(с изменениями на 24 декабря 2020 года)
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 21.12.2017 N 991-ПП, от 20.12.2018 N 924-ПП, от 05.12.2019 N 877-ПП, от 25.06.2020 N 426-ПП, от 24.12.2020 N 969-ПП)
В соответствии с Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области" и от 29.10.2013 N 1330-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года", во исполнение Распоряжения Правительства Свердловской области от 22.07.2015 N 787-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Вовлечение местных топливных ресурсов в топливный баланс Свердловской области до 2020 года", в целях повышения эффективности использования местных топливных ресурсов в энергетическом и жилищно-коммунальном комплексах Свердловской области для устойчивого роста экономики, повышения энергетической безопасности и качества жизни населения Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 20.12.2018 N 924-ПП)
1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Вовлечение местных топливных ресурсов в топливный баланс Свердловской области до 2020 года" (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области С.В. Швиндта.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 21.12.2017 N 991-ПП)
3. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОВЛЕЧЕНИЕ МЕСТНЫХ ТОПЛИВНЫХ РЕСУРСОВ В ТОПЛИВНЫЙ БАЛАНС СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА"
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 21.12.2017 N 991-ПП, от 20.12.2018 N 924-ПП, от 05.12.2019 N 877-ПП, от 25.06.2020 N 426-ПП, от 24.12.2020 N 969-ПП)
1. | Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области "Вовлечение местных топливных ресурсов в топливный баланс Свердловской области до 2020 года" (далее - Программа) | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области |
2. | Заказчики Программы | Министерство промышленности и науки Свердловской области; абзац утратил силу. - Постановление Правительства Свердловской области от 20.12.2018 N 924-ПП; Министерство инвестиций и развития Свердловской области |
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 20.12.2018 N 924-ПП) | ||
3. | Цель и задачи Программы | цель: повышение эффективности использования местных топливных ресурсов в энергетическом и жилищно-коммунальном комплексах для устойчивого роста экономики Свердловской области, повышения энергетической безопасности и качества жизни населения Свердловской области. Задачи: 1) оптимизация структуры топливно-энергетического баланса, внутреннего потребления и добычи топливных ресурсов с учетом требований обеспечения энергетической безопасности Свердловской области; 2) формирование топливной базы на территории Свердловской области; 3) совершенствование механизма привлечения инвестиций на реализацию проектов, связанных с использованием местных топливно-энергетических ресурсов |
4. | Перечень целевых показателей Программы | 1) доля местных топливных ресурсов в структуре топливно-энергетического баланса Свердловской области; 2) объем потребления местных топливных ресурсов в год; 3) количество объектов энерго- и теплоснабжения, переведенных на местные топливные ресурсы |
5. | Перечень подпрограмм Программы | 1) подпрограмма 1 "Оптимизация структуры топливно-энергетического баланса, внутреннего потребления и добычи топливных ресурсов с учетом требований обеспечения энергетической безопасности Свердловской области"; 2) подпрограмма 2 "Формирование топливной базы на территории Свердловской области"; 3) подпрограмма 3 "Совершенствование механизма привлечения инвестиций на реализацию проектов, связанных с использованием местных топливно-энергетических ресурсов" |
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 25.06.2020 N 426-ПП) | ||
6. | Срок реализации Программы | 2015 - 2020 годы |
7. | Объемы и источники финансирования Программы | всего - 65749,62 тыс. рублей, из них: местный бюджет - 7486,34 тыс. рублей; внебюджетные источники - 58263,28 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 0,00 тыс. рублей; 2016 год - 0,00 тыс. рублей; 2017 год - 1200,00 тыс. рублей; 2018 год - 41083,80 тыс. рублей; 2019 год - 1416,10 тыс. рублей; 2020 год - 22049,72 тыс. рублей |
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 25.06.2020 N 426-ПП, от 24.12.2020 N 969-ПП) | ||
8. | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1) увеличение ежегодного объема потребления местных топливных ресурсов к 2020 году в 4 раза; 2) снижение зависимости Свердловской области от привозных видов топлива и обеспечение эффективного прохождения осенне-зимних (отопительных) периодов за счет создания гарантированных запасов местных видов топлива на топливных базах; 3) повышение эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и предоставления коммунальных услуг для населения путем перевода котельно-печного оборудования на расширенное использование местных топливно-энергетических ресурсов; 4) создание новых и модернизированных рабочих мест путем развития торфяной и лесной промышленности Свердловской области и ее инфраструктуры |
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 21.12.2017 N 991-ПП) |
Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Одним из главных приоритетов Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, удовлетворяющего и потребностям растущей экономики в энергоресурсах, и внешнеэкономическим интересам России, а также обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное, инновационное развитие страны.
Ключевым аспектом формирования такого энергетического сектора является использование местных топливных ресурсов.
Государственная политика в сфере использования местных видов топлива на период до 2030 года предусматривает:
восстановление и поддержку развития производства местных источников топлива, создание тепловых электростанций и котельных, работающих на местных источниках (торф, отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности), в том числе в труднодоступных и удаленных регионах;
создание условий для выработки энергии на базе использования городских коммунальных отходов.
Переход экономики Российской Федерации с экспортно ориентированной модели, опирающейся на сырьевые факторы развития, на модель инновационного развития, основанную на создании высокой добавленной стоимости за счет реализации научно-технического потенциала, определен в качестве основного приоритета экономической политики страны.
В соответствии с Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" одной из целей реализации направления "Развитие жилищной и жилищно-коммунальной сфер" является повышение эффективности топливообеспечения жилищно-коммунального комплекса за счет использования местных топливных ресурсов и возобновляемых источников энергии.
(часть шестая в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 21.12.2017 N 991-ПП)
В 2015 году одной из основных проблем экономики Свердловской области является высокая энергоемкость всех видов производств. Увеличение стоимости энергоресурсов и растущие потери в коммунальных сетях, ухудшение экологической обстановки требуют поисков альтернатив существующим технологиям производства тепла.
В Свердловской области, как и в большинстве регионов России, в качестве основных энергоносителей в коммунальной сфере используются продукты переработки нефти, уголь и природный газ. При этом предприятия коммунального комплекса используют привозное топливо, что приводит к непрогнозируемым рискам (рост цен на энергоресурсы, зависимость от поставщиков, срыв сроков поставки).
Данная ситуация препятствует стабильности в обеспечении теплоснабжением населения, объектов социальной сферы и снижает показатели эффективности жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Одним из перспективных направлений повышения энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса является его модернизация за счет технологий сжигания местных видов топлива, в первую очередь, торфяного, древесного топлива, произведенного из малоценной древесины, лесосечных отходов и отходов деревообработки.
В 2015 году более 96 процентов электроэнергии Свердловской области вырабатывается на импортируемом топливе. Основным видом топлива на электростанциях Свердловской энергосистемы является газ и уголь. Доля газа составляет 46,3 процента, доля угля - 53,2 процента, доля мазута - 0,5 процента.
Запасы углеводородного сырья сосредоточены на юго-западе и северо-востоке Свердловской области. Открыто и состоит на учете три нефтяных и пять газовых месторождений. Балансовые запасы нефти - 240,56 млн. т, газа - 393,88 млрд. куб. метров. Наиболее подготовлены к использованию Бухаровское и Кедровское месторождения газа на юго-западе Свердловской области. Возможности добычи газа в Свердловской области оцениваются в 1,5 - 2 млрд. куб. метров в год.
На выработку электрической энергии в 2014 году было израсходовано 13,1 млн. т у.т. (43,0 процента от общего объема потребленного топлива), на производство тепловой энергии - 9,1 млн. т у.т. (29,8 процента). При преобразовании топлива в другие виды энергии было израсходовано 13,8 млн. т у.т. газообразного топлива (62,1 процента), 8,3 млн. т у.т. твердого топлива (37,6 процента) и 0,1 млн. т у.т. жидкого топлива (0,3 процента).
В Свердловской области нет значительных запасов ископаемых углей. В небольшой степени развита угольная промышленность, обеспечивающая порядка 1 процента суммарной потребности Свердловской области в котельно-печном топливе.
Ресурсы угля в Свердловской области пополняются за счет привозного сырья, которое поступает из Республики Казахстан, а также из отдельных субъектов Российской Федерации. Основным поставщиком угля в Свердловскую область среди регионов России является Кемеровская область.
Потребление топлива на территории Свердловской области к 2020 году прогнозируется на уровне 41203 тыс. т у.т.
Свердловская область обладает большим потенциалом замещения импортируемого топлива местными топливными ресурсами, объемами которых располагает в достаточной степени. В качестве местных топливных ресурсов рассматриваются нефть, уголь, природный газ, торф, лесные ресурсы, твердые коммунальные отходы, отходы агропромышленного комплекса.
Свердловская область наряду с Тверской, Новгородской, Ярославской, Ленинградской областями и Республикой Карелия занимает одно из ведущих мест в России по запасам торфа. Наиболее крупные месторождения Свердловской области: Таборинское месторождение - 1780 млн. т, Гаринское месторождение - 1250 млн. т, Серовское месторождение - 840 млн. т, Туринское месторождение - 470 млн. т, Тавдинское месторождение - 460 млн. т. Разведанные запасы торфа в Свердловской области составляют более 5 млрд. т, в том числе балансовые запасы - 1,6 млрд. тонн.
Согласно кадастру торфяных месторождений в Свердловской области разведано и учтено 1671 торфяное месторождение общей площадью в границах промышленной залежи 1931,1 тыс. га. Возможный уровень добычи торфа в Свердловской области составляет 10 млн. тонн в год (добывается порядка 4 тыс. тонн в год).
Восстановление объемов добычи торфа позволит замещать в топливном балансе Свердловской области не менее 2 процентов наиболее дорогих ввозимых энергоресурсов.
Ежегодно на территории Свердловской области прирастает порядка 15 млн. куб. м низкосортной древесины, из них 700 тыс. куб. м составляют отходы от проведения всех видов рубок.
По данным мониторинга обращения с отходами от обработки и переработки древесины или лесоразработок за 2014 год, на территории Свердловской области на конец 2014 года количество хозяйствующих субъектов составляет 659 единиц, наличие отходов - 227 тыс. тонн.
На основании данных государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2013 году", ежегодно в Свердловской области образуется около 2,2 млн. тонн твердых коммунальных отходов. Практически весь этот объем размещается на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках.
По данным Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления, в 2015 году на территории Свердловской области зарегистрировано 437 объектов размещения коммунальных отходов, из них по 294 объектам (67,3 процента) не определены хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты размещения; 232 объекта (53,1 процента) не имеют гидрогеологического заключения; для 280 объектов (64,1 процента) не оформлены документы на землепользование, землевладение.
Значительная часть объектов размещения ТКО не отвечают требованиям санитарных правил, что приводит к нарушению природного ландшафта, загрязнению почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.
Еще одной значимой проблемой для Свердловской области является несовершенная схема сбора и транспортировки ТКО, в результате чего значительная часть ТКО несанкционированно размещается на близлежащих территориях населенных пунктов Свердловской области.
Динамика образования ТКО свидетельствует о постоянном росте их объемов. При этом более 50 процентов ТКО, поступивших на полигоны, составляют отходы, которые могут быть вовлечены в хозяйственную деятельность в качестве вторичных материальных ресурсов.
По данным ГКУСО "Центр экологического мониторинга и контроля", объем образования отходов содержания животных и птиц вырос в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, на 21,6 процента, удельный вес данных отходов в общем объеме образования отходов вырос на 0,2 процентных пункта. Объем использования и обезвреживания отходов содержания животных и птиц увеличился по сравнению с 2012 годом на 31,2 процента (652 тыс. т).