ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в период до 2018 года и в первом полугодии 2018 года.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2019 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (приложение).
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Коми и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
Настоящий документ подготовлен в условиях государственной политики на уровне Российской Федерации, характеризующейся централизацией бюджетных доходов путем планомерного перераспределения части налоговых доходов с регионального уровня в пользу федерального бюджета, а также в условиях многолетнего роста расходов республиканского бюджета Республики Коми, в том числе вызванного необходимостью исполнения решений федерального уровня власти по реализации государственной политики в различных сферах (указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606 (далее - майские указы Президента Российской Федерации). Поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Республики Коми в период 2010 - 2017 годов выросло с 80,4 до 178,7 млрд. рублей. При этом уже с 2010 года наблюдается устойчивая тенденция роста доли налогов, концентрируемых на федеральном уровне. Если в 2010 году с территории Республики Коми в федеральный бюджет было перечислено 42,2 млрд. рублей и доля перечисленных налогов в федеральный бюджет составляла 52,6% от общего объема собранных налогов, то в 2017 году поступления в федеральный бюджет с территории Республики Коми составили уже 102,8 млрд. рублей, или 57,5% от общего объема собранных налогов. Таким образом, поступления налогов с территории Республики Коми в федеральный бюджет увеличились за указанный период на 60,5 млрд. рублей, или в 2,4 раза, а в консолидированный бюджет Республики Коми - лишь на 37,7 млрд. рублей, или в 2 раза. Налицо тенденция к увеличению централизации налоговых поступлений в федеральном бюджете при значительно меньшем приросте поступления доходов в республиканский бюджет Республики Коми.
Основными изменениями бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации с 2010 года, приводящими к уменьшению объема и доли налоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет Республики Коми, являются:
отмена зачисления 5% налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в бюджеты субъектов Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с 1 января 2010 года указанный налог в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет. В структуре доходной части республиканского бюджета Республики Коми налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья занимал одну из основных позиций: в 2008 году его доля в общей сумме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми составляла 7,6%, в 2009 году - 4,6%. Ежегодные потенциально недополученные доходы консолидированного бюджета Республики Коми увеличились с 1,5 млрд. рублей в 2010 году до 4,3 млрд. рублей в 2017 году;
внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих снижение с 1 января 2017 года ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, с 18% до 17%;
снижение норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на нефтепродукты со 100% до 88% в 2016 году, до 61,7% - в 2017 году, 57,1% - в 2018 году (с кратковременным повышением норматива на период с 1 июля 2018 года по 31 января 2019 года в связи со снижением ставок акцизов на нефтепродукты), 58,1% - в 2019 году, 58,2% - в 2020 году;
внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым с 1 января 2017 года налоговые ставки по налогу на имущество организаций снижены в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, и не могут превышать в 2017 году 1%, в 2018 г. - 1,3%, в 2019 г. - 1,3%, в 2020 г. - 1,6%;
в результате изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с 2019 года из объектов налогообложения налогом на имущество организаций исключено движимое имущество. В результате отмены налога на движимое имущество выпадающие доходы республиканского бюджета Республики Коми начиная с 2019 года составят порядка 4,4 млрд. рублей ежегодно. С учетом ранее планируемой Правительством Республики Коми отмены федеральной налоговой льготы на движимое имущество, предоставленной в соответствии с пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, путем использования правила "двух ключей" (сумма льготы по итогам 2017 года составила 2,2 млрд. рублей) совокупные потери республиканского бюджета Республики Коми от изменений федерального законодательства составят порядка 6,6 млрд. рублей ежегодно.
Нестабильность федерального налогового законодательства также негативным образом сказывается на планировании и обеспечении устойчивости бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
Республика Коми как регион с традиционной ресурсодобывающей направленностью экономики является субъектом Российской Федерации с развитой экономической базой. Ввиду специфики целей и задач федеральной политики в сфере межбюджетных отношений, направленной главным образом на поддержку экономически слабых субъектов Российской Федерации, начиная с 2015 года наблюдается снижение объема безвозмездных поступлений в форме дотаций, получаемых Республикой Коми из федерального бюджета.
Этими факторами в значительной мере обусловлен сложившийся средний уровень долговой устойчивости республиканского бюджета Республики Коми.
По причине относительно высокого уровня бюджетной обеспеченности Республика Коми в среднесрочной перспективе не может претендовать на значительные объемы дотаций из федерального бюджета. Наметившаяся в последнее время тенденция использования критерия бюджетной обеспеченности при предоставлении субсидий из федерального бюджета накладывает определенные ограничения на возможность получения Республикой Коми и этого вида финансовой помощи.