Целью Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития страны. В рамках ее достижения, в том числе на региональном уровне, должен быть решен определенный круг задач:
- завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления в бюджетный процесс. При этом для обеспечения достижения целей государственных (муниципальных) программ и повышения их эффективности при планировании бюджетных ассигнований необходимо обращать особое внимание на их увязку с показателями государственных (муниципальных) программ;
- упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований;
- реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов;
- совершенствование государственного и муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- обеспечение повышения качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
- повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей государственной политики, должны стать государственные программы. В 2015 году начат переход на принцип планирования и исполнения бюджета города Севастополь на основе государственных программ. Постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 N 643 утвержден соответствующий порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя. Постановлением Правительства Севастополя от 27.02.2015 (ред. от 16.06.2015) N 115-ПП утвержден Перечень государственных программ города Севастополя на период 2015 - 2020 годов, содержащий 46 государственных программ, которые охватывают все основные направления государственного управления. Доля "программных" расходов в общих расходах бюджета города Севастополя на конец 2015 года оценивается более 30%. За период реализации настоящей Государственной программы ставится задача довести ее как минимум до 75%. Анализ бюджетных расходов в разрезе основных мероприятий государственных программ, а также выработка согласованной позиции по их корректировке и перераспределению объемов финансирования на реализацию отдельных мероприятий в пользу тех мероприятий, которые отвечают критериям наибольшей эффективности, обеспечат ускоренное достижение ключевых показателей социально-экономического развития города Севастополя.
С целью повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе в части создания стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств, постановлением Правительства Севастополя от 15.01.2015 N 07-ПП утвержден порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями города Севастополя. В рамках формирования проекта бюджета города Севастополя на 2016 год организована работа по разработке и утверждению перечней государственных (муниципальных) услуг (работ), нормативов затрат на их оказание и формирование государственного задания на оказание государственными учреждениями города Севастополя государственных услуг (выполнение работ) за счет бюджетных ассигнований из бюджета города Севастополя.
В рамках решения задачи по повышению информационной открытости и понятности действий органов власти, прозрачности и подотчетности государственных расходов, закупок и инвестиций, реализации эффективной системы общественного контроля необходимо обеспечить повышение прозрачности бюджетного процесса и бюджета города Севастополя.
По заказу Минфина России Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) совместно с Центром прикладной экономики ежегодно составляет рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных. Результаты рейтинга позволяют оценить уровень прозрачности бюджетов различных субъектов Российской Федерации, увидеть, какая информация и в каком объеме предоставляется для граждан на разных этапах бюджетного процесса, насколько она актуальна и доступна, а также насколько активно жители регионов участвуют в обсуждении бюджетных вопросов. Данный мониторинг проводится в отношении 85 субъектов Российской Федерации. В настоящее время при оценке показателей для Республики Крым и города Севастополя учитываются положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2014 N 922 "Об особенностях исполнения бюджета Республики Крым, бюджета г. Севастополя и местных бюджетов на 2015 год". В результате реализации мероприятий настоящей Государственной программы в части создания официального портала "Открытый бюджет города Севастополя" и "Бюджет для граждан" планируется войти в рейтинг 25 лучших субъектов Российской Федерации.
Реализация этих задач неразрывно связана с задачей дальнейшего развития Единой системы управления бюджетным процессом города Севастополя (далее - ЕСУБП), в том числе в части создания регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами (ГИИСУОФ) "Электронный бюджет" города Севастополя, который должен обеспечить ситуационное управление консолидированным бюджетом города Севастополя, оперативный мониторинг и контроль финансовых ресурсов публично-правовых образований города Севастополя, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления. Начиная с 2014 года, в рамках реализации государственной программы "Модернизация финансовой системы города федерального значения Севастополя на 2014 год", Департаментом финансов города Севастополя проделана большая работа по созданию Единой системы управления бюджетным процессом города Севастополя. К настоящему времени в рамках ЕСУБП решены следующие задачи:
- создание системы среднесрочного планирования бюджета города Севастополя с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- внедрение казначейских принципов исполнения бюджета города Севастополя с использованием электронного юридически значимого документооборота;
- унификация и интеграция процессов составления, исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований города Севастополя;
- создание централизованной системы сбора, контроля и консолидации бюджетной отчетности города Севастополя;
- создание региональной контрактной системы, обеспечивающей оперативный контроль исполнения государственного заказа города Севастополя.
Существующая ЕСУБП является технической, технологической и методологической базой для создания регионального сегмента ГИИСУОФ "Электронный бюджет" города Севастополя.
В 2014 году было также осуществлено внедрение и наладка прикладного программного обеспечения 1С и Парус и проведена подготовка специалистов бухгалтерских служб. Создание территориально распределенной схемы автоматизации бюджетного учета было произведено в условиях короткого срока переходного периода и слабой технической и коммуникационной оснащенности государственных учреждений Севастополя. Мероприятиями, включенными в Государственную программу 2015 - 2018 гг., предусмотрена дальнейшая автоматизация бюджетного учета и отчетности государственных учреждений Севастополя с использованием программного обеспечения (ПО) 1С и Парус.