ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2015 года N 401-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 424-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 353-п
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 424-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы" следующие изменения:
1. В заголовке, пункте 1 цифры "2014" заменить цифрами "2016".
2. Пункт 4 признать утратившим силу.
3. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 октября 2013 года N 424-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы | Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы |
Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Соисполнители государственной программы | Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Цели государственной программы | Обеспечение доступа к информационным ресурсам, развитие цифрового контента, повышение эффективности государственного управления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за счет применения информационно-коммуникационных технологий |
Задачи государственной программы | Развитие информационного общества и электронного правительства; |
Подпрограммы или основные мероприятия | Обеспечение доступности услуг, оказываемых с использованием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; |
Целевые показатели государственной программы | Количество жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, получивших навыки использования информационно-коммуникационных технологий, - с 52000 до 83000 человек; |
Сроки реализации государственной программы | 2016 - 2020 годы |
Финансовое обеспечение государственной программы | общий объем финансирования государственной программы составляет 3224251,4 тыс. рублей, из них: |
Раздел I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Основная концепция формирования информационного общества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра) - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационно-коммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, повышения эффективности государственного управления в автономном округе.
Югра является одним из региональных лидеров по уровню развития информационного общества и электронного правительства. Это подтверждается независимыми рейтингами, подготовленными неправительственными организациями. Так, в соответствии с Индексом готовности регионов России к информационному обществу, который рассчитывает Институт развития информационного общества, автономный округ входит в пятерку лидеров в общероссийском рейтинге на протяжении последних нескольких лет.
Югра также считается одним из лидеров по использованию населением электронных услуг. По доле граждан, пользующихся Единым порталом государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) (далее - Единый портал), автономный округ занимает 2 место среди субъектов Российской Федерации.
Формирование современной инфраструктуры электронного правительства - также одно из направлений государственной политики в сфере информационных и коммуникационных технологий (далее также - ИКТ). В автономном округе достигнуты следующие результаты:
развернута региональная инфраструктура электронного правительства;
создана и развивается сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В таких центрах услуги оказываются посредством реализации принципа "одного окна", что избавляет граждан от необходимости ходить по инстанциям;
более 90% государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти автономного округа, переведены в электронный вид и доступны гражданам на Едином портале 86.gosuslugi.ru;
продолжается перевод в электронный вид услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Наряду с развитием инфраструктуры электронного правительства в автономном округе активно развивается еще одно направление, связанное с обеспечением технической возможности предоставления услуг в электронном виде - выпуск, выдача и обслуживание универсальных электронных карт (далее - УЭК).
С целью повышения эффективности деятельности органов власти автономного округа посредством поддержки принятия управленческих решений с использованием информационных технологий происходит создание и внедрение автоматизированных информационных систем (далее - АИС), в том числе имеющих особо важное значение для развития автономного округа: Территориальная информационная система Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - ТИС Югры), АИС "Мониторинг Югры", Региональная навигационно-информационная система (далее - РНИС) и Региональный сегмент Единой информационно-аналитической системы прогнозирования, анализа и контроля в сфере государственного регулирования тарифов на территории автономного округа.
ТИС Югры предназначена для информационного и научно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений, в том числе для осуществления мониторинга, анализа и контроля: процессов, происходящих в базовых секторах экономики автономного округа, финансово-банковской и социальной сферах; планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований и автономного округа в целом; исполнения принятых Губернатором и Правительством автономного округа решений; реализации программ и проектов по основным направлениям деятельности Правительства автономного округа; выполнения приоритетных национальных проектов автономного округа; реализации мероприятий по оздоровлению экономики автономного округа; эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
В 2015 году создана автоматизированная информационная система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в автономном округе (далее - АИС МФЦ Югры).
В качестве технологической платформы АИС МФЦ Югры выступает инфраструктура электронного правительства автономного округа, адаптированная для предоставления услуги облачного сервиса "О7.МФЦ", а также модернизированная система "Социально-платежная карта "Югра".
В целях обеспечения доступа граждан к социально значимой, правовой информации в автономном округе на базе общедоступных библиотек, культурно-досуговых и образовательных учреждений, администраций сельских поселений создается сеть центров общественного доступа (далее - ЦОД). Часть ЦОД оснащается специализированным оборудованием для слепых и слабовидящих граждан.
Важным фактором, содействующим развитию информационного общества, является уровень распространения в обществе базовых навыков использования ИКТ. Разработан и реализуется целый набор социально ориентированных программ, призванных дать гражданам возможность использовать преимущества современных технологий в этой сфере для решения как повседневных проблем, так и профессиональных задач, а также для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований. Особое внимание обращается на практическую отдачу от таких программ: их результатом является повышение качества жизни участников. Обучение жителей автономного округа, в первую очередь социально незащищенных граждан, в том числе пожилого возраста, основам компьютерной грамотности проводится по международному проекту "Электронный гражданин". Важным направлением является изучение возможностей, предоставляемых порталом государственных услуг Российской Федерации и его региональным сегментом (86.gosuslugi.ru). Для этого разрабатываются отдельные обучающие курсы по создаваемым сервисам электронного правительства, ориентированные, прежде всего, на те группы населения, где готовность к электронному правительству пока невысока. Особое внимание обращается на сотрудников организаций бюджетного сектора. Их обучение и формирование у них положительного отношения к электронному правительству позволяет запустить механизм формирования аналогичного отношения у всех, кто вступает с ними в личный или профессиональный контакт.
Особое внимание в автономном округе уделяется развитию системы социального доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (далее также - сеть "Интернет").
С целью развития телекоммуникационной инфраструктуры широкополосного доступа (далее - ШПД) в автономном округе ведутся работы по организации строительства волоконно-оптических магистральных и распределительных сетей (по технологиям GPON, FTTB), внедрению спутниковых технологий, а также работы по развитию сетей 3G и 4G.
Заключено Соглашение о сотрудничестве между Правительством автономного округа и открытым акционерным обществом "Газпром космические системы" с учетом возможностей компании по решению телекоммуникационных задач, в том числе по развитию услуг доступа в сеть "Интернет" в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах с применением спутниковых технологий.
Дополнительно Депинформтехнологий Югры осуществляет взаимодействие с операторами связи для обеспечения беспроводного подключения в сеть "Интернет", что обеспечивает жителям и организациям возможности получения услуг доступа в сеть "Интернет" по условно-безлимитным тарифам.
В Югре официально введена в эксплуатацию региональная навигационно-информационная система (далее - РНИС) на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. РНИС призвана обеспечить безопасность функционирования транспортного комплекса региона. С ее помощью осуществляется непрерывное дистанционное слежение за текущим местоположением транспортных средств, состоянием работы систем и оборудования на основе показаний датчиков, контроль соблюдения водителями режима труда и отдыха.
В целях развития ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения автономного округа организовано функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках антикризисного управления. В результате выполнения ряда работ в этом направлении обеспечена возможность информационного взаимодействия органов повседневного управления муниципального и регионального уровня территориальной подсистемы автономного округа с единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, в автономном округе по большинству показателей, характеризующих доступ к ИКТ, наблюдается позитивная динамика: развивается инфраструктура ШПД, снижаются тарифы на услуги связи и предоставление доступа в сеть "Интернет", расширяется система ЦОД. Особое внимание уделяется преодолению информационного неравенства как путем организации социального доступа для жителей отдаленных и малонаселенных районов, так и путем обучения населения основам компьютерной грамотности. При этом лидирующие позиции по данным показателям достигнуты благодаря целенаправленной политике автономного округа в сфере развития ИКТ.
В настоящее время становится очевидным, что для сохранения набранных темпов роста необходимо устранить некоторые существующие барьеры.
Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения ИКТ и, соответственно, развитие информационного общества в автономном округе, является высокий уровень цифрового неравенства между муниципальными образованиями в использовании ИКТ в домашних хозяйствах. Остаются проблемы организации ШПД для конечных пользователей. Необходимо обеспечить значительное снижение стоимости предоставляемых услуг в сфере ИКТ населению с одновременным повышением их качества на основе развития конкуренции между операторами связи, поставщиками оборудования.
Еще одним препятствующим для поступательного развития фактором является недостаточный уровень распространения базовых навыков использования ИКТ, а также отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. Это касается как населения, так и государственных и муниципальных служащих, а также работников бюджетной сферы.
Использованию потенциала ИКТ препятствует разрозненность государственных информационных ресурсов, несопоставимость данных и их дублирование.
Указанные проблемы носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Отсутствие механизмов и технологий оперативного информационного взаимодействия государственных, муниципальных, иных информационных систем, функционирующих в автономном округе, отсутствие в некоторых органах государственной власти, органах местного самоуправления информационных систем, связанных с предоставлением услуг населению, зачастую приводит к прямым бюджетным потерям.
На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. В отсутствие достаточного финансирования не достаточно хорошо развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Необходимо продолжать развитие нормативной правовой и организационно-методической базы, а также разрабатывать и внедрять стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа электронных услуг и предоставления необходимой информации населению, организациям и другим органам государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления между собой, с населением и организациями.
В условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития Югры и роста инвестиционной привлекательности важным направлением является реализация единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Необходимо формирование комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных информационно-коммуникационных технологиях для мониторинга, прогнозирования, предупреждения правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций, а также для создания условий для быстрого реагирования на них экстренными оперативными службами.
В автономном округе функционируют соответствующие службы экстренного реагирования, которые осуществляют прием вызовов (сообщений о происшествиях) от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и в зависимости от ситуации - обеспечивают предотвращение создавшихся угроз, осуществляют их ликвидацию. Накоплен опыт организации взаимодействия таких служб между собой и в основном решены вопросы обеспечения связи единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований автономного округа с соответствующими экстренными оперативными службами.
Однако за последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, большое количество мест массового пребывания людей, повышение уровня террористической угрозы формируют новые, более высокие требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы (сообщения о происшествиях).
Пилотное внедрение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 в субъектах Российской Федерации позволили сократить на 15 - 25% время реагирования, а число погибших и пострадавших, а также общий размер ущерба населению и территориям сократились примерно на 7 - 9 процентов. При этом максимальный эффект от системного подхода в этом вопросе достигается именно при сложных происшествиях, когда необходимо комплексное реагирование.
Для снижения среднего времени оперативного реагирования экстренных оперативных служб и эффективной организации работы по оказанию помощи пострадавшим требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих организацию комплексного реагирования, создание и организацию функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, подсистем приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения, хранения и актуализации баз данных, поддержки принятия решений, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов, геоинформационной подсистемы. Тем более, что общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов, что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.
Наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных и оперативных служб, максимально эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы (сообщения о происшествиях), является создание комплексной системы аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (далее также - АПК "Безопасный город").
На решение изложенных выше проблем направлена государственная программа.
В ходе реализации мероприятий государственной программы дополнительная потребность в трудовых ресурсах и инженерно-технических кадрах в государственных учреждениях, подведомственных Динформтехнологий Югры, будет повышаться.
В соответствии с Порядком предоставления субсидии, указанным в разделе IV государственной программы, будут привлечены внебюджетные средства на строительство объектов связи.
Раздел II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
Цель и задачи государственной программы связаны с приоритетами социально-экономического развития автономного округа, которые определены Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия 2030). Также учтены приоритеты, установленные Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р, федеральной целевой программой "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 223, государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313, планом мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2015 года N 1698-р. Государственная программа также учитывает опыт реализации задач и использует правопреемство целей и основных мероприятий государственной программы 2014 - 2020.