Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2016 года N 421-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 411-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 351-п

____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 411-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы" (далее - государственная программа) следующие изменения:

1.1. В паспорте государственной программы:

1.1.1. Строку "Целевые показатели государственной программы" изложить в следующей редакции:

"

Целевые показатели государственной программы

 увеличение уровня оснащенности подразделений поисково-спасательной службы техникой, оборудованием и снаряжением от 85 до 100%;

 увеличение уровня готовности защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности автономного округа, от 23 до 76%;

 увеличение доли муниципальных образований автономного округа, охваченных различными видами радиационного контроля, с 36,4 до 50%;

 увеличение уровня обеспеченности пожарной охраны автономного округа зданиями пожарных депо, постов от 46 до 54%;

 увеличение уровня обеспеченности населенных пунктов автономного округа доступной пожарной помощью от 65 до 96%

".


1.1.2. Строку "Финансовое обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:

"

Финансовое обеспечение государственной программы

общий объем: 12632871,0 тыс. руб., из них:

 2016 г. - 2535290,1 тыс. руб.;

 2017 г. - 2681323,6 тыс. руб.;

 2018 г. - 2384230,3 тыс. руб.;

 2019 г. - 2154753,6 тыс. руб.;

 2020 г. - 2877273,4 тыс. руб.

".


1.2. Раздел 1 изложить в следующей редакции:


"Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ УГРОЗ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА


Одной из приоритетных задач стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) на долгосрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, является совершенствование системы предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития автономного округа одним из важных элементов обеспечения безопасности автономного округа является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.

Обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения автономного округа, минимизация материального ущерба и снижение случаев гибели людей вследствие чрезвычайных ситуаций являются важнейшими факторами для сохранения экономического потенциала округа и повышения качества жизни населения.

Характеристика текущего состояния сферы защиты населения и территорий автономного округа от угроз природного и техногенного характера основана на анализе статистических данных оперативной обстановки в автономном округе, на анализе чрезвычайных ситуаций, произошедших в предыдущие годы, а также с учетом результатов социологических исследований, проводимых в автономном округе.

Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в автономном округе связана, прежде всего, со спецификой структуры хозяйственной деятельности и обусловлена достаточно высокой концентрацией предприятий топливно-энергетического комплекса, значительной протяженностью сети трубопроводов региона, составляющей более 100 тыс. км. Основную долю выработки электроэнергии на территории автономного округа обеспечивают крупнейшие объекты электроэнергетики, Сургутская ГРЭС-1 филиал ОАО "ОГК-2", Сургутская ГРЭС-2 филиал ОАО "Э.ОН Россия", ЗАО "Нижневартовская ГРЭС", филиал "Няганская ГРЭС" ОАО "Фортум" общей мощностью более 11,8 тыс. МВт. Существующая сеть автомобильных, железнодорожных, водных путей, интенсивное авиасообщение, с одной стороны, является одним из определяющих факторов экономического развития региона, а с другой - источником потенциальной опасности и возникновения чрезвычайных ситуаций.

Климат автономного округа резко континентальный, характеризующийся быстрой сменой погодных условий. Вследствие этого основными источниками природных чрезвычайных ситуаций на территории региона являются опасные гидрометеорологические явления.

Кроме того, на территории автономного округа осуществляют деятельность 244 потенциально опасных объекта (пожароопасных, взрывоопасных, химически опасных). В перечень критически важных объектов входят 49 объектов федерального уровня. Около 350 предприятий и организаций осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории автономного округа с использованием источников ионизирующего излучения.

Анализ чрезвычайных ситуаций, произошедших в предыдущие годы, показал, что для автономного округа в большей степени характерны транспортные аварии и катастрофы, пожары, аварии на магистральных трубопроводах, аварии на электроэнергетических системах и тепловых сетях, природные чрезвычайные ситуации. Указанные чрезвычайные ситуации, как правило, сопровождаются гибелью людей, наличием пострадавших, причинением значительного материального ущерба. Кроме того, из года в год увеличивается риск возникновения на территории автономного округа чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, а также риск биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. В течение ряда прошедших лет на территории автономного округа неоднократно вводились режимы чрезвычайных ситуаций как регионального, так и муниципального характера.

Актуальность проблемы заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях по созданию условий для безопасной жизнедеятельности и координации действий исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления.

В 2015 году на территории автономного округа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом МЧС России от 8 июля 2004 года N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" зарегистрировано 7 чрезвычайных ситуаций техногенного характера:

опрокидывание моторной лодки, в результате которого погибли 6 человек;

3 авиационные катастрофы, в результате которых погибли 5 человек, 3 человека спасено;

2 дорожно-транспортных происшествия с тяжкими последствиями, в результате которых погибли 10 человек, 2 человека спасено;

возгорание магистрального газопровода, пострадавших нет.

Проблемным вопросом остается недостаточное техническое оснащение поисково-спасательных отрядов современным оборудованием, средствами связи, приборами, имуществом для ведения аварийно-спасательных работ, позволяющим своевременно и в полном объеме выполнять поставленные задачи как в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и в повседневной деятельности. Немаловажным при этом является повышение мобильности и безопасности личного состава поисково-спасательных отрядов, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций. Анализ мер по развитию материально-технической базы дает возможность укреплять ее не только за счет бюджетных средств автономного округа, но и за счет привлечения средств от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории автономного округа. В свою очередь, потребность в трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, потребность в подготовке инженерно-технических кадров, с учетом текущей, среднесрочной и долгосрочной перспективы, за счет бюджетных средств автономного округа отсутствует.

В ряду рисков, способных оказать серьезное негативное воздействие на развитие региона, стоит опасность возникновения чрезвычайных ситуаций радиационного характера, требующих, в свою очередь, проведения необходимого комплекса мероприятий, направленных на предупреждение повышенных уровней воздействия природных, техногенных и медицинских источников излучения на население и окружающую среду. Обеспечение и контроль состояния радиационной безопасности на территории автономного округа являются составляющими частями системы предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С учетом региональной специфики наличия на территории автономного округа 5 объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях необходимо проведение работ по периодическому контролю радиационной обстановки в местах их проведения и на территориях населенных пунктов, к ним прилегающих. Необходимость периодического контроля состояния радиационной безопасности данных объектов диктуется еще и тем, что вблизи них ведется интенсивная нефтедобыча.

Периодически на территории автономного округа обнаруживаются неучтенные радиационные источники, бесконтрольно использовавшиеся в период интенсивного освоения нефтегазоносной провинции, а также регистрируются случаи потери контроля над источниками ионизирующего излучения при их транспортировании, при производстве геофизических работ на нефтяных скважинах. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование на региональном уровне системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, функционирующей на территории Российской Федерации, в целях обеспечения сохранности объектов государственного учета и контроля на всех стадиях обращения с ними, своевременного выявления и предотвращения нарушений (утеря, незаконный оборот, хищение) при обращении с объектами государственного учета и контроля, информационной поддержки управленческих решений по вопросам обращения с ними для обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

Федеральным законом от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" регламентируется проведение оценки состояния радиационной безопасности по ряду показателей, результаты которой ежегодно должны заноситься в радиационно-гигиенический паспорт территории. В соответствии с Порядком разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 года N 93, ведение радиационно-гигиенического паспорта территории осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ежегодное составление радиационно-гигиенического паспорта территории имеет своей целью не только получение целостного представления о радиационной обстановке, но и на его основе определение органами государственной власти приоритетных направлений в сфере обеспечения радиационной безопасности населения, проведение в случае необходимости своевременных и обоснованных защитных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни жителей автономного округа.

Многие катастрофы и стихийные бедствия нельзя предупредить, поэтому мероприятия по минимизации ущерба и потерь от них являются важным элементом территориальной подсистемы автономного округа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальной подсистемы РСЧС). В основу здесь должны быть положены прогнозирование, своевременное предупреждение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, выполнение мероприятий по внедрению современных технологий в области мониторинга окружающей среды являются одними из приоритетных направлений по защите населения автономного округа, минимизации ущерба от стихийных бедствий.

Актуальным вопросом является приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны (убежищ, противорадиационных укрытий) для укрытия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

В настоящее время в собственности автономного округа находится 15 противорадиационных укрытий, из них в г. Ханты-Мансийске - 6 ед., в г. Когалыме - 1 ед., в г. Лангепасе - 3 ед., в г. Урае - 2 ед., в г. Пыть-Яхе - 1 ед., в Нефтеюганском районе - 1 ед., в п. г. т. Октябрьское - 1 ед.

В защитных сооружениях гражданской обороны необходимо проведение капитальных ремонтов и оснащение оборудованием в соответствии с требованиями и нормами инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. Приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны позволит увеличить численность укрываемого населения в защитных сооружениях гражданской обороны до 5228 человек и достигнуть 76% готовности к приему укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, находящихся в собственности автономного округа.

В целях координации сил и средств территориальной подсистемы РСЧС автономного округа в зоне чрезвычайных ситуаций и оперативного руководства силами и средствами в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с места чрезвычайной ситуации, организации жизнеобеспечения пострадавшего населения необходимо доукомплектование подвижного пункта управления Губернатора автономного округа.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров также являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития автономного округа.

Государственная противопожарная служба автономного округа по состоянию на 1 января 2015 года составляет 5749 единиц личного состава, в том числе 3463 единицы Федеральной противопожарной службы МЧС России по автономному округу, 2286 единиц противопожарной службы автономного округа казенного учреждения автономного округа "Центроспас-Югория".

Ежегодно в автономном округе регистрируется около 2 тысяч пожаров, на которых погибает более 100 человек, получают травмы и увечья более 250 человек. Экономические потери с учетом косвенного ущерба оцениваются в 160 млн. руб.

За 2015 год в автономном округе зарегистрировано 1 565 пожаров. На пожарах погибли 48 человек, 119 человек получили травмы, причинен прямой материальный ущерб на сумму 145 млн. 535 тыс. 029 руб.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) зарегистрировано снижение: числа пожаров на 3,7% (2014 г. - 1 626 пожаров); количества погибших на 14,3% (2014 г. - 56 человек). Зарегистрирован рост числа травмированных на 3,5% (2014 г. - 115 человек). Сумма материального ущерба снизилась в 2,1 раза (2014 г. - 307 млн. 409 тыс. 680 руб.).

На каждом 32-м пожаре погибал человек, на каждом 13-м пожаре человек получал травмы.

Подразделениями государственной противопожарной службы на пожарах спасены 210 человек и материальных ценностей на сумму 284 млн. 456 тыс. руб. Эвакуированы с места пожара 677 человек.

По итогам пожароопасного сезона 2015 года на территории автономного округа зарегистрировано 218 очагов природных пожаров на общей площади 1649,95 га (АППГ - 219 очагов на общей площади 1301,24 га), из которых 1 очаг на площади 63 га зарегистрирован на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (АППГ - 2 очага на общей площади 22 га).

Распространение лесных пожаров на населенные пункты, объекты инфраструктуры и социально значимые объекты за истекший период не допущено, пострадавших и погибших нет.

Частота пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельности надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками недвижимого имущества.

Основными причинами недостаточного уровня обеспечения пожарной безопасности в автономном округе являются:

неравномерное расположение пожарных подразделений противопожарной службы автономного округа по территории автономного округа и их отсутствие в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах;

низкая материальная и техническая оснащенность подразделений противопожарной службы;

недостаточная транспортная схема дорог с твердым покрытием.

Существующая инфраструктура и недостаточное техническое оснащение подразделений пожарной охраны не позволяют обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и объектов.

Показатели гибели, травматизма людей и величина материального ущерба характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров, в том числе оперативность их реагирования, техническую оснащенность.

Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в автономном округе, осуществляемый органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. По итогам проверок надзорными органами населенных пунктов, на обеспечение надлежащего противопожарного состояния требуется устройство источников наружного противопожарного водоснабжения.

Важнейшими показателями эффективности действий пожарной охраны являются время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации), временной показатель (время прибытия первого подразделения к месту пожара). Их сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).

Анализ статистических данных оперативной обстановки в автономном округе и показателей оперативного реагирования пожарных подразделений на тушение пожаров за последние годы показывает, что уровень защищенности населения, проживающего в сельской местности, от пожаров является недостаточным.

Тревожное положение с обеспечением пожарной безопасности складывается в отдаленных поселениях, жители которых лишены гарантированной нормативными правовыми актами Российской Федерации в области пожарной безопасности защиты личной собственности и жизни от пожаров.".

1.3. После раздела 1 дополнить разделом 2 следующего содержания:


"Раздел 2. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ


 2.1. Развитие материально-технической базы в отрасли


Для обеспечения эффективного функционирования противопожарной службы, поисково-спасательных отрядов автономного округа требуется соответствующая материально-техническая база, а именно: строительство и ремонт пожарных депо, приобретение зданий сборно-разборного типа для стоянки пожарной техники и размещения личного состава, тренировочные комплексы газодымозащитной службы, размещение которых осуществляется в границах селитебных территорий в соответствии с Генеральным планом застройки населенных пунктов и с учетом исключения воздействия на режим охраны природных объектов.

В связи с этим должно существенно возрасти требование к системе противопожарной агитации и распространению знаний пожарной безопасности, совершенствование системы предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»