ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2016 года N 974-ПП
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", Областным законом от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Законом Свердловской области от 11 февраля 2016 года N 11-ОЗ "О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", в целях совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Свердловской области Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Свердловской области от 03.12.2014 N 1082-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014-2020 годы" ("Областная газета", 2014, 10 декабря, N 228) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 26.08.2015 N 775-ПП и от 13.05.2016 N 321-ПП (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 03.12.2014 N 1082-ПП), следующее изменение:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области П.В.Крекова.".
2. Внести в комплексную программу Свердловской области "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014-2020 годы", утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 03.12.2014 N 1082-ПП (далее - комплексная программа), следующие изменения:
1) в паспорте комплексной программы в таблице строку 3 изложить в следующей редакции:
"
3. | Цели и задачи комплексной программы | цель комплексной программы: |
3) развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями); |
";
2) в паспорте комплексной программы в таблице строку 7 изложить в следующей редакции:
"
7. | Объемы и источники финансирования комплексной программы | всего - 1013339,2 тыс. рублей; |
";
3) разделы 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
В современных условиях в Российской Федерации приоритетное значение придается воспитанию, в том числе воспитанию патриотизма.
Президент Российской Федерации в феврале 2016 года подчеркнул, что в России "нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея".
Именно этим определяется приоритетность в общей системе воспитания граждан России патриотического воспитания, которое представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Целью государственной политики в сфере воспитания патриотизма, сформулированной в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу Отечества, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
В Свердловской области в 2001-2013 годах реализованы пять областных целевых программ патриотического воспитания. С 1 января 2014 года в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации мероприятия областной целевой программы патриотического воспитания граждан в Свердловской области включены в государственные программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2024 года", "Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года", "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года", "Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года", "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года", "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года".
В Свердловской области принимаются конкретные меры по формированию системы патриотического воспитания.
Определены должностные лица, созданы управленческие структуры, возглавившие всю многоплановую работу по патриотическому воспитанию.
В 2013 году создано государственное автономное учреждение Свердловской области "Региональный центр патриотического воспитания", имеющее в своем составе специалистов, работающих на территории управленческих округов Свердловской области, и обособленное структурное подразделение "Центр подготовки и призыва граждан на военную службу имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.И.".
Принят Закон Свердловской области от 11 февраля 2016 года N 11-ОЗ "О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области", которым регулируются отношения в сфере патриотического воспитания, в том числе определяются цели, задачи и основные направления деятельности в данной сфере, устанавливаются полномочия органов государственной власти Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.06.2014 N 486-ПП "Об утверждении Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года" утверждена Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года, в которой сформулированы следующие направления патриотического воспитания: историко-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое, социально-патриотическое, экономико-патриотическое.
Обеспечено регулярное проведение заседаний Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан в Свердловской области, Совета по развитию шефских связей Свердловской области с воинскими частями (кораблями).
Реализуется воспитательный потенциал системы образования. В Свердловской области находятся 16 государственных образовательных организаций высшего образования, 110 государственных учреждений среднего профессионального образования, 1040 - общего образования, в том числе 7 кадетских образовательных организаций, из них 3 кадетских корпуса, 176 кадетских классов, из которых 33 казачьих класса, 19 кадетских клубов.
В образовательных организациях общего и профессионального образования действует 591 музей.
В системе образования Свердловской области функционируют 215 организаций дополнительного образования детей. Кроме того, в Свердловской области действуют 254 организации дополнительного образования Министерства культуры Свердловской области и Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (таблица 1).
Таблица 1
Сведения о сети образовательных организаций
дополнительного образования детей и численности детей,
занимавшихся в них в 2015/2016 учебном году
N строки | Тип организаций | Число организаций | Численность обучающихся (человек) | ||||
всего | город | село | всего | город | село | ||
1. | Центры | 94 | 84 | 10 | 140592 | 125813 | 14779 |
2. | Дворцы | 4 | 4 | 0 | 16231 | 16199 | 32 |
3. | Дома | 30 | 24 | 6 | 39839 | 35646 | 4193 |
4. | Станции | 13 | 13 | 0 | 13489 | 13479 | 10 |
5. | Школы | 181 | 149 | 32 | 59042 | 53754 | 5288 |
6. | Спортивные школы | 119 | 112 | 7 | 88127 | 77356 | 10771 |
7. | Спортивные школы олимпийского резерва | 24 | 24 | 0 | 17219 | 17219 | 0 |
8. | Спортивно-адаптивные школы | 4 | 4 | 0 | 1374 | 1342 | 32 |
9. | Всего | 469 | 414 | 55 | 375913 | 340808 | 35105 |
В образовательных организациях дополнительного образования детей развернута сеть профильных объединений по различным направлениям: техническое и художественное творчество, спортивно-технические виды спорта, эколого-биологическое, культурологическое, туристско-краеведческое и другие направления.
Ежегодно доля детей, охваченных системой дополнительного образования, вне зависимости от ведомственной принадлежности, составляет 72,2 процента.
Активно участвуют в патриотическом воспитании граждан учреждения культуры. Разработана Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года.
В сфере культуры действуют 111 государственных и муниципальных музеев, областной фильмофонд, 7 государственных и муниципальных концертных организаций, 35 профессиональных театров, 966 общедоступных библиотек, 842 культурно-досуговых учреждения, 9 средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства, 161 детская школа искусств.
Развивается спортивно-патриотическое направление. Спортсмены Свердловской области традиционно участвуют в крупнейших всероссийских и международных соревнованиях. Более 1 миллиона человек систематически занимаются физической культурой и спортом, ежегодно проводится более 7 тысяч соревнований различного уровня.
Функционирует развитая сеть некоммерческих организаций, участвующих в работе по патриотическому воспитанию. Создано 137 военно-патриотических, военно-спортивных и историко-патриотических клубов, 62 поисковых отряда и архивные группы.
В составе Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Свердловской области более 60 образовательных, спортивно-технических, спортивных и авиационных организаций.
Организовано системное использование документов, отражающих вехи уральской истории, из государственных и муниципальных архивов при проведении патриотических воспитательных мероприятий.
Активно развивается историко-туристический потенциал Свердловской области.
Существуют устойчивые традиции национально-культурного взаимодействия, межнационального и межконфессионального согласия, активно действует один из первых в России Консультативный совет по делам национальностей.
Все более важную роль в сохранении и развитии традиций патриотизма играет казачество. На территории Свердловской области зарегистрированы 72 казачьих общества, из них 54 казачьих общества в составе Оренбургского войскового казачьего общества, 12 некоммерческих организаций казачьей направленности, созданных в иных организационно-правовых формах.
Налажено сотрудничество исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, с религиозными организациями, представляющими традиционные конфессии.
Свердловская область имеет серьезный потенциал развития системы патриотического воспитания граждан, которая содержит сформированный образ "опорного края державы", промышленного и образовательного центра, культивирующийся и укоренившийся в общественном сознании граждан.
Тем не менее в системе патриотического воспитания граждан в Свердловской области имеют место слабые стороны, требующие пристального внимания и согласованных действий субъектов патриотического воспитания.
Сложившийся стереотип понятия "патриот" - тот, кто через самопожертвование проявляет свою любовь к Отечеству, - не является привлекательным, особенно для молодежи. Это связано с тем, что у молодых людей образ патриота ассоциируется в первую очередь с ветеранами, уровень социальной поддержки которых со стороны государства и степень уважения в обществе не в полной мере соответствуют их заслугам и вкладу в развитие страны, региона.
В существующих патриотических воззрениях молодежи отсутствуют ценности экономического патриотизма, что не позволяет организовать целенаправленное воспитательное воздействие на патриотическую активность молодых людей в глобальных процессах социально-экономического развития, согласованных с формированием устойчивого инвестиционного имиджа Свердловской области на российском и международном уровнях.
В патриотическом воспитании молодого поколения недостаточно активно возрождаются ценности рабочей культуры, рабочего образования, трудового служения, исторически восходящие к трудовым подвигам жителей Свердловской области в годы Великой Отечественной войны.
Ослаблена связь между локальными системами воспитательной работы в образовательных организациях и другими субъектами патриотического воспитания.
В организационном плане не в каждом муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области, определены должностные лица и управленческие структуры для координации всей многоплановой работы по патриотическому воспитанию, не налажена система координации деятельности в сфере патриотического воспитания на региональном и муниципальном уровнях.
Очевидно, что в целях выстраивания системной и единообразной работы необходимо, чтобы муниципальные программы по патриотическому воспитанию были разработаны и приняты в каждом муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области.
Раздел 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
С учетом современного этапа развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Целью комплексной программы является обеспечение необходимых условий для совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Свердловской области, повышения уровня координации деятельности субъектов патриотического воспитания, межведомственного и межотраслевого взаимодействия с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей, степени вовлеченности институтов гражданского общества и граждан в мероприятия патриотической направленности.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач: