ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2015 года N 519-п
О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Утвердить:
1. Концепцию промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 1).
2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 2).
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
В современных условиях глобализации участие государства в формировании промышленного потенциала территорий является необходимым условием долгосрочных и устойчивых положительных трендов в этой сфере в силу острой конкуренции различных рынков и юрисдикций.
Как и экономическая политика, государственное регулирование в промышленном секторе должно отвечать следующим основным принципам:
стабильности в долгосрочном периоде - регулирование должно осуществляться последовательно, с учетом долгосрочных стратегических целей развития;
открытости - все участники процесса регулирования должны иметь солидарное представление о целях и задачах регулирования, при этом меры регулирования не должны создавать излишних административных барьеров.
Подходы, применяемые публичной стороной, к формированию благоприятных условий для промышленного развития должны опираться на успешный опыт внедрения подобных подходов в других юрисдикциях и территориях, при этом учитывать региональную специфику и представлять собой комплекс мер, составляющий промышленную политику государства.
Комплексный подход является необходимым условием для достижения долгосрочных устойчивых результатов.
Для развития промышленности создана законодательная основа - принят федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" <1> (далее - закон).
________________
<1> Федеральный закон "О промышленной политике в РФ" от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
В целях реализации закона Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) заключено Соглашение о взаимодействии в сфере промышленной политики и политики в области торговой деятельности с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в целях решения задач:
создание и развитие современной промышленной инфраструктуры;
стимулирование промышленных компаний по внедрению результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства инновационной промышленной продукции, внедрению импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
модернизация основных производственных фондов промышленных компаний.
Правительством автономного округа принят план мероприятий "дорожная карта" по формированию промышленной политики автономного округа.
Исполнительными органами государственной власти автономного округа осуществляются меры стимулирования промышленной деятельности.
Хозяйствующим субъектам предоставлялась финансовая и информационно-консультационная помощь, поддержка в области научно-технической, инновационной деятельности, подготовки и повышения квалификации работников, оказывалось содействие в продвижении товаров (услуг) на рынки других субъектов Российской Федерации, государств.
На сегодняшний день все указанные мероприятия позитивно повлияли на индексы промышленного производства (таблица 1).
Динамика индексов промышленного производства по видам экономической деятельности в процентах к соответствующему периоду предыдущего года
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Индекс промышленного производства | 98,6 | 98,7 | 98,6 | 98,4 | 98,7 | 99,2 |
в том числе по видам деятельности: | ||||||
Добыча полезных ископаемых | 98,2 | 98,2 | 98,6 | 98,0 | 98,2 | 99,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 100,3 | 102,5 | 99,6 | 105,8 | 102,4 | 96,3 |
Обрабатывающие производства, из них: | 105,4 | 105,5 | 97,7 | 99,2 | 103,5 | 101,7 |
производство пищевых продуктов | 96,1 | 100,2 | 116,8 | 116,6 | 105,4 | 102,0 |
текстильное и швейное производство | 72,8 | 87,4 | 88,9 | 135,8 | 119,5 | 100,0 |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 78,8 | 104,7 | 77,3 | 99,1 | 94,9 | 102,0 |
производство нефтегазопродуктов | 105,9 | 107,8 | 107,2 | 108,1 | 100,4 | 102,0 |
Основу промышленности автономного округа составляют 3550 крупных и средних предприятий, часть из которых входит в число ведущих организаций России.
Предприятиями автономного округа за 2014 год произведено около 8% от общего объема произведенной промышленной продукции в России.
По итогам 2014 года среднегодовая численность занятых в промышленности составила 287,1 тыс. человек или 31% от численности экономически активного населения. По сравнению с 2013 годом увеличение численности работников зафиксировано в сферах: добычи полезных ископаемых - на 5,2%, услуг (гостиницы и рестораны) - на 2,1%, государственного управления - на 1,3%; финансовой деятельности - на 0,9%; образования - на 0,6%.
Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2015 года составил 0,45% от экономически активного населения (Российская Федерация - 1,2%).
По состоянию на 1 января 2015 года потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в промышленности составила 3,2 тыс. человек, из них в добыче полезных ископаемых - 2,4 тыс. человек, обрабатывающих производствах - 0,4 тыс. человек.
Дефицит квалифицированной рабочей силы является одним из основных факторов, сдерживающих развитие производства.
Темпы роста заработной платы в промышленности автономного округа в последние годы соответствуют средним показателям по экономике автономного округа в целом.
В 2014 году средняя заработная плата в сфере добычи полезных ископаемых составила 76,7 тыс. рублей, обрабатывающих производствах 52,1 тыс. рублей (по автономному округу в среднем - 57,9 тыс. рублей). По всем отраслям промышленного комплекса автономного округа уровень заработной платы существенно превышает соответствующие показатели в среднем по стране.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования в автономном округе за 2014 год - 709,4 млрд. рублей или 92,4% к 2013 году. По источникам финансирования основную долю занимают собственные средства предприятий - 85,7%, привлеченные средства - 14,3%. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций - 4,4%.
Несмотря на снижение объема в 2014 году автономный округ занимает третье место в России по объему инвестиций на душу населения, при этом обеспечивая исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной политике" по доле инвестиций - 25,0% в валовом региональном продукте.
В совокупности темпы физического объема инвестиций в основной капитал составили 126,0% за последние 4 года, при этом в ценах соответствующих лет прирост составил 247,9 млрд. рублей.
Объем налоговых поступлений от предприятий промышленности автономного округа в бюджетную систему Российской Федерации в 2014 году по сравнению с докризисным 2008 годом увеличился в 1,9 раза и составил 1729 млрд. рублей. По итогам 2014 года доля налоговых платежей от предприятий промышленности автономного округа в консолидированном бюджете Российской Федерации составила 13,7%, автономного округа - 64,3%. В структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета автономного округа 60% налоговых поступлений приходится на предприятия промышленности, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых и только 8% на предприятия, занятых в сфере обрабатывающих производств, производством и распределением электроэнергии, газа и воды.
В соответствии со стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22.03.2013 N 101-рп (далее - Стратегия - 2030), развитие промышленного комплекса автономного округа в перспективе будет определяться преимущественно динамикой добычи нефти.
В структуре экономики автономного округа доминантными являются организации нефтедобывающей отрасли (около 60%). Исходя из условий функционирования организаций, топливно-энергетический комплекс автономного округа является основным не только экспортером, но и импортером продукции зарубежного производства.
С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 января 2016 года накопленная добыча нефти достигнет уровня 10968,0 млн. тонн.
Добычу нефти на территории автономного округа осуществляет 52 предприятия, из которых 38 входит в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, 14 независимых компаний.
Динамика производства видов продукции представлена в таблице 2.
Динамика производства видов продукции
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Нефть, млн. тонн | 266,0 | 262,5 | 259,9 | 255,1 | 250,2 | 249,7 |
Темп роста, % | 98,3 | 98,7 | 99,0 | 98,1 | 98,1 | 99,8 |
Газ, млрд. куб. м | 31,4 | 31,4 | 32,3 | 33,0 | 32,2 | 33,1 |
Темп роста, % | 101,0 | 100,0 | 102,9 | 102,2 | 97,6 | 102,8 |
В соответствии с Генеральной схемой развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года эксплуатационное бурение в основном перемещается в краевые зоны месторождений, где его эффективность существенно ниже, вовлекаемые в разработку запасы не в состоянии компенсировать сокращение добычи вследствие выработки высокопродуктивных зон при этом значительная часть месторождений находится на поздних стадиях разработки, которые характеризуются естественным снижением объема добычи нефти в связи с истощением запасов и обводнением продукции.
В целях ускорения вовлечения запасов углеводородного сырья в промышленную разработку в автономном округе действуют меры, стимулирующие организации к инвестированию в основной капитал и осуществлению расходов на проведение геологоразведочных работ, развитие нефтегазопереработки, рациональное использование попутного нефтяного газа.
Всего объем предоставленных льгот недропользователям оценивается на уровне 26,0 млрд. рублей:
в отношении прибыли организаций, являющихся владельцами лицензий на пользование участками недр на территории автономного округа, содержащими месторождения углеводородного сырья;
в отношении недвижимого имущества, находящегося в пределах границ лицензионных участков;
в отношении прибыли организаций, предоставляющих услуги в области добычи нефти и природного газа;
в отношении имущества, относящегося к основным фондам газоперерабатывающих производств в целях повышения уровня использования попутного нефтяного газа и снижения техногенной нагрузки на окружающую природную среду.
Организациями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды формируется более 3% валового регионального продукта (далее - ВРП), около 5% общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях - и состояние окружающей среды, и здоровье людей, цифры в платежках за жилищно-коммунальные услуги и цены на автозаправках. "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". "В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объема инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях". Энергетический сектор генерирует стабильный платежеспособный спрос на современное оборудование, новые технологии и материалы. Этот ресурс направлен на развитие отечественной промышленности и инновационной сферы.
Динамика показателей отрасли и структура электропотребления представлены в таблицах 3, 4.
Динамика показателей отрасли