Недействующий

О государственной программе "Развитие образования Астраханской области" (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



Институциональные и структурные реформы в системе образования Астраханской области


Отличительной особенностью государственной политики в сфере образования в Астраханской области с 2005 года стало использование программно-целевого и проектного методов, сопровождаемых созданием и задействованием принципиально новых организационно-финансовых и правовых механизмов.


В качестве основного инструмента государственной политики в сфере образования в Астраханской области в последние годы используются областные программы развития образования, а также участие региона во всех федеральных программах развития образования. Ведущими механизмами системных изменений в региональной системе образования стали выявление и поддержка образовательных организаций и муниципальных систем образования, обеспечивающих принципиально новое качество образования, внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.


Институциализация новых образовательных и организационных моделей обеспечивалась внесением соответствующих изменений в региональные нормативные правовые акты. В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принят Закон Астраханской области от 14.10.2013 N 51/2013-ОЗ "Об образовании в Астраханской области".


В реализации программ показали свою эффективность механизмы конкурсной финансовой поддержки отдельных образовательных организаций и муниципальных систем образования по принципу "деньги в обмен на обязательства" на первом этапе и "деньги в обмен на результат" - на последующих этапах успешного управления модернизационными процессами.


Модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования, которая последовательно осуществляется в регионе с 2005 года, обеспечила:


- нормативное подушевое финансирование общеобразовательных организаций;


- внедрение новых систем оплаты труда, ориентированной на результат;


- внедрение системы независимой оценки учебных достижений обучающихся;


- создание управляющих советов, обеспечивающих широкое общественное участие в управлении образовательными институтами и оценке качества образования;


- регулярную публичную отчетность образовательных организаций и органов управления образованием.


В итоге наблюдается рост ответственности руководителей и педагогов за результаты своей профессиональной деятельности, усиление прозрачности системы образования для общества.


Однако необходимо отметить, что эти меры не привели к реальной самостоятельности образовательных организаций, к повышению качества образования в соответствии с новыми требованиями.


Не завершено формирование действенной региональной системы оценки качества образования, не в достаточной степени обеспечена информационная открытость результатов деятельности системы образования на всех уровнях. Слабость обратной связи и информационный вакуум по ряду позиций является препятствием для повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Отсутствие учета различных условий работы образовательных организаций не позволяет объективно оценивать их эффективность и распределять ресурсы поддержки.


Для организаций среднего профессионального образования наиболее существенными в последние годы были мероприятия по развитию сети и укреплению их взаимодействия с рынком труда. Дополнительные трудности возникли в связи с передачей организаций среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень подчинения. Несмотря на то, что такая передача дает возможность заложить базу для создания эффективной региональной системы среднего профессионального образования, соответствующей запросам работодателей Астраханской области на подготовку специалистов, в регионе пока еще не решены задачи реализации эффективной модели развития региональной системы среднего профессионального образования, усиления роли местных сообществ и работодателей в развитии этой системы.