ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2017 года N 59-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Постановлениями Правительства Свердловской области от 01.10.2014 N 850-ПП "О Министерстве инвестиций и развития Свердловской области" и от 25.12.2014 N 1184-ПП "Об утверждении порядка формирования Перечня выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых при участии и поддержке Правительства Свердловской области", в целях развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Свердловской области Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Свердловской области (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор
Свердловской области
Е.В.Куйвашев
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящая Концепция разработана в целях определения основных положений, приоритетных направлений и задач развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Свердловской области, разработки комплекса мер, направленных на развитие и координацию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Свердловской области, а также комплекса мер государственной поддержки местных товаропроизводителей - участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
1) выставочно-ярмарочная деятельность - предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества;
2) конгрессная деятельность - предпринимательская деятельность, направленная на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между производителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров и услуг, осуществляемая в процессе организации и проведения конгрессных мероприятий;
3) координация выставочно-ярмарочной деятельности - согласование и упорядочение выставочно-ярмарочной деятельности ее основными участниками на федеральном, региональном и местном уровнях;
4) поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий - совокупность мер, обеспечивающих официальную поддержку выставочно-ярмарочных мероприятий и содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям, экспортерам, организациям сферы науки и образования в продвижении продукции, товаров, услуг и результатов научно-исследовательской и образовательной деятельности на российском и зарубежных рынках;
5) регулирование выставочно-ярмарочной деятельности - воздействие на выставочно-ярмарочную деятельность и всех ее участников посредством принятия нормативных правовых актов для упорядочения процессов, происходящих в выставочно-ярмарочной деятельности, и действий участвующих в ней лиц;
6) регулирование конгрессной деятельности - воздействие на конгрессную деятельность и ее субъектов, проводимое на основе нормативных правовых актов;
7) эффективность выставочно-ярмарочной деятельности - результативность проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта к затратам.
Приоритетной целью настоящей Концепции является повышение эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в интересах инновационного социально-экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области.
Основные цели настоящей Концепции:
1) формирование положительного имиджа Свердловской области как территории с благоприятными условиями для ведения бизнеса;
2) комплексное развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как эффективного инструмента социально-экономической политики Свердловской области;
3) вовлечение населения Свердловской области в выставочно-ярмарочную и конгрессную индустрию за счет создания новых рабочих мест.
Задачами настоящей Концепции являются:
1) создание современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг;
2) обеспечение развития выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры;
3) содействие продвижению региональных инвестиционных проектов, а также товаров и услуг, производимых организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, на внутренние и внешние рынки.
Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность в Свердловской области является значимым инструментом реализации политики инвестиционного развития Свердловской области. Выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Основные подходы к выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, принятые на федеральном уровне, отражены в Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 1273-р.
Благодаря наличию крупных выставочных комплексов в Свердловской области сформировалась индустрия выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, представленная выставочными операторами, организаторами деловых мероприятий, компаниями, предоставляющими услуги по застройке выставочных площадей, и иными организациями.
Ежегодно в Свердловской области проходят более 100 выставочных и свыше 500 конгрессных мероприятий. Крупнейшими выставочно-ярмарочными мероприятиями, проводимыми в Свердловской области, являются Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ", выставка вооружений RussianExpoArms (город Нижний Тагил, полигон "Старатель") и Международная выставка "Российско-китайское ЭКСПО".
Наиболее значимые мероприятия проводятся на территории Международного выставочного центра "Екатеринбург-ЭКСПО" (далее - МВЦ "Екатеринбург-ЭКСПО").
В МВЦ "Екатеринбург-ЭКСПО" расположено 4 выставочных павильона общей площадью 50 тыс. кв. метров. Кроме того, имеется возможность дополнительно организовать на его территории открытую экспозицию площадью не менее 60 тыс. кв. метров.
Инфраструктура МВЦ "Екатеринбург-ЭКСПО" позволяет проводить масштабные мероприятия международного уровня - выставки, конгрессы, концерты, тест-драйвы, демонстрации тяжелой техники и иные мероприятия.
Ежегодно в МВЦ "Екатеринбург-ЭКСПО" проходят более 80 мероприятий различного формата. На площадке работают свыше 10 выставочных операторов, в том числе международных.
Наличие современных выставочных комплексов и компаний, имеющих профессиональную компетенцию в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, наряду с доступной транспортной, деловой и гостиничной инфраструктурой предоставляет дополнительные возможности Свердловской области стать одним из ключевых центров проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий на территории Российской Федерации.
Основной проблемой индустрии выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Свердловской области является небольшое количество крупных выставочно-ярмарочных мероприятий, ежегодно проводимых на территории Свердловской области, в том числе с международным участием (доля крупных мероприятий в общем объеме арендуемых выставочных площадей не превышает 5 процентов от общего объема выставочных площадей, сдаваемых в аренду).
Кроме того, мероприятия, объединившиеся на одной площадке в целях привлечения более широкой целевой аудитории, а также имеющие дополнительную деловую и сопутствующие программы, проходят наиболее успешно.
Анализ проведенных мероприятий выявил несколько ключевых факторов успешности выставочно-ярмарочных мероприятий:
1) укрупнение мероприятий за счет их объединения (одновременное место и время проведения мероприятий);
2) организация и проведение крупных выставочно-ярмарочных мероприятий во взаимодействии с несколькими выставочными операторами и инициаторами мероприятий;
3) активная поддержка со стороны Правительства Свердловской области (профильных исполнительных органов государственной власти Свердловской области);
4) актуальная деловая программа мероприятия, программа сопутствующих культурных мероприятий.
Кроме того, выставочно-ярмарочные мероприятия, включающие в себя серьезную деловую составляющую, а именно круглые столы, форумы, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, мастер-классы, презентации и деловые переговоры, становятся более привлекательны как с точки зрения участия экспонентов, так и для посетителей выставок.
Приоритетными направлениями развития сферы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Свердловской области являются:
1) увеличение количества крупных международных мероприятий, проводимых в Свердловской области;
2) активизация участия организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях;
3) создание на территории Свердловской области современного выставочно-ярмарочного и конгрессного центра, позволяющего проводить мероприятия на уровне мировых стандартов.
С целью оказания поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Свердловской области:
2) создан совет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Свердловской области (далее - Совет) (Распоряжение Правительства Свердловской области от 22.01.2015 N 25-РП "О совете по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Свердловской области").
Основной задачей Совета является содействие развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Свердловской области путем разработки предложений и рекомендаций в целях формирования инфраструктуры потребительского рынка, создания условий для более активного продвижения товаров народного потребления, в том числе местных товаропроизводителей;
3) ежегодно распоряжением Правительства Свердловской области утверждается перечень выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых при участии и поддержке Правительства Свердловской области.
В Свердловской области обеспечена информационная, организационная и финансовая поддержка выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, включенных в Перечень выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых при участии и поддержке Правительства Свердловской области, в том числе финансовая поддержка в виде размещения стенда Свердловской области. Так, в 2016 году в соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 25.02.2016 N 148-РП "Об утверждении Перечня выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых при участии и поддержке Правительства Свердловской области на 2016 год" при государственной поддержке проведено 16 выставочно-ярмарочных и 9 конгрессных мероприятий на территории Свердловской области, а также 5 мероприятий за ее пределами.
Кроме того, в целях развития инфраструктуры выставочной деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2020 года" предоставляются субсидии юридическим лицам, производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим выставочную деятельность (далее - субсидия). Порядок предоставления в 2016 году субсидии юридическим лицам, производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим выставочную деятельность, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1212-ПП "Об утверждении Порядка предоставления в 2016 году субсидий юридическим лицам, производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим выставочную деятельность".
Оценивая выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность как важный инструмент реализации политики инвестиционного развития на региональном уровне, Правительство Свердловской области оптимизирует конкурентный потенциал Свердловской области путем укрупнения мероприятий, таким образом расширяя доступ к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам, совместным кооперационным и инвестиционным проектам.
Государственная поддержка в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности направлена на содействие комплексному развитию указанной деятельности как эффективного инструмента социально-экономической политики посредством:
1) обеспечения развития выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры. Необходима акцентированная поддержка ключевых выставочных комплексов.
Количественные показатели Международной промышленной выставки "ИННОПРОМ", проводимой на площадях Международного выставочного центра "Екатеринбург-ЭКСПО", сопоставимы с международными выставочными мероприятиями, такими как Ганноверская промышленная ярмарка и Китайская промышленная выставка (таблица):
Таблица
N п/п | Наименование выставочного мероприятия | Площадь (кв. м) | Количество экспонентов (штук) | Количество посетителей (человек) |
1. | Ганноверская промышленная ярмарка | 500000 | 5000 | 180000 |
2. | Китайская промышленная выставка | 150000 | 1900 | 105000 |
3. | Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ" | 50000 | 630 | 46000 |