Прогноз состояния системы образования Астраханской области базируется как на демографических показателях количества детей дошкольного, школьного возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики региона и регионального рынка труда, так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой.
Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей окажут четыре внешние тенденции.
Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.
Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будет уменьшаться количество малонаселенных пунктов и увеличиваться население районных центров и малых городов. При этом может сохраниться тенденция увеличения доли детей трудовых мигрантов, беженцев из ближнего зарубежья.
В-третьих, недостаток предложения на рынке труда может привести к отвлечению наиболее квалифицированных педагогических кадров в другие сферы общественного производства.
В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.
Особенностью сети организаций дошкольного образования должно стать то, что в нее будут в большей степени включены организации разных форм собственности, активнее будет развиваться частно-государственное партнерство в данной сфере. Планируемая государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования вместе с вышеперечисленным позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста.
Дальнейшее развитие муниципальных сетей общего образования увеличит количество ресурсных центров, которые создадут не только административный конгломерат, но и будут выполнять роль центров дистанционного образования. Оправдавшая себя практика создания на базе сельских общеобразовательных организаций социокультурных центров обеспечит выполнение школой важнейших социальных функций на селе.
В городе Астрахани и других крупных населенных пунктах региона необходимо будет перейти на организационную форму "школа-ступень" с особыми условиями обучения и воспитания детей разных возрастов.
Такие школы-ступени должны быть интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта. Единое образовательное пространство позволит реализовывать широкую вариативность образовательных программ, тем самым повысив доступность образовательной среды для личности в зависимости от индивидуальных потребностей.
В системе среднего профессионального образования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов.
Вместе с тем снижение численности молодежи в возрасте 17 - 25 лет на 15% к 2016 году по сравнению с уровнем 2009 года приведет и к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынка труда. Это означает необходимость, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью.
Поскольку бизнес стремится к созданию собственных центров и программ обучения персонала, организации среднего профессионального образования должны объединиться в структуру, соответствующую реалиям экономики знаний, ядром этой структуры должно стать государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области высшего образования "Астраханский государственный архитектурно-строительный университет". Наряду с расширением программ по подготовке аспирантов в данной образовательной организаций необходимо будет обеспечить такую структуру учебного процесса, при которой все студенты смогли бы учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 23.12.2016 N 469-П)