ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2016 года N 974-ПП

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.12.2014 N 1082-ПП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ"


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", Областным законом от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Законом Свердловской области от 11 февраля 2016 года N 11-ОЗ "О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", в целях совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Свердловской области Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Внести в Постановление Правительства Свердловской области от 03.12.2014 N 1082-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014-2020 годы" ("Областная газета", 2014, 10 декабря, N 228) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 26.08.2015 N 775-ПП и от 13.05.2016 N 321-ПП (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 03.12.2014 N 1082-ПП), следующее изменение:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области П.В.Крекова.".

2. Внести в комплексную программу Свердловской области "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014-2020 годы", утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 03.12.2014 N 1082-ПП (далее - комплексная программа), следующие изменения:

1) в паспорте комплексной программы в таблице строку 3 изложить в следующей редакции:


"

3.

Цели и задачи комплексной программы

цель комплексной программы:
создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Основные задачи комплексной программы:
1) развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;
2) совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;

3) развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);
4) создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;
5) информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации

";


2) в паспорте комплексной программы в таблице строку 7 изложить в следующей редакции:


"

7.

Объемы и источники финансирования комплексной программы

всего - 1013339,2 тыс. рублей;
в том числе:
федеральный бюджет - 1738,7 тыс. рублей;
областной бюджет - 905443,5 тыс. рублей;
местные бюджеты - 103657,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники 2500,0 тыс. рублей

";


3) разделы 1 и 2 изложить в следующей редакции:


"Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА


В современных условиях в Российской Федерации приоритетное значение придается воспитанию, в том числе воспитанию патриотизма.

Президент Российской Федерации в феврале 2016 года подчеркнул, что в России "нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея".

Именно этим определяется приоритетность в общей системе воспитания граждан России патриотического воспитания, которое представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью государственной политики в сфере воспитания патриотизма, сформулированной в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу Отечества, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

В Свердловской области в 2001-2013 годах реализованы пять областных целевых программ патриотического воспитания. С 1 января 2014 года в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации мероприятия областной целевой программы патриотического воспитания граждан в Свердловской области включены в государственные программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2024 года", "Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года", "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года", "Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года", "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года", "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года".

В Свердловской области принимаются конкретные меры по формированию системы патриотического воспитания.

Определены должностные лица, созданы управленческие структуры, возглавившие всю многоплановую работу по патриотическому воспитанию.

Принят Указ Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 N 570-УГ "Об установлении знаменательной даты Свердловской области - Дня народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны".

В 2013 году создано государственное автономное учреждение Свердловской области "Региональный центр патриотического воспитания", имеющее в своем составе специалистов, работающих на территории управленческих округов Свердловской области, и обособленное структурное подразделение "Центр подготовки и призыва граждан на военную службу имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.И.".

Принят Закон Свердловской области от 11 февраля 2016 года N 11-ОЗ "О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области", которым регулируются отношения в сфере патриотического воспитания, в том числе определяются цели, задачи и основные направления деятельности в данной сфере, устанавливаются полномочия органов государственной власти Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.06.2014 N 486-ПП "Об утверждении Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года" утверждена Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года, в которой сформулированы следующие направления патриотического воспитания: историко-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое, социально-патриотическое, экономико-патриотическое.

Обеспечено регулярное проведение заседаний Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан в Свердловской области, Совета по развитию шефских связей Свердловской области с воинскими частями (кораблями).

Реализуется воспитательный потенциал системы образования. В Свердловской области находятся 16 государственных образовательных организаций высшего образования, 110 государственных учреждений среднего профессионального образования, 1040 - общего образования, в том числе 7 кадетских образовательных организаций, из них 3 кадетских корпуса, 176 кадетских классов, из которых 33 казачьих класса, 19 кадетских клубов.

В образовательных организациях общего и профессионального образования действует 591 музей.

В системе образования Свердловской области функционируют 215 организаций дополнительного образования детей. Кроме того, в Свердловской области действуют 254 организации дополнительного образования Министерства культуры Свердловской области и Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (таблица 1).


Таблица 1


Сведения о сети образовательных организаций
дополнительного образования детей и численности детей,
занимавшихся в них в 2015/2016 учебном году

N строки

Тип организаций

Число организаций

Численность обучающихся (человек)

всего

город

село

всего

город

село

1.

Центры

94

84

10

140592

125813

14779

2.

Дворцы

4

4

0

16231

16199

32

3.

Дома

30

24

6

39839

35646

4193

4.

Станции

13

13

0

13489

13479

10

5.

Школы

181

149

32

59042

53754

5288

6.

Спортивные школы

119

112

7

88127

77356

10771

7.

Спортивные школы олимпийского резерва

24

24

0

17219

17219

0

8.

Спортивно-адаптивные школы

4

4

0

1374

1342

32

9.

Всего

469

414

55

375913

340808

35105


В образовательных организациях дополнительного образования детей развернута сеть профильных объединений по различным направлениям: техническое и художественное творчество, спортивно-технические виды спорта, эколого-биологическое, культурологическое, туристско-краеведческое и другие направления.

Ежегодно доля детей, охваченных системой дополнительного образования, вне зависимости от ведомственной принадлежности, составляет 72,2 процента.

Активно участвуют в патриотическом воспитании граждан учреждения культуры. Разработана Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года.

В сфере культуры действуют 111 государственных и муниципальных музеев, областной фильмофонд, 7 государственных и муниципальных концертных организаций, 35 профессиональных театров, 966 общедоступных библиотек, 842 культурно-досуговых учреждения, 9 средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства, 161 детская школа искусств.

Развивается спортивно-патриотическое направление. Спортсмены Свердловской области традиционно участвуют в крупнейших всероссийских и международных соревнованиях. Более 1 миллиона человек систематически занимаются физической культурой и спортом, ежегодно проводится более 7 тысяч соревнований различного уровня.

Функционирует развитая сеть некоммерческих организаций, участвующих в работе по патриотическому воспитанию. Создано 137 военно-патриотических, военно-спортивных и историко-патриотических клубов, 62 поисковых отряда и архивные группы.

В составе Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Свердловской области более 60 образовательных, спортивно-технических, спортивных и авиационных организаций.

Организовано системное использование документов, отражающих вехи уральской истории, из государственных и муниципальных архивов при проведении патриотических воспитательных мероприятий.

Активно развивается историко-туристический потенциал Свердловской области.

Существуют устойчивые традиции национально-культурного взаимодействия, межнационального и межконфессионального согласия, активно действует один из первых в России Консультативный совет по делам национальностей.

Все более важную роль в сохранении и развитии традиций патриотизма играет казачество. На территории Свердловской области зарегистрированы 72 казачьих общества, из них 54 казачьих общества в составе Оренбургского войскового казачьего общества, 12 некоммерческих организаций казачьей направленности, созданных в иных организационно-правовых формах.

Налажено сотрудничество исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, с религиозными организациями, представляющими традиционные конфессии.

Свердловская область имеет серьезный потенциал развития системы патриотического воспитания граждан, которая содержит сформированный образ "опорного края державы", промышленного и образовательного центра, культивирующийся и укоренившийся в общественном сознании граждан.

Тем не менее в системе патриотического воспитания граждан в Свердловской области имеют место слабые стороны, требующие пристального внимания и согласованных действий субъектов патриотического воспитания.

Сложившийся стереотип понятия "патриот" - тот, кто через самопожертвование проявляет свою любовь к Отечеству, - не является привлекательным, особенно для молодежи. Это связано с тем, что у молодых людей образ патриота ассоциируется в первую очередь с ветеранами, уровень социальной поддержки которых со стороны государства и степень уважения в обществе не в полной мере соответствуют их заслугам и вкладу в развитие страны, региона.

В существующих патриотических воззрениях молодежи отсутствуют ценности экономического патриотизма, что не позволяет организовать целенаправленное воспитательное воздействие на патриотическую активность молодых людей в глобальных процессах социально-экономического развития, согласованных с формированием устойчивого инвестиционного имиджа Свердловской области на российском и международном уровнях.

В патриотическом воспитании молодого поколения недостаточно активно возрождаются ценности рабочей культуры, рабочего образования, трудового служения, исторически восходящие к трудовым подвигам жителей Свердловской области в годы Великой Отечественной войны.

Ослаблена связь между локальными системами воспитательной работы в образовательных организациях и другими субъектами патриотического воспитания.

В организационном плане не в каждом муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области, определены должностные лица и управленческие структуры для координации всей многоплановой работы по патриотическому воспитанию, не налажена система координации деятельности в сфере патриотического воспитания на региональном и муниципальном уровнях.

Очевидно, что в целях выстраивания системной и единообразной работы необходимо, чтобы муниципальные программы по патриотическому воспитанию были разработаны и приняты в каждом муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области.


Раздел 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ


С учетом современного этапа развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Целью комплексной программы является обеспечение необходимых условий для совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Свердловской области, повышения уровня координации деятельности субъектов патриотического воспитания, межведомственного и межотраслевого взаимодействия с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей, степени вовлеченности институтов гражданского общества и граждан в мероприятия патриотической направленности.

Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»