по достижению высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов и уровней образования: общего, профессионального и дополнительного.

В Концепции используются следующие определения, сформулированные на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":

электронное обучение (далее - ЭО) - организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, отвечающих за передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие участников образовательного процесса;

дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;

электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) - совокупность образовательного контента, средств его разработки, хранения, передачи и доступа к нему, используемая в образовательном процессе, включающая электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, технологические средства;

электронные информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем;

электронные образовательные ресурсы (далее - ЭОР) - образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя соответствующие структуру, предметное содержание и метаданные;

совокупность информационных технологий - совокупность технологий создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники;

совокупность телекоммуникационных технологий - комплекс технических средств, предназначенных для передачи информации на расстояние;

технологические средства - основные способы реализации последовательности действий, необходимых для выполнения определенных учебных мероприятий;

электронный учебный курс - это образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях общего, специального, профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, в том числе нацеленных на непрерывное образование.

Концепция планируется к реализации в 2015 - 2020 годах в системе образования Республики Башкортостан.

3. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ


В целях достижения высокого стандарта качества содержания и технологий для всех уровней образования - профессионального, общего и дополнительного - необходимо развитие в Республике Башкортостан электронного образования, позволяющего сформировать у обучающихся закрепленные в соответствующих стандартах компетенции, современные взгляды на жизнь в условиях всеобщей доступности информации, понимание информационных технологий как неотъемлемой составляющей повседневной жизни граждан.

Основными предпосылками разработки Концепции являются:

необходимость реализации полномочий субъекта Российской Федерации, определенных Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 2765-р, предшествующий многолетний опыт работы образовательных организаций республики в сфере информатизации образования;

актуальность развития и дальнейшего централизованного регионального регулирования ЭО и ДОТ в Республике Башкортостан.

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет внедрение ЭО и ДОТ в системе образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие системы образования на основе использования ЭО и ДОТ становится важнейшим региональным образовательным приоритетом.

В Республике Башкортостан созданы основы для реализации Концепции:

обеспечено нормативное правовое регулирование вопросов информатизации системы образования;

осуществляется бесперебойный доступ образовательных организаций к ресурсам сети Интернет;

происходит целенаправленное оснащение образовательных организаций современным оборудованием;

разработана система повышения квалификации педагогических работников;

реализуется государственная программа "Развитие образования Республики Башкортостан", утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями);

в образовательных организациях реализованы многочисленные проекты в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Назрела необходимость разработки подходов, позволяющих свести все компоненты образовательной среды в единую и непротиворечивую систему, решать задачи системного развития ЭО и ДОТ, повышения эффективности и качества управления на основе внедрения современных образовательных методик и технологий.

Развитие ЭО приведет к созданию новых возможностей современного образования для жителей Республики Башкортостан, повышению качества профессиональной подготовки, получению максимально возможных результатов и эффективности, формированию системы комплексного учета потребностей всех заинтересованных сторон образовательного процесса.

4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


В последние годы в системе образования Республики Башкортостан отмечаются положительные изменения в развитии электронного образования.

В настоящее время в системе образования Республики Башкортостан функционируют 3,5 тыс. образовательных организаций:

1567 дошкольных образовательных организаций;

1463 общеобразовательные организации;

225 организаций дополнительного образования;

142 профессиональные образовательные организации;

12 образовательных организаций высшего образования.

С 2010 года в республике действует Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому (структурное подразделение ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 13 VI вида) (далее - Центр) с шестью филиалами в городах Белорецке, Нефтекамске, Сибае, Стерлитамаке, Туймазы и в Дуванском районе, за каждым из которых закреплены ближайшие города и районы Башкортостана. На начало 2015 года Центр обучал 554 детей-инвалидов, которые были бесплатно обеспечены комплектами оборудования для дистанционного обучения. Каждый комплект бесплатно доставлен на дом, смонтирован и подключен к сети Интернет.

С 2013 года ежегодно проводится республиканский форум "Электронная школа", по итогам которого определяют 20 лучших школ, призванных стать "точками роста" в сфере электронного образования. По поручению Главы Республики Башкортостан с учетом опыта победителей этого форума разработана методика составления ежегодного рейтинга общеобразовательных организаций в области электронного образования.

На конец 2013 - 2014 учебного года 185 школ (12%) вели инновационную деятельность в каком-либо из направлений электронного образования.

Согласно данным рейтинга общеобразовательных организаций в области электронного образования, проведенного в 2014 году, 33454 учителя (94%) обладают компьютерной грамотностью. Курсы повышения квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий - не менее 72 часов - прошли 13190 педагогов (33%), не менее 108 часов - 3997 (10%), из них в дистанционной форме - 6795 (17%).

На начало 2014 - 2015 учебного года в общеобразовательных организациях использовался 56721 персональный компьютер, в том числе 26298 ноутбуков. В рамках реализации комплексных мер по модернизации системы общего образования закуплено 3310 интерактивных досок.

В 2013 - 2014 учебном году была активизирована работа с издательствами, выпускающими учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации. В государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее - ГАОУ ДПО Институт развития образования РБ) создано представительство издательства "Просвещение"; в 2014 году на базе этого учреждения был создан Центр электронного образования, разработан электронный учебник по башкирскому языку.

На уровне муниципальных образований Республики Башкортостан работу по внедрению электронного образования осуществляют районные центры педагогической информации и службы, а также приравненные к ним муниципальные центры электронного образования.