Учитывая, что действующее законодательство не содержит требований по общедоступности и бесплатности дополнительного образования, возможен перевод учреждений дополнительного образования детей в форму немуниципальных организаций, что не противоречит пункту 1 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
В этом случае бюджет учреждения будет формироваться из двух основных источников:
- муниципальный социальный заказ на услуги немуниципальной организации дополнительного образования (субвенция);
- коммерческий социальный заказ на услуги немуниципальной организации дополнительного образования (плата потребителей услуги).
Муниципальный социальный заказ формируется в объемах, необходимых для организации предоставления дополнительного образования на территории города и обеспечения доступности дополнительного образования для незащищенных групп населения (малообеспеченные семьи, семьи родителей-инвалидов, дети-инвалиды и проч.).
В ведомстве комитета образования г. Читы находится 19 учреждений дополнительного образования, которые посещают 19091 детей, в том числе:
Вид учреждения | Количество учреждений | Количество воспитанников |
Спортивные школы | 9 | 6671 |
Дом детского творчества | 4 | 6118 |
Станции юных техников и станции юных натуралистов | 6 | 6302 |
Финансирование учреждений дополнительного образования должно производиться по нормативам бюджетного финансирования на определяемый муниципальным социальным заказом лимит численности учащихся, который определяется на основании потребностей населения в дополнительном образовании с учетом возможностей бюджета. В рамках лимита формируются персональные списки учащихся, обучение которых в учреждениях дополнительного образования будет производиться за счет бюджета. Таким образом, обеспечивается адресность бюджетного финансирования.
Коммерческий социальный заказ формируется на основании общественного (социального) спроса групп населения, способных обеспечить платежеспособный спрос на услуги дополнительного образования. Средства, привлекаемые в рамках коммерческого социального заказа, поступают на лицевой счет учреждения и расходуются учреждением самостоятельно. Такая схема стимулирует заинтересованность учреждений в привлечении учащихся, в улучшении качества и расширении спектра дополнительного образования. Также необходимо обеспечить создание системы общественного контроля за ценой и качеством услуг, предоставляемых посредством коммерческого социального заказа.
Главной целью реализации мероприятий по данному направлению является попытка муниципалитета сократить количество муниципальных организаций, оказывающих социальные услуги и при этом обладающих возможностью самостоятельного обеспечения своей деятельности.
В целях подготовки муниципальных учреждений к преобразованию в одну из предлагаемых в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса форм некоммерческой организации, отраслевыми подразделениями городского округа "Город Чита" совместно с Комитетом по управлению имуществом (КУИ) будет проведена инвентаризация подведомственных учреждений и подготовлены предложения об очередности и порядке перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму немуниципальных организаций. Одновременно будет разработана форма типового контракта с руководителями некоммерческих организаций.