Недействующий

Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов



I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2017 год и первое полугодие 2018 года


Основным итогом 2017 года и первого полугодия 2018 года стало сохранение в Республике Коми достаточно устойчивой социально-экономической ситуации, несмотря на ухудшение ряда макроэкономических показателей в связи с влиянием негативных внешних факторов.


В 2017 году объем налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми, составил 72,7 млрд. рублей, что на 11,6 млрд. рублей, или на 19%, больше уровня 2016 года.


При этом удельный вес налоговых поступлений в общем объеме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми составляет 95,9%.


Традиционно основными источниками формирования налоговых доходов в 2017 году являются: налог на прибыль организаций (31,6%), налог на доходы физических лиц (31,5%), налоги на имущество (25,3%), акцизы (4,4%).


Рост налоговых доходов обеспечен увеличением поступлений налога на прибыль организаций на 6,5 млрд. рублей, или в 1,4 раза, относительно аналогичного периода прошлого года. На динамику поступления повлияло увеличение поступлений от крупных организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков нефтяной и газовой промышленности. Кроме того, по налогу на имущество организаций поступило на 4,7 млрд. рублей (в 1,3 раза) больше, чем в 2016 году. Причиной увеличения является рост налоговой ставки по налогу на имущество организаций с 1,3% в 2016 году до 1,6% в 2017 году в отношении магистральных трубопроводов и линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в связи с поэтапной отменой федеральных налоговых льгот, а также расширение налогооблагаемой базы в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов основных фондов. Поступление транспортного налога возросло на 0,3 млрд. рублей, или в 1,3 раза, что обусловлено ростом налоговых ставок по транспортному налогу с 1 января 2016 года.


В целях совершенствования управления находящимися в государственной собственности Республики Коми акциями акционерных обществ в 2017 году направляемая на выплату дивидендов часть прибыли, предназначенная для распределения между участниками обществ, составляла не менее 50 процентов чистой прибыли хозяйственного общества с учетом исключения из нее расходов, определенных распоряжением Правительства Республики Коми от 12 апреля 2016 г. N 149-р. Общая сумма дивидендов, полученных от хозяйственных обществ в 2017 году, составила 21,6 млн. рублей.


В 2017 году осуществлена приватизация 48 объектов недвижимого имущества из 54 объектов, включенных в план приватизации на 2017 год, на сумму 1,1 млн. рублей. В первом полугодии 2018 года приватизировано 4 объекта недвижимого имущества из 31, включенного в план приватизации на 2018 год, на сумму 0,7 млн. рублей. Также в 2017 году проведены процедуры приватизации в отношении 135 объектов движимого имущества в общей сумме 1,3 млн. рублей.


В 2017 году завершен первый этап проведения сплошной инвентаризации неучтенных объектов. Мероприятиями охвачено 100% территорий муниципальных образований в Республике Коми. По данным местных администраций муниципальных образований в Республике Коми в результате мероприятий по сплошной инвентаризации по состоянию на 1 января 2018 года выявлено 48 333 неучтенных объекта недвижимого имущества, это 16,3% от общего количества объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципальных образований в Республике Коми. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми из общего числа выявленных неучтенных объектов недвижимого имущества государственная регистрация прав оформлена на 14 334 объекта недвижимого имущества (29,7% от общего количества выявленных неучтенных объектов недвижимого имущества). Предполагаемая сумма ежегодных налоговых поступлений составит 12,8 млн. рублей.


По итогам 2017 года установленной на территории Республики Коми налоговой ставкой в размере ноль процентов, которую вправе применить впервые зарегистрированные налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения и осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные Законом Республики Коми "Об установлении налоговой ставки в размере ноль процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Республики Коми", воспользовались 172 налогоплательщика.


В рамках совершенствования механизмов налогообложения субъектов малого предпринимательства Законом Республики Коми от 20 апреля 2018 г. N 29-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми о налогах и налоговых льготах на территории Республики Коми" (далее - Закон Республики Коми N 29-РЗ) предусмотрено освобождение организаций, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на начало 2018 года, от уплаты налога на движимое имущество за 2018 год. Кроме того, ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, снижена на 2018 и 2019 годы с 2,2% до 1,5%.


Объем инвестиций в основной капитал в 2017 году составил 129,3 млрд. рублей, что на 37% меньше (в сопоставимых ценах), чем в 2016 году. Преобладающим источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) были собственные средства - 73% (в 2016 году показатель составил 42%) от общей суммы инвестиций. По сравнению с предыдущим годом доля привлеченных средств уменьшилась на 30 процентных пунктов. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в 2017 году составила 3% (в 2016 году - 4%). Основное снижение объема инвестиций в основной капитал обусловлено спадом инвестиционной активности в деятельности трубопроводного транспорта в связи с окончанием запланированных работ на территории Республики Коми в рамках строительства системы магистральных газопроводов. В 2017 году в основной капитал крупных и средних организаций Республики Коми инвестированы 124,3 млрд. рублей, или 62,6% к уровню 2016 года (в сопоставимых ценах).


Для активизации инвестиционной деятельности и развития благоприятной бизнес-среды, устранения барьеров для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Коми внедряются целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по основным направлениям, определенным на уровне Российской Федерации, в том числе реализуются мероприятия, направленные на повышение качества законодательства Республики Коми в сфере инвестиционной деятельности, эффективности работы специализированной организации по работе с инвесторами по принципу "одного окна", улучшению сервисов и функциональных возможностей Инвестиционного портала Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", повышение эффективности обратной связи между инвесторами и руководством Республики Коми.


В целях привлечения инвестиций для реализации инвестиционных проектов по модернизации и созданию нового промышленного производства на территории Республики Коми разработан новый механизм взаимодействия между государственно-правовым образованием и субъектами инвестиционной деятельности - заключение специального инвестиционного контракта (далее - СПИК). Порядок заключения от имени Республики Коми СПИК утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 30 ноября 2017 г. N 627. В рамках СПИК инвестору гарантируется стабильность налоговых и регуляторных условий контракта (неповышение величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, стабилизация действующих условий ведения бизнеса). В 2017 году проведена инвентаризация налогового законодательства Республики Коми, по результатам которой принят Закон Республики Коми N 29-РЗ, в соответствии с которым взамен исключаемых категорий введен ряд новых категорий получателей налоговых льгот, в том числе участники СПИК, резиденты территорий опережающего социально-экономического развития Республики Коми.


Вместе с тем продолжается рост расходной части республиканского бюджета Республики Коми. Так, за период 2012 - 2016 годов рост общего объема расходов составил 11,4 млрд. рублей, что в большей степени обусловлено необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений.