ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 августа 2015 года N 800-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Утвердить прилагаемую Стратегию инновационного развития Удмуртской Республики.


Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Удмуртской Республики
А.Н.СИВЦОВ


Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 10 августа 2015 года N 800-р


СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Введение


В настоящее время решение проблемы эффективности функционирования экономики России тесно связано с ускоренным развитием инновационной сферы и созданием национальной инновационной системы.

Ключевым документом, определяющим долгосрочную политику российского государства в сфере инноваций, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р, разработанная на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

За последние несколько лет государство создало законодательный и организационный каркас национальной инновационной системы. Функционируют структуры, ответственные за предоставление предпосевных и посевных инвестиций, венчурного финансирования, сформирована правовая база инновационного центра "Сколково". В значительной мере облегчено применение в коммерческих целях разработок, созданных на базе государственных научных структур и вузов. Структура инновационной системы содержит блоки, генерирующие знания и занимающиеся подготовкой инновационных кадров, создающие инновационную инфраструктуру, производящие инновационный продукт и проводящие государственную политику.

Тем не менее очевидно, что важные составные элементы инновационных процессов на уровне страны становятся более тесно связанными с регионами, поскольку именно они являются местом экономического взаимодействия и инновационной деятельности. Эффективное сочетание потенциала собственных инновационных решений и возможностей федеральных институтов могут обеспечить выход региона на новый уровень экономического развития.

I. Общие положения


Стратегия инновационного развития Удмуртской Республики (далее - Стратегия) описывает основные этапы создания и ключевые элементы инновационной системы, выявляет основные тенденции и сдерживающие факторы ее развития, определяет ключевые направления развития и целевые индикаторы инновационной деятельности в Удмуртской Республике.

Стратегия разработана на основе и в развитие:

1) Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;

2) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

3) основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 года;

4) Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ;

5) Инвестиционной стратегии Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Указом Главы Удмуртской Республики от 26 мая 2014 года N 166.

Период действия Стратегии соответствует периоду реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года.

Цель разработки Стратегии - определение направлений инновационного развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, обеспечивающих динамичный рост экономики и повышение качества жизни жителей Удмуртской Республики. Стратегия разработана для представления приоритетов инновационного развития Удмуртской Республики, а также инструментов поддержки инновационной деятельности.

Для достижения цели Стратегии:

1) проведена оценка современного состояния инновационного развития Удмуртской Республики;

2) определены цель и направления реализации Стратегии;

3) сформирован перечень стратегических задач по направлениям.

II. Современное состояние и проблемы

1. Инновационные преобразования - ключевой фактор развития экономики


Современный этап мирового развития характеризуется переходом человеческой цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу. Этот переход связан с усилением воздействия науки на все стороны жизни общества, характеризуется фундаментальными технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и историческим переменам. Соответственно меняется набор основных факторов и источников экономического роста.

Важнейшими из них являются научные знания и интеллектуальный капитал, которые становятся главным источником создания конкурентных преимуществ и устойчивого развития социально-экономических систем. Формируется новый инновационный тип экономики, при котором прирост ВВП обеспечивается в основном за счет выпуска и реализации наукоемкой продукции и услуг. Отсюда следует, что инновационное развитие является фундаментальным фактором развития экономики страны, определяющим ее место в мировом рейтинге.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года ставятся амбициозные цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли России как одного из мировых лидеров.

Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.

Инновации во всех сферах жизнедеятельности общества становятся ведущим фактором устойчивого развития государств и регионов.

Как Россия в целом, так и Удмуртская Республика в частности, в условиях современной открытой рыночной экономики находятся в сфере глобальной конкуренции, главный вызов которой состоит в усилении борьбы за распоряжение ограниченными и мобильными важнейшими ресурсами развития - кадрами и инвестициями. Разрыв в эффективности использования ресурсов будет все неотвратимее приводить к их оттоку, соответственно, к снижению возможностей развития территории.

В этой связи в отношении дальнейшего устойчивого поступательного развития Удмуртской Республики можно выделить следующие внешние вызовы:

1) исчерпание традиционных источников роста, снижение глобального спроса на традиционные сырьевые товары;

2) геополитическое обострение, которое привело к повышению экономической неопределенности, закрытию доступа к заемному финансированию на зарубежных рынках, ограничениям на привлечение современных технологий из-за рубежа;

3) ускорение технологического развития мировой экономики, отставание от мировых темпов технологического развития;

4) усиление в мировом и региональном масштабе конкурентной борьбы за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции в новые знания, технологии и компетенции;

5) необходимость сохранения и развития кадрового потенциала на основе создания условий, привлекательных для жизни и экономической деятельности регионального сообщества, а также повышения образовательного уровня населения республики;

6) возрастание роли государственного управления территориями за счет использования технологий стратегического менеджмента, активного маркетинга территории, ее рыночного позиционирования с концентрацией ресурсов на главных направлениях развития;

7) проблемы межведомственного взаимодействия;

8) урбанизация и поляризация экономического пространства, дифференциация развития муниципальных образований, регионов;

9) активизация технологических изменений во всех сферах экономики, в том числе в связи с формированием шестого технологического уклада;

10) технологическая зависимость промышленности от зарубежных поставок;

11) низкий уровень развития инжиниринга, а также привязки технологических решений к конкретным условиям промышленных предприятий региона;

12) высокая стоимость и усложненность процедур получения кредитных ресурсов предприятиями реального сектора экономики;

13) несовершенство нормативной базы в сфере инновационного развития и промышленной политики;

14) опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий;

15) старение населения и сокращение его численности;

16) нарастание в мировом масштабе проблем в сфере истощения природных ресурсов, экологии и обеспечения продовольственной безопасности и, как следствие, рост интереса к зеленым технологиям, экопродукции, альтернативным источникам энергии и энергосбережению.

2. Оценка состояния сферы инновационного развития Удмуртской Республики

 


Удмуртская Республика находится в процессе формирования конкурентоспособной инновационной системы, о чем свидетельствуют рейтинги, проводимые в России.

Рейтинговые оценки инновационной активности регионов позволяют наиболее объективно оценить текущее состояние инновационной сферы региона, взглянув на ситуацию со стороны, сравнить свои позиции с другими регионами, взвесить свои конкурентные преимущества и выявить проблемные места.

Рис. 1.

 Система факторов рейтинговых оценок *


________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В соответствии с Рейтингом инновационного развития субъектов Российской Федерации (2014 год, выпуск 2, по результатам статистических исследований 2012 года), подготовленным НИУ "Высшая школа экономики" (далее - ВШЭ), позиции Удмуртской Республики характеризуются слабым уровнем инновационного развития с отрицательной динамикой занимаемых позиций:

67 место среди регионов России;

отнесение к IV группе регионов - "аутсайдеров";

утрата 14 позиций по сравнению с рейтингом 2008 года.

Группы факторов, повлиявшие на вышеуказанные показатели оценки инновационного развития Удмуртской Республики:

социально-экономические условия региона, включая оценку экономического, образовательного и информационного уровней развития региона, характеризующую потенциал к созданию, адаптации, освоению и реализации инноваций, - влияние положительное, незначительное по динамике - 31 место среди регионов, увеличение ранга к 2008 году на 2 позиции;

инновационная деятельность, включая оценку интенсивности процессов создания, внедрения и практического использования технологических, организационных и маркетинговых инноваций, - влияние положительное, значительное по динамике - 24 место среди регионов, увеличение ранга к 2010 году на 7 позиций, отнесение ко II группе (средне-сильных) регионов;

научно-технический потенциал, включая оценку развития наиболее важных составляющих научно-технического потенциала: уровня финансового и кадрового обеспечения научных исследований и разработок, публикационной и патентной активности, числа создаваемых передовых производственных технологий, поступлений от экспорта технологий, - влияние отрицательное, значительное по динамике - 65 место среди регионов, снижение ранга на 7 позиций к 2010 году;

качество инновационной политики, включая уровень проработанности нормативной правовой базы, наличие специализированного организационного обеспечения и масштаба бюджетных затрат на науку и инновации, - влияние отрицательное, значительное по динамике - 79 место среди регионов, снижение ранга к 2008 году на 23 позиции, отнесение в состав IV группы регионов ("аутсайдеров").

Таким образом, слабым звеном инновационного развития Удмуртской Республики являются "Научно-технический потенциал", "Качество инновационной политики".

В частности, по результатам рейтинга ВШЭ, необходимо обратить внимание на следующие проблемные места инновационной системы:

кадры науки;

результативность научных исследований и разработок;

финансирование научных исследований и разработок;

качество нормативной правовой базы инновационной политики;

качество организационного обеспечения инновационной политики;

затраты консолидированного бюджета на инновации.

Качество инновационной политики оценено негативно в связи с отсутствием в Удмуртской Республике на момент проведения исследований Совета по инновационному развитию Удмуртской Республики (создан в конце 2014 года), Стратегии, Закона Удмуртской Республики о поддержке инновационной деятельности.

Более позитивные оценки отмечены в рейтинге, проведенном Ассоциацией инновационных регионов России (далее - АИРР). Рейтинг также проведен в 2014 году по результатам 2012 года. В отличие от системы оценки ВШЭ в рейтинг АИРР не включены факторы качества государственного управления в сфере инноваций, используется несколько более узкий перечень индикаторов.

По оценке АИРР, позиции Удмуртской Республики среди регионов России в сфере инновационного развития являются средними, но также отмечена их отрицательная динамика (37 место, снижение ранга на 7 позиций, отнесение к составу "средних" регионов по инновационному развитию).

Факторы, повлиявшие на оценку инновационного развития Удмуртской Республики АИРР:

инновационная деятельность - влияние положительное - 32 место среди регионов, уровень ранга не изменился;

научно-технический потенциал - влияние отрицательное, значительное по динамике - 50 место среди регионов, снижение ранга на 11 позиций к предыдущему году;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»