2.1. Доступность образовательных услуг.
Система образования Астраханской области представлена образовательными организациями всех типов и видов различного уровня подведомственности. Управление данной системой осуществляет министерство образования и науки Астраханской области как в форме прямого управления подведомственными образовательными организациями, так и через органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия, на 01.09.2013 в две смены вели обучение 142 школы (47,5% от общего количества школ), в которых обучалось свыше 22056 человек (22% от общей численности обучающихся).
(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 31.12.2015 N 674-П; в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 23.12.2016 N 469-П)
Общее образование в достаточной степени доступно на территории региона, но в то же время сохраняется ряд общеобразовательных организаций, обучение в которых организовано в две смены, охват детей дошкольным образованием не является ведущим в рейтинге субъектов Российской Федерации. По состоянию на 01.06.2014 охват детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составляет 33,7%, в возрасте от 3 до 7 лет - 79,9% от общего количества детей соответствующей возрастной категории, проживающих на территории Астраханской области. Хотя показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях недостаточно высок для максимального удовлетворения потребности населения в этой образовательной услуге, в условиях повышения рождаемости за последние 8 лет (более чем на 22,5%) его можно признать условно удовлетворительным.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в сфере дошкольного образования проводятся мероприятия по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации, в том числе путем строительства и реконструкции зданий детских садов, организации дошкольных групп при школах, создания семейных дошкольных групп как структурных подразделений государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. За 2013 год в регионе открыто 5454 новых места дошкольного образования, что является лучшим результатом за последнее десятилетие в условиях стабильного роста рождаемости в регионе.
Однако около 6 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет в ближайший год нуждаются в предоставлении места, а около 12 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 3 лет - в ближайшие два года. Наиболее остро проблема дефицита мест наблюдается в областном центре (в очереди по муниципальному образованию "Город Астрахань" зарегистрировано около 4.5 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет).
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2015 N 268-П)
Доля населения Астраханской области в возрасте от 7 до 17 лет, не получающего гарантированные государством образовательные услуги, составляет 0,01% (по состоянию на 01.09.2014). Этот показатель соответствует среднероссийскому (0,02%).
Вместе с тем для отдельных муниципальных образований и групп обучающихся существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию. Прежде всего, необходимо отметить географически отдаленные населенные пункты и поселения, имеющие слаборазвитую транспортную сеть, определяемую ландшафтными особенностями дельтовой и степной зон региона. Эта часть Астраханской области представлена максимальным количеством малокомплектных школ (60% общеобразовательных организаций имеют контингент менее 100 обучающихся, что составляет 30% от всего количества организаций этого типа). В то же время необходимо отметить, что в 34,8% школ сохраняется обучение во вторую смену, не до конца обеспечено базовое благоустройство.
В результате реализации на территории Астраханской области приоритетного национального проекта "Образование", регионального комплексного проекта модернизации образования, основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р, проекта модернизации региональной системы общего образования в течение 2005 - 2013 годов произведена масштабная реструктуризация сети общеобразовательных учреждений. В целях увеличения доступности качественного образования определены общеобразовательные организации, к которым осуществляется подвоз обучающихся (далее - базовая школа). Приобретенный школьный автотранспорт в количестве более 200 единиц обеспечивает доставку обучающихся на старшей ступени общего образования из близлежащих населенных пунктов в наиболее успешные образовательные организации, которые в течение последних лет целенаправленно оснащались современным телекоммуникационным и компьютерным, учебно-лабораторным и технологическим оборудованием.
Выделение средств на улучшение материально-технической базы, закупку оборудования способствовало росту показателя доли обучающихся в современных условиях с 45% в 2006 году до 70%, а по отдельным позициям и до 80%, в 2013 году.
Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.
Несмотря на предпринимаемые усилия не только в сельской местности, но и в малых городах, и областном центре, обучающиеся на старшей ступени общего образования не имеют достаточной возможности выбора программы профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями (доля выпускников 11 классов, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов (в общей численности выпускников 11 классов), составляет не более 48%).