УКАЗ
от 31 августа 2015 года N 305-УГ
О ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2015 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции Указа Главы Республики Мордовия от 17.11.2017 N 294-УГ)
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 8 июня 2007 года N 48-З "О регулировании отношений в сфере муниципальной службы" и в целях повышения эффективности муниципального управления в Республике Мордовия постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу Республики Мордовия "Развитие муниципальной службы в Республике Мордовия (2015 - 2018 годы)" (далее - Программа).
2. Администрации Главы Республики Мордовия обеспечить в пределах своих полномочий реализацию Программы.
3. Министерству финансов Республики Мордовия при формировании проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Мордовия разработать и утвердить муниципальные программы развития муниципальной службы.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия
В.Д.ВОЛКОВ
г. Саранск
31 августа 2015 года
N 305-УГ
ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (2015 - 2018 ГОДЫ)"
(в ред. Указа Главы Республики Мордовия от 17.11.2017 N 294-УГ)
Наименование программы | Программа Республики Мордовия "Развитие муниципальной службы в Республике Мордовия (2015 - 2018 годы)" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"; |
Государственный заказчик программы | Администрация Главы Республики Мордовия |
Разработчик проекта программы | Администрация Главы Республики Мордовия |
Исполнители программы | Администрация Главы Республики Мордовия; Министерство финансов Республики Мордовия; органы местного самоуправления в Республике Мордовия (по согласованию); |
Цель программы | создание системы эффективной и профессиональной муниципальной службы в Республике Мордовия, ориентированной на обеспечение актуальных потребностей общества и развитие экономики |
Задачи программы | - комплексное развитие института муниципальной службы, обеспечивающее правовое регулирование ее прохождения на основе внедрения в кадровую работу органов местного самоуправления передовых технологий управления персоналом, а также взаимосвязь с гражданской службой Российской Федерации; |
Целевые индикаторы и показатели программы | 1) число муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, принявших участие в мероприятиях по профессиональному развитию: |
Сроки реализации программы | 2015 - 2018 годы |
Объемы и источники финансирования программы | мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и средств местных бюджетов. |
(в ред. Указа Главы Республики Мордовия от 17.11.2017 N 294-УГ) | |
Ожидаемые результаты реализации программы | - повышение качества муниципального управления, посредством эффективного осуществления управленческих функций и оказания государственных и муниципальных услуг, оперативности и комплексности решения вопросов межведомственного характера |
В Республике Мордовия сложилась система правового регулирования и организации муниципальной службы в соответствии с действующим федеральным законодательством.
На основе Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о муниципальной службе) приняты законы Республики Мордовия от 8 июня 2007 года N 48-З "О регулировании отношений в сфере муниципальной службы", от 14 июня 2011 года N 21-З "О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим в Республике Мордовия". В законы Республики Мордовия внесены изменения, касающиеся организации и прохождения муниципальной службы. Муниципальными правовыми актами урегулированы основные вопросы организации и прохождения муниципальной службы.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом о муниципальной службе и Законом Республики Мордовия от 8 июня 2007 года N 48-З "О регулировании отношений в сфере муниципальной службы в Республике Мордовия".
Согласно статье 35 Федерального закона о муниципальной службе развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования системы муниципальной службы и повышения результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих Указом Главы Республики Мордовия от 8 февраля 2011 года N 24-УГ была утверждена Программа Республики Мордовия "Развитие муниципальной службы в Республике Мордовия (2011 - 2014 годы)", во всех муниципальных образованиях в республике также были приняты соответствующие муниципальные программы развития муниципальной службы.
В результате реализации в 2011 - 2014 годах Программы Республики Мордовия "Развитие муниципальной службы в Республике Мордовия (2011 - 2014 годы)" и муниципальных программ развития муниципальной службы в республике произошли изменения в нормативном правовом регулировании института муниципальной службы, а также в отдельных организационных механизмах ее прохождения, призванные повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления. Однако не все идеи и подходы, заложенные в программах, удалось реализовать на практике до настоящего времени.
Для получения максимального результата от реализации федеральных, республиканских и муниципальных правовых актов о муниципальной службе необходимо постоянное системное обеспечение органов местного самоуправления информационно-методическими материалами по вопросам практического применения федерального и республиканского законодательства о муниципальной службе. Практика реализации законодательства о муниципальной службе показала необходимость организационно-методического содействия органам местного самоуправления в подготовке ими муниципальных правовых актов по вопросам муниципальной службы.
Одним из основных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, которое взаимосвязано с созданием и эффективным применением системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих. Основой для решения данной задачи является постоянный мониторинг кадрового состава муниципальных служащих, выполняемых ими функций, а также потребностей органов местного самоуправления в кадрах, их непрерывное профессиональное обучение.
По состоянию на 1 января 2015 г. общая численность муниципальных служащих в Республике Мордовия составляла 2470 человек, лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, - 302 человека.
Доля служащих в возрасте от 31 года до 50 лет, имеющих практический опыт для качественной реализации должностных полномочий, составляет 54 процента от общего количества муниципальных служащих, количество муниципальных служащих, имеющих опыт работы на должностях муниципальной службы свыше 15 лет, составляет 29,3 процента. Количество муниципальных служащих, имеющих стаж работы в органах местного самоуправления до 5 лет, - 24,5 процента.
В республике проводятся мероприятия, направленные на качественное улучшение кадрового потенциала органов местного самоуправления. Так, из общего числа муниципальных служащих высшее образование имеют 75 процентов служащих, из них: муниципальных служащих, имеющих управленческое образование, - 6,2 процента; экономическое, юридическое, инженерное образование, - 45,8 процента. Два и более высших образования имеют 6,5 процента муниципальных служащих. Ученую степень кандидата наук имеют 7 муниципальных служащих (0,4 процента), доктора наук - 1 муниципальный служащий (0,05 процента).
В рамках реализации Программы Республики Мордовия "Развитие муниципальной службы в Республике Мордовия (2011 - 2014 годы)" и муниципальных программ развития муниципальной службы в 2011 - 2014 гг. в республике прошли обучение 2078 муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе (75 процентов от их общего числа), по программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации), адаптированным к актуальным проблемам развития местного самоуправления и муниципальной службы в Республике Мордовия.
С учетом современных потребностей и динамики развития муниципальной службы необходимо продолжить непрерывное профессиональное обучение муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, на основе долгосрочного планирования.
Существует необходимость внедрения инновационных образовательных технологий в процесс обучения муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, активнее использовать семинары, тренинги и другие формы краткосрочного профессионального обучения.
В настоящее время недостаточно активно ведется работа по формированию кадрового резерва на муниципальной службе в городских и сельских поселениях в Республике Мордовия.
Так, состав кадрового резерва на 1 января 2015 г. составлял 1468 человек. В 2014 году из кадровых резервов назначен на должности муниципальной службы 61 человек, что составляет 33,9 процента от общего количества лиц, назначенных на вакантные должности (180 человек).
Требует значительного внимания проблема формирования на муниципальном уровне резерва управленческих кадров, являющегося базовым элементом всей системы резервов управленческих кадров. На 31 марта 2015 г. в резерве управленческих кадров муниципальных образований состоит 1501 человек, из них назначено (избрано) на должности за весь период существования данного резерва всего 155 человек.
В органах местного самоуправления существует проблема омоложения муниципальных кадров. Привлечение на муниципальную службу талантливых молодых специалистов обеспечит преемственность поколений в системе муниципального управления, ротацию кадров в органах местного самоуправления, усиление конкуренции в процессе отбора, подготовки и карьерного роста муниципальных служащих.
Подготовка кадров для органов местного самоуправления становится одним из инструментов повышения эффективности и результативности муниципального управления. Отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков муниципальных служащих приводит к снижению эффективности управленческих решений и уровня доверия населения к муниципальной службе.
С развитием современных информационных технологий возникает проблема с их внедрением и использованием в деятельности органов местного самоуправления в Республике Мордовия. Муниципальные служащие Республики Мордовия не в полной мере владеют соответствующими навыками и умениями.
Компьютерная грамотность сотрудников недостаточна для эффективной эксплуатации информационных систем. В связи с этим информационные ресурсы при принятии управленческих решений используются не в полном объеме, что негативно отражается на эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Активное внедрение на муниципальной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы будет способствовать формированию высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы, обеспечивающего эффективное функционирование органов местного самоуправления.
Самостоятельным направлением развития муниципальной службы в Республике Мордовия является противодействие проявлению коррупционно опасных действий. В данной сфере существуют проблемы повышения эффективности деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и гражданского общества, обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления. Меры по противодействию коррупции должны проводиться комплексно и системно.
Применение программно-целевого метода позволит:
обеспечить системный подход к решению поставленных задач;
осуществлять контроль за выполнением мероприятий Программы и оценку их результатов;
внедрить на муниципальной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.
Последовательная реализация мероприятий Программы приведет к созданию условий для развития муниципальной службы, повышению ее роли и престижа, эффективности и результативности кадровой политики.
Основной целью Программы является создание системы эффективной и профессиональной муниципальной службы в Республике Мордовия посредством внедрения эффективных кадровых технологий, формирования высококвалифицированного кадрового состава, совершенствования системы управления муниципальной службой и системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих, ориентированной на обеспечение актуальных потребностей общества и развитие экономики.
(в ред. Указа Главы Республики Мордовия от 17.11.2017 N 294-УГ)
Для достижения программной цели необходимо решение следующих основных задач:
комплексное развитие института муниципальной службы, обеспечивающее правовое регулирование ее прохождения на основе внедрения в кадровую работу органов местного самоуправления передовых технологий управления персоналом, а также взаимосвязь с государственной гражданской службой Российской Федерации;
совершенствование организационной структуры муниципальной службы с учетом систематизации направлений деятельности органов местного самоуправления, перераспределения и делегирования функций и полномочий, определение оптимальной численности муниципальных служащих в Республике Мордовия;
развитие технологий оценки на муниципальной службе, позволяющих привлекать наиболее подготовленных и перспективных специалистов и способствующих должностному росту эффективных, результативных и талантливых муниципальных служащих;
внедрение детализированной системы квалификационных требований, ориентированной на эффективное достижение целей и выполнение задач органов местного самоуправления и их структурных подразделений и учитывающей образование, опыт, знания, навыки и умения, профессиональные и личностные качества кандидатов на замещение должностей муниципальной службы и муниципальных служащих;
обеспечение престижа и конкурентоспособности муниципальной службы, повышение мотивации муниципальных служащих к эффективной и результативной профессиональной служебной деятельности;
осуществление мероприятий по непрерывному профессиональному развитию муниципальных служащих и создание условий для реализации их интеллектуального и профессионального потенциала;
развитие механизмов предупреждения коррупции и борьбы с коррупционными правонарушениями, выявления и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе;
обеспечение открытости муниципальной службы, в том числе посредством применения информационно-коммуникационных технологий, расширяющих доступ граждан к референтной информации о муниципальной службе и способствующих общественному участию.
Программа носит среднесрочный характер и будет реализовываться в течение 2015 - 2018 годов.
Основными направлениями реализации Программы являются:
дальнейшее внедрение современных принципов организации муниципальной службы;
формирование детализированной системы квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим;
повышение качества отбора граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы;