ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2015 года N 979-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 10 февраля 2022 года N 80-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и статьей 9 Закона Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области", в целях определения направлений и ожидаемых результатов социально-экономического развития Свердловской области на долгосрочный период Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочный прогноз социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года (прилагается).
2. Направить долгосрочный прогноз социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, утвержденный настоящим Постановлением, Губернатору Свердловской области.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области - Министра финансов Свердловской области Г.М. Кулаченко.
4. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Свердловской области. Он содержит систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития Свердловской области в долгосрочной перспективе.
Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки проекта Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, бюджетного долгосрочного прогноза и других стратегических документов Свердловской области, в том числе отраслевых.
Исходными для разработки долгосрочного прогноза являются параметры прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, отраслевых стратегических документов федерального и регионального значения, а также основные целевые параметры государственных программ Свердловской области.
Нормативную базу разработки проекта прогноза на долгосрочный период составляют:
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации (пункт 1 статьи 170.1, пункт 7 статьи 173);
2) Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (статья 33);
Долгосрочный прогноз разработан с целью определения внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Свердловской области, отдельных отраслей и сфер государственного управления.
Долгосрочный прогноз разработан на вариативной основе. Четыре сценария социально-экономического развития Свердловской области учитывают тенденции на мировых товарных рынках, направления развития мировой экономики, потребность в инновационно-инвестиционной компоненте роста, необходимость перехода к "новой индустриализации", которая подразумевает сочетание ресурсной базы с развитым машиностроительным комплексом и эффективной научно-инженерной школой.
Долгосрочный прогноз учитывает потенциал роста производительности труда за счет модернизированных рабочих мест в традиционных для Свердловской области отраслях (металлургия и машиностроение) и опережающего развития новых отраслей - это высокотехнологичная химия, фармацевтика, "умное" машиностроение, логистика.
В части развития человеческого капитала долгосрочный прогноз учитывает рост благосостояния населения Свердловской области, повышение качества социальных сервисов, создание единой системы кадрового обеспечения, снижение техногенной нагрузки на экологическую систему и другие характеристики, предусмотренные целевыми параметрами Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года - "Новое качество жизни уральцев".
Часть 1. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ
Свердловская область является одним из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации, расположенных на границе Европы и Азии. Здесь сосредоточены мощное промышленное производство, богатые природные ресурсы, крупные транспортные потоки, солидный научный и человеческий потенциал. Развитие Свердловской области происходит в условиях конкуренции среди субъектов Российской Федерации за ресурсы, включая инвестиции, рынки сбыта, транспортные потоки.
С 2008 года развитие Свердловской области происходило неравномерно. Как и другим субъектам Российской Федерации Свердловской области не удалось избежать кризиса 2008 - 2009 годов, однако уже в 2010 году экономика Свердловской области достигла уровня докризисного 2007 года, а в 2011 году компенсировала спад кризисных лет. Индекс физического объема ВРП в 2011 году составил 109,9 процента к уровню докризисного 2007 года (рисунок 1), За период с 2007 по 2013 год среднегодовой индекс физического объема ВРП составил 102,7 процента, что выше, чем в целом по Российской Федерации (101,9 процента).
Свердловская область вносит весомый вклад в суммарный валовой региональный продукт Российской Федерации - около 3 процентов. По объему ВРП экономика Свердловской области - шестая среди субъектов Российской Федерации по итогам 2013 года (таблица 1).
С 2007 года по объему ВРП Свердловская область стабильно входит в первую десятку регионов-лидеров Российской Федерации, занимая в разные годы 5 - 7 места. Традиционно первые три места занимают город Москва (1 место), Тюменская область (включая автономные округа) и Московская область.
Ближайшими конкурентами Свердловской области являются Краснодарский край и Республика Татарстан.
Индекс физического объема ВРП Свердловской области
в сравнении с Российской Федерацией
(в процентах к уровню 2007 года)
121,0
120,1 ┌═══‰
117,7 ┌═══‰ │ │
┌═══‰ 113,0│ │ 113,7│ │
111,0│ │ ┌═══┤ │ ┌═══┤ │
109,9 ┌═══┤ │ │xxx│ │ │xxx│ │
107,7┌═══‰ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │
105,7 ┌═══┤ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │
┌═══‰102,5 102,2 │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │
100,0 100,0 │xxx├═══‰ ┌═══‰100,9 │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │
┌═══┬═══‰ │xxx│ │ 97,7 │xxx├═══‰ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │
│xxx│ │ │xxx│ │ ┌═══‰ 90,6 │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │
│xxx│ │ │xxx│ │ │xxx├═══‰ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │
│xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │
│xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │ │xxx│ │
┌═┴═══┴═══┴═┬═┴═══┴═══┴═┬═┴═══┴═══┴═┬═┴═══┴═══┴═┬═┴═══┴═══┴═┬═┴═══┴═══┴═┬═┴═══┴═══┴═┬═┴═══┴═══┴═‰
2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
(оценка)
┌═══‰ ┌═══‰
│xxx│ Российская Федерация │ │ Свердловская область
└═══… └═══…
Рис. 1
Таблица 1
Субъект Российской Федерации | Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Город Москва | ВРП, млрд. рублей | 6696,3 | 8248,7 | 7127,0 | 8375,9 | 9948,8 | 10666,9 | 11632,5 |
ранг | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Тюменская область | ВРП, млрд. рублей | 2758,8 | 3121,4 | 2870,3 | 3301,6 | 4112,6 | 4625,5 | 5017,9 |
ранг | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Московская область | ВРП, млрд. рублей | 1295,6 | 1645,8 | 1519,4 | 1832,9 | 2176,8 | 2357,1 | 2551,3 |
ранг | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Город Санкт-Петербург | ВРП, млрд. рублей | 1119,7 | 1431,8 | 1475,8 | 1699,5 | 2091,9 | 2280,4 | 2496,5 |
ранг | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Краснодарский край | ВРП, млрд. рублей | 648,2 | 803,8 | 861,6 | 1028,3 | 1244,7 | 1459,5 | 1617,9 |
ранг | 8 | 7 | 6 | 7 | 7 | 6 | 5 | |
Свердловская область | ВРП, млрд. рублей | 820,8 | 923,6 | 825,3 | 1046,6 | 1291,0 | 1484,9 | 1586,2 |
ранг | 5 | 6 | 7 | 6 | 6 | 5 | 6 | |
Республика Татарстан | ВРП, млрд. рублей | 757,4 | 926,1 | 885,1 | 1001,6 | 1305,9 | 1437,0 | 1547,2 |
ранг | 6 | 5 | 5 | 8 | 5 | 7 | 7 | |
Республика Башкортостан | ВРП, млрд. рублей | 590,1 | 743,1 | 647,9 | 759,2 | 941,0 | 1149,4 | 1267,0 |
ранг | 9 | 8 | 9 | 9 | 9 | 9 | 8 | |
Красноярский край | ВРП, млрд. рублей | 734,2 | 738,0 | 749,2 | 1055,5 | 1170,8 | 1183,2 | 1256,7 |
ранг | 7 | 9 | 8 | 5 | 8 | 8 | 9 | |
Самарская область | ВРП, млрд. рублей | 585,0 | 699,3 | 584,0 | 695,7 | 834,1 | 937,4 | 1040,7 |
ранг | 10 | 10 | 10 | 10 | 11 | 10 | 10 |
Свердловская область является одним из крупнейших индустриальных регионов Российской Федерации.
После кризиса 2008 - 2009 годов и завершения периода восстановительного роста 2010 - 2012 годов наступил новый этап развития экономики Свердловской области, сопровождаемый замедлением темпов роста из-за возникшей паузы перед сменой модели развития и изменившихся внешнеэкономических условий.
Тем не менее по большинству важнейших социально-экономических показателей развития Свердловская область в 2014 году сохранила свои позиции в первой десятке регионов Российской Федерации (таблица 2).
Таблица 2
Наименование показателя | 2014 год |
Объем отгруженных товаров собственного производства в промышленности (C + D + E) | 7 |
Оборот розничной торговли | 5 |
Оборот оптовой торговли | 4 |
Объем платных услуг населению | 5 |
Инвестиции в основной капитал | 7 |
Ввод в действие жилых домов | 7 |