ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

УКАЗ

от 14 августа 2015 года N УГ-184


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


В целях определения основных направлений семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года.

2. Поручить республиканским органам исполнительной власти и рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан руководствоваться положениями Концепции семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года при решении задач в области семейной политики.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


Глава
Республики Башкортостан
Р.ХАМИТОВ

Уфа, Дом Республики

14 августа 2015 года

N УГ-184




Утверждена
Указом Главы
Республики Башкортостан
от 14 августа 2015 года N УГ-184

КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Семья является основным социальным институтом, от которого зависит благополучие каждого человека и развитие общества. Она представляет безусловную и непреходящую ценность. Только социально благополучная семья, имеющая достойные уровень и качество жизни, возможность вырастить своих детей здоровыми, дать им хорошее образование и воспитание, может быть основой процветающего государства, у которого есть будущее.

Забота о семье и государственная политика в области поддержки семьи, материнства, отцовства и детства являются приоритетами большинства цивилизованных, развитых государств.

Семья в Республике Башкортостан, как и во всей Российской Федерации, развивается в новых социально-экономических, политических и духовно-нравственных условиях. При общей позитивной направленности процессов в социальной сфере сохраняются сложности, противоречия, что не может не влиять на институт семьи. Развитие семьи в современных условиях имеет как позитивные, так и негативные тенденции.

В последнее время в Российской Федерации приняты важные меры для улучшения жизни семей с детьми, поддержки матерей при рождении детей, обеспечения жильем, детскими дошкольными учреждениями, а также для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Республика Башкортостан уделяет большое внимание проблемам семьи, не ограничивается мерами федерального характера, направленными на поддержку семьи, постоянно работает над введением дополнительных республиканских мер государственной поддержки.

Концепция семейной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему положений, описывающих цели, задачи, объекты, основополагающие принципы, приоритетные направления и меры политики, направленной на развитие семьи, которыми Республика Башкортостан будет руководствоваться до 2025 года. Концепция предусматривает также совершенствование механизмов семейной политики.

Основными ожидаемыми эффектами реализации Концепции являются создание благоприятных условий для семей, повышение благосостояния семей с несовершеннолетними детьми, рост их социальной защищенности, укрепление ценностей семьи, детства, материнства и отцовства, семейного образа жизни.

Концепция служит основой для разработки и реализации органами исполнительной власти Республики Башкортостан программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие семьи. Концепция также представляет собой базу для взаимодействия государства с политическими партиями, работодателями, профсоюзами, благотворительными, религиозными и иными общественными организациями в достижении заявленных целей и решении задач, поставленных в ней.

Концепция разработана на основе Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, в рамках федерального законодательства в области семьи, семейной и социальной политики. Она основывается на Конституции Республики Башкортостан, Семейном кодексе Республики Башкортостан, законах Республики Башкортостан в области охраны материнства, отцовства и детства, семейной и социальной политики.

Концепция учитывает положения, изложенные в:

Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р;

Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761;

Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р;

Концепции демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 14 июля 2008 года N УП-333;

Стратегии действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2013 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 26 декабря 2012 года N УП-551.

Концепция разработана с использованием данных официальной статистики, результатов социологических исследований и научных изысканий.

1. ПОЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

1.1. Браки и разводы

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, в Башкортостане проживают 1179450 семей. Всероссийская перепись населения 2010 года показала, что брачная структура населения республики существенным образом трансформировалась. Снизилась доля тех, кто состоит в браке, увеличилась доля разведенных и разошедшихся, никогда не состоявших в браке, а также вдовых. Особенно последовательное увеличение имеется в группе разведенных и разошедшихся. В населении старше 16 лет состоят в браке - 57,8%, разведенных и разошедшихся - 8%, вдовых - 11,3%, никогда не состоявших в браке - 21,1%. Показатели вдовства женщин в несколько раз превышают показатели у мужчин, что связано с повышенным уровнем смертности последних и с высоким разрывом в продолжительности жизни в пользу женщин.

Последние десять лет имеется тенденция роста уровня брачности населения республики. В 2011 году Республика Башкортостан практически достигла уровня, который был в 1990 году (соответственно 9,4 и 9,5 брака на 1000 человек населения). В 2013 году было зарегистрировано 35527 браков (8,7 брака на 1000 человек).

Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 32,8% от общей численности семей (386558 семей), с одним несовершеннолетним ребенком - 56,3% (217448 семей), с двумя детьми - 35,4% (136682 семей), с тремя и более детьми - 8,4% (32428 семей).

По данным переписи 2010 года, в Республике Башкортостан среди указавших свое состояние в браке лица от 15 до 29 лет составляют 27,3%. Из всех семей с несовершеннолетними детьми 71,8% - это семьи с обоими родителями. По данным переписи 2002 года, их было несколько больше - 74,6%.

За последние годы постепенно меняется соотношение регистрируемых браков и разводов. В 2006 году на 1000 браков приходилось 499, в 2013 году - 514 разводов. Коэффициент разводимости имеет тенденцию к росту: на 1000 человек в 2005 году приходилось 3,5 развода, в 2013 году - 4,5.

Количество разводов в Республике Башкортостан, как и в целом по России, растет. Так, в Республике Башкортостан на каждую тысячу населения в возрасте 16 лет и более в 1989 году приходилось 52, в 2002 году - 76, в 2010 году - 81 разведенный и разошедшийся.


1.2. Рождаемость

С 2001 года растут число рожденных детей и относительные показатели рождаемости. В то же время нынешние показатели рождаемости существенно ниже, чем до реформ (в 1990 году приходилось 2,25 ребенка на одну женщину, общий коэффициент рождаемости составлял - 16,2 ребенка на 1000 человек населения, родилось 63,9 тыс. детей).

В 2013 году родились 59,3 тыс. детей, общий коэффициент рождаемости составил 14,6 ребенка на 1000 человек населения, суммарный коэффициент рождаемости - 1,887 ребенка на одну женщину детородного возраста. По сравнению с 2005 годом рождаемость выросла на 37%. Повысилась доля вторых и последующих рождений в их общем количестве. Рост рождаемости в значительной мере связан с вхождением в репродуктивный возраст многочисленного поколения молодых женщин, рожденных в 80-е годы, поэтому в перспективе прогнозируется снижение рождаемости.

Позитивным изменениям в состоянии семьи в республике наряду с федеральными мерами способствовали принятые меры регионального характера, такие, как: ежемесячное пособие отдельным категориям многодетных семей (размер пособия семьям, имеющим 4-х детей, составляет 1500,0 руб., пять и более детей - 2000,0 руб.); пособия на родившихся одновременно двух и более детей до достижения ими возраста трех лет; жилищные сертификаты для семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, а также семей, в которых родились одновременно трое и более детей и которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении; ежемесячная денежная выплата для многодетных малоимущих семей в размере 3000 рублей на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте от полутора до трех лет включительно; пособие по уходу за ребенком-инвалидом (размер пособия дифференцирован: базовый размер - 532,5 руб., 1000 руб. - для лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом с третьей степенью ограничения по одной из основных категорий жизнедеятельности); специальное социальное пособие семьям студентов и аспирантов, имеющим детей (размер пособия - 250 руб.); многодетные семьи, воспитывающие девять и более несовершеннолетних детей, вместо микроавтобуса типа "ГАЗель" начиная с 2015 года получают единовременную денежную выплату в размере 600,0 тыс. рублей и др.

Значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграла также реализация программ, направленных на сохранение здоровья граждан.

В рамках выполнения в 2008 - 2012 годах приоритетного национального проекта "Здоровье" в Республике Башкортостан построен и оснащен ряд перинатальных центров. Происходит дальнейшее развитие материально-технической базы медицинский учреждений в связи с реализацией государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года N 183.

Внедрение комплексных обследований и применение новых алгоритмов диагностики в период беременности позволили достигнуть максимального за последние годы снижения показателя материнской смертности и снизить в 3 раза за последние 30 лет уровень младенческой смертности.


1.3. Состояние здоровья женщин

Ожидаемая продолжительность жизни в Республике Башкортостан в 2013 году выросла до 69,6 года, достигнув у женщин исторического максимума - 75,8 года. Отмечается ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин. В частности, сохраняется рост онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, учащаются случаи женского бесплодия.

Одним из факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье женщин, остается прерывание беременности. В последнее время отмечается сохранение стойкой тенденции к снижению числа абортов, в том числе у первобеременных женщин. Наибольшая доля абортов (более 70%) приходится на возрастную группу 20 - 34 года. Число абортов в раннем возрасте (до 15 лет) в Республике Башкортостан сократилось с 2000 года более чем в три раза.

Во многом снижению числа абортов способствовала реализация комплекса мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации, по оказанию женщинам консультативной, медицинской и социально-психологической помощи в случае незапланированной беременности.

В последние годы отмечается рост показателей, отражающих уровень благосостояния населения.


1.4. Уровень жизни семей

В Республике Башкортостан за последние десять лет произошел рост реальных денежных доходов населения более чем в два раза. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения сократилась с 20,3% в 2003 году до 10,4% в 2013 году.

Доля семей с детьми в возрасте до 16 лет в общей численности семей с доходами ниже величины прожиточного минимума все еще остается достаточно высокой (62,1% в 2013 году).

Опросы населения в Республике Башкортостан показывают, что главными причинами отказа от рождения планировавшихся детей являются материальные и финансовые трудности, жилищные проблемы, плохое состояние здоровья одного из супругов. Корректируют репродуктивные планы и другие причины: неуверенность в завтрашнем дне, стремление достичь успехов в работе, боязнь потери работы. Страх потерять работу особенно характерен для женщин, главным образом проживающих в столице республики.

Как показывают исследования, в регионе именно рождение вторых детей имеет наибольшую корреляцию с уровнем денежных доходов. Поэтому социально-экономическая стабильность, рост реальных денежных доходов населения и государственная материальная поддержка семей при рождении детей второй и более высокой очередности можно отнести к факторам, которые могут позитивно повлиять на реализацию населением установок на увеличение количества детей в семье.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в республике установлена ежемесячная денежная выплата для многодетных малоимущих семей в размере 3000 рублей на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте от полутора до трех лет включительно. В 2014 году указанную выплату получили более 12 тыс. многодетных малоимущих семей на сумму 328,2 млн. рублей.

С 2014 года в республике внедрена новая технология оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта, направленная на преодоление социального иждивенчества и дающая возможность малоимущим семьям с детьми с помощью адресного "стартового капитала" и содействия государства самостоятельно изменить свое материальное положение. Помощь выделяется на открытие собственного дела и развитие личного подсобного хозяйства.

Данный вид помощи оказался востребованным многодетными семьями, особенно на развитие личного подсобного хозяйства. В 2014 году было заключено 1407 социальных контрактов на сумму 52,5 млн. рублей, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.

Анализ предоставления данной адресной выплаты показал наличие социально-экономического эффекта: среднедушевой доход семей повысился как в денежном выражении (до 6,7 тыс. рублей за период действия контракта), так и в натуральном виде за счет поступления продуктов питания из личного подсобного хозяйства.

В целях оказания содействия занятости в 2013 году 13,5 тыс. женщин (в 2012 году - 9,8 тыс. женщин), имеющих малолетних детей, были направлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.

Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов, прежде всего от трудовой деятельности. В связи с этим для граждан с высокой семейной нагрузкой целесообразно развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, такие, как занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, а также оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства и фермерства. Необходимо создать реальные условия для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью.

Одной из наиболее важных задач, решение которых влияет на экономическую активность семей, имеющих малолетних детей, является обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций. В целях решения этого вопроса в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в настоящее время принимаются активные меры по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет и достижению к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей такой возрастной категории.

В 2013 - 2014 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий детских садов, были выделены средства в объеме 100 млрд. рублей.

Результатом принятых мер является положительная динамика числа детей, получающих дошкольное образование в различных формах. В конце 2013 года численность детей в дошкольных учреждениях Республики Башкортостан составила 213,3 тыс. (в конце 2005 года - 146,9 тыс.). Охват дошкольными учреждениями детей от 3-х лет вырос с 79,7% в 2005 году до 86,2% в 2013 году. Охват дошкольным образованием детей раннего возраста (до 3-х лет) в Республике Башкортостан вырос незначительно (с 29,2 до 29,4%).

На 1 января 2014 года в очереди на получение места в детском саду в Республике Башкортостан стояли 14 тыс. детей, что в два с лишним раза меньше, чем в январе 2013 года.

Потребность семей в местах в дошкольных образовательных организациях для детей раннего возраста оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем такая потребность для детей старше этого возраста. В целях обеспечения детей местами в группах раннего возраста необходимо не только развивать и поддерживать существующую сеть дошкольных организаций, но и способствовать развитию частных дошкольных образовательных организаций.

Одним из актуальных вопросов жизнеобеспечения любой семьи является приобретение собственного жилья. Результаты опроса в Республике Башкортостан показывают, что низкие доходы и плохие жилищные условия являются определяющими причинами низкой рождаемости. Низкий доход в качестве фактора, мешающего росту численности населения, отметили 60,4% респондентов, плохие жилищные условия - 37,8%.

В России только четверть граждан проживает в отдельной квартире или доме со всеми коммунальными удобствами, где на одного человека приходится не менее 18 кв. м. В Республике Башкортостан, по данным 2010 года, в домохозяйствах из 5 и более человек значительная доля (более 83%) имеют менее 16 кв. м жилья на человека. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи. В настоящее время нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны 24383 молодые семьи и 8272 многодетные семьи.

Согласно результатам комплексного наблюдения условий жизни населения России, проведенного в 2011 году, семьи с детьми в 2,5 раза чаще, чем семьи без детей, испытывают стесненность жилищных условий, семьи, имеющие 3-х и более детей, - чаще почти в 4 раза.

В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением жилищного вопроса должны стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса и внедрение инновационных финансовых мер поддержки семей при приобретении жилья самостоятельно.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»