АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 года N 294-па
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.11.2009 N 382 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии со статьей 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 5 Закона Курской области от 31 октября 2006 года N 76-ЗКО "О градостроительной деятельности в Курской области", во исполнение постановления Администрации Курской области от 14.03.2013 N 130-па "О внесении изменений в схему территориального планирования Курской области", приказом Министерства регионального развития от 19 апреля 2013 года N 169 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", с учетом положительных заключений, предусмотренных частями 1, 2, 3 статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Администрация Курской области постановляет:
1. Внести в постановление Администрации Курской области от 20.11.2009 N 382 "Об утверждении схемы территориального планирования Курской области" следующие изменения:
пункты 1, 2, 3 изложить в новой редакции:
"1. Утвердить прилагаемую Схему территориального планирования Курской области в следующем составе:
Положение о территориальном планировании Курской области;
Карта размещения планируемых автомобильных дорог регионального значения;
Карта размещения планируемых объектов регионального значения в области промышленности, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
2. Органам исполнительной власти Курской области, ответственным за выполнение программ Курской области, реализуемых за счет бюджетных средств, привести их в соответствие со Схемой территориального планирования Курской области.
3. Органам исполнительной власти Курской области в соответствии с предоставленными полномочиями осуществлять мероприятия по реализации Схемы территориального планирования Курской области, касающиеся:
- разработки документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения;
- резервирования земель для государственных нужд, изъятия, путем выкупа земельных участков для государственных нужд и перевод земель (земельных участков) из одной категории в другую;
- создания (включая строительство) объектов регионального значения, в обязательном соответствии с положениями Схемы территориального планирования Курской области.";
в пункте 4 слова "Председателя Правительства Курской области И.Н. Пахомова" заменить словами "Губернатора Курской области С.А. Дюмина";
изложить Схему территориального планирования Курской области, утвержденную указанным постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Комитету строительства и архитектуры Курской области (Р.В. Филатов) в срок, не превышающий десяти дней со дня подписания настоящего постановления, обеспечить размещение Схемы территориального планирования Курской области в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет".
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 20 ноября 2009 года N 382
(в редакции постановления
Администрации Курской области
от 30 апреля 2014 года N 294-па)
СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Том 2
ВВЕДЕНИЕ
Материалы по обоснованию Схемы территориального планирования Курской области подготовлены в рамках проекта "Внесение изменений в схему территориального планирования Курской области" обществом с ограниченной ответственностью "Финансовый и организационный консалтинг" (Москва) в рамках выполнения условий государственного контракта N 0144200002213000002-0061099-01, заключенного между ООО "Финансовый и организационный консалтинг" и Комитетом строительства и архитектуры Курской области.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 7 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации Материалы по обоснованию проекта Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации выполняются в текстовой форме и в виде карт (схем) в целях утверждения схемы территориального планирования.
При подготовке проекта авторский коллектив руководствуется законами РФ, действующими нормативными документами, предложениями органов исполнительной власти Курской области, опытом разработки документов стратегического, территориального и пространственного планирования.
Проект выполняется в виде компьютерной геоинформационной системы (ГИС) и с технической точки зрения представляет собой компьютерную систему открытого типа, позволяющую расширять массивы информации по различным тематическим направлениям, использовать ее для территориального мониторинга области, а также практической работы подразделений Администрации Курской области.
Для внесения изменений в Схему используются топографическая основа масштаба 1:100000 (цифровые в виде растров), цифровые материалы органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, в том числе документы территориального планирования Курской области (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений) и другие материалы.
При внесении изменений в Схему территориального планирования Курской области определены следующие проектные периоды:
исходный год - 2012 г.,
I этап (первая очередь) - 2022 г.,
II этап (расчетный срок) - 2032 г.
1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Внесение изменений в Схему территориального планирования Курской области осуществляется в связи с необходимостью учета в утвержденной схеме территориального планирования Курской области изменившихся условий территориального и социально-экономического развития Курской области.
Схема территориального планирования субъекта федерации - это особый вид научно-исследовательских работ, в рамках которых разрабатываются стратегические решения по организации территории.
Эти решения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ должны развиваться и детализироваться документами территориального планирования следующих типов: документы территориального планирования муниципальных образований - схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов. Схема территориального планирования субъекта федерации является также основополагающим документом для разработки специализированных тематических программ и проектов (например, "Развитие сети социального обслуживания населения", "Развитие инженерной и транспортной инфраструктур", "Схема развития отдыха и туризма", "Схема охраны окружающей среды и рационального природопользования" и т.п.).
Основная цель Схемы территориального планирования Курской области, которой необходимо руководствоваться и при внесении изменений, - служить инструментом реализации документов стратегического развития региона для обеспечения устойчивого развития территории Курской области путем развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений.
Задачами внесения изменений в Схему территориального планирования являются:
- создание условий для реализации полномочий органов исполнительной власти Курской области;
- реализация программ социально-экономического развития Курской области посредством территориальной привязки планируемых объектов;
- создание условий для реализации пространственных интересов Российской Федерации, Курской области, муниципальных образований Курской области с учетом требований безопасности жизнедеятельности, экологического и санитарного благополучия;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности Курской области путем реализации мероприятий по развитию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, стимулированию жилищного и коммунального строительства, деловой активности и производства, торговли, науки, туризма и отдыха;
- создание условий для устойчивого развития территории Курской области путем освоения природно-ресурсного потенциала территории на принципах рационального природопользования и экологической безопасности для населения при сохранении природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;
- создание условий для развития инвестиционных территорий Курской области.
Для достижения указанных целей и для решения поставленных задач в первую очередь необходимо:
1. Актуализировать комплексный анализ территории с целью учета изменений в основных показателях природно-ресурсного, демографического, экономического, историко-культурного потенциалов, выявить современные проблемные ситуации и территории, а также зоны с особыми условиями использования территории.
2. Сформировать актуальные предложения по сохранению и развитию природного комплекса области Курской области и рациональному использованию природных ресурсов, а также предложения по развитию системы особо охраняемых природных территорий.
3. Скорректировать прогноз базовых параметров развития территории: численности населения области, состояния сферы занятости, объемов строительства и пр.
4. Определить актуальные направления развития многоотраслевого производственного, научно-производственного, агропромышленного комплексов Курской области.
5. Разработать предложения по развитию системы транспортной инфраструктуры для оптимальной организации выхода Курской области в ключевые хозяйственно-экономические центры России и зарубежные страны, а также совершенствованию внутриобластных связей.
6. Сформулировать предложения по системе расселения области для оптимизации социального обслуживания населения.
7. Сформировать предложения по восстановлению, сохранению и использованию историко-культурного наследия Курской области.
8. Актуализировать основные направления развития социальной сферы.
9. Определить принципиальные направления реконструкции и развития инженерных систем (энергоснабжение и газоснабжение), основные мероприятия по защите от неблагоприятных природных и антропогенных процессов, чрезвычайных ситуаций.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБЛАСТИ
2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Территориальное планирование - признанная практика цивилизованных стран, в том числе и с самыми либеральными экономическими системами. В развитых странах данный вид планирования (Spatial planning) развит настолько, что во многих из них существуют специальные правительственные органы - Министерства пространственного планирования, контролирующие все виды использования земель на соответствие принципам, разработанным специальной Комиссией ЕС по пространственному планированию. Эти десять принципов настолько универсальны, что они могут быть с успехом положены и в основу Схемы территориального планирования Курской области.
1. Обеспечение территориального согласия посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности. Принимаемые на европейском, национальном и региональном уровнях решения, а также инвестиции, так или иначе связанные с пространством, опираются на полицентрическую модель развития территорий. Соответственно, благодаря полицентрической модели повышается аттрактивность как столичных ареалов и "городов-ворот", так и структурно слабых регионов. Это особенно важно в тех случаях, когда речь идет о исторически сложившихся промышленных районах и малонаселенных сельских территориях, которые так характерны для Курской области. Региональная политика включает в себя в том числе и действия властей в области развития транспорта, связи, образования и здравоохранения, которые имеют большое значение для поддержания жизнедеятельности сообществ в малонаселенных районах.
Для выполнения поставленной задачи региональные и местные власти должны стремиться к реализации различных, в том числе политических и экономических, программ пространственного развития, что, в свою очередь, требует наличия демократических легитимных территориальных органов власти, высокого профессионализма и опыта, активного участия граждан и общественных объединений в планировании пространственного развития. Основой выполнения планировочных мероприятий по транспорту являются документы "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года", утвержденная Распоряжением Правительством Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2600-р.
2. Поощрение развития, генерируемого городскими функциями, и совершенствование взаимоотношений города и деревни. Городские системы и функции, включая системы и функции малых и средних региональных центров, должны развиваться таким образом, чтобы способствовать доступу к ним сельских жителей Курской области. Партнерские отношения между городом и деревней призваны сыграть важную роль, в частности, в развитии сетей общественного транспорта, возрождении и одновременном развитии многих не связанных друг с другом видов сельских производств, повышении эффективности инфраструктуры, развитии зон отдыха горожан и сохранении природного и культурного достояния. Условием эффективного партнерства является сотрудничество на принципах равенства местных администраций.
3. Создание более сбалансированных условий транспортного доступа. Через территорию области проходят автомобильные дороги федерального значения М-2 "Крым", М-3 "Украина", которые входят в состав маршрутов европейской сети автомобильных дорог, а помимо этого автодорога М-3 "Украина" является составной частью международного панъевропейского транспортного коридора N 2 (РЕ2), Курск - Борисоглебск, Тросна - Калиновка, М-3 "Украина", предназначенные для осуществления местных и дальних транспортно-экономических связей Курской области.
Необходимо лоббировать строительство федеральной магистральной автодороги М-2 "Крым" от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород до границы с Украиной на участке юго-восточного обхода г. Курска юго-восточного обхода города Курска.
Трасса М-2 "Крым" (Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной) объявлена международной автомобильной дорогой стран СНГ в составе коридора "Граница Норвегии - Мурманск - Санкт-Петербург - Москва - Орел - Курск - Белгород - Харьков - Симферополь - Ялта", а также М-3 "Украина" (Москва - Калуга - Брянск - граница с Украиной). Реконструкция вышеназванных дорог обеспечит бесперебойный и безопасный проезд автомобильного транспорта, углубление и расширение межрегиональных и внешнеэкономических связей.
Для увеличения грузопотоков, расширения межрегиональных связей необходима реконструкция автомобильных дорог "Лукьяновка - Тим" - Ястребовка - Старый Оскол, Курск - Воронеж - Борисоглебск, "Курск - Воронеж - Борисоглебск" - п. Кшень - гр. Липецкой области, "Курск - Воронеж - Борисоглебск" - Касторное - Липецкая область и Тросна - Калиновка.
В целях достижения более сбалансированного развития необходима модернизация транспортных звеньев, связывающих малые и средние города области, сельские и островные территории с трансроссийскими и трансъевропейскими сетями и транспортными центрами (железные дороги, автострады, аэропорты и многофункциональные центры).
4. Развитие доступа к информации и знаниям. С учетом необходимости обеспечения доступа к информации и знаниям, пространственное планирование должно уделять особое внимание районам, доступ которых к информации по тем или иным причинам ограничен. На региональном уровне следует обеспечить интерфейсы между производителями информации и потенциальными пользователями: технопарками, институтами по передаче технологий, центрами исследований и обучения. Следует содействовать созданию банков текущих данных (по товарам, ноу-хау, туризму и т.д.) для развития межрегиональных связей и участия во внешнеэкономической деятельности.
5. Сокращение ущерба окружающей среде. Пространственное планирование призвано содействовать предотвращению или ограничению наносимого окружающей среде ущерба, предотвращать возникновение экологических проблем в результате недостаточной согласованности отраслевых программ, а также решений, принимаемых на местах.
6. Приумножение и защита природных ресурсов и природного наследия. Следует охранять и приумножать природные ресурсы, которые не только поддерживают баланс экосистем, но и обеспечивают привлекательность Курской области, повышают ее рекреационную ценность и качество жизни. Пространственное планирование должно принимать во внимание Конвенцию по сохранению европейской природы и естественной среды обитания (1979 г.) и Общеевропейскую стратегию биологического и ландшафтного разнообразия.
Комплексные стратегии использования водных ресурсов должны охватывать: