Развитие отрасли земельных отношений взаимосвязано с другими отраслями экономики области и Российской Федерации в целом. В решении любого экономического вопроса в первую очередь неизменно встает вопрос обеспечения землей. Без предоставления земельных участков невозможно строительство жилья, промышленных объектов, дорог, линий электропередач и других линейных объектов.
Решение задачи по развитию жилищного, в том числе малоэтажного, строительства тесно связано с реализацией федеральных целевых программ "Жилище" и "Социальное развитие села до 2012 года", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Вологодская область является одним из участников реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В целях их реализации в области приняты следующие документы: долгосрочная целевая программа "Доступное жилье в Вологодской области на 2009 - 2010 годы" и долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы".
С 2001 года в области последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение жителей области доступным и современным жильем. Данная политика закреплена системой нормативных правовых актов и осуществляется через комплекс взаимосвязанных долгосрочных целевых программ.
В последнее время объемы строительства жилья в области резко возросли, что неизбежно привело к росту спроса на земельные участки для строительства. Количество земельных участков в населенных пунктах области ограничено, в связи с этим встал вопрос о строительстве жилья за пределами населенных пунктов. Законодательство Российской Федерации позволяет включать земельные участки в границы населенных пунктов, в том числе для жилищного строительства, что в свою очередь создает условия для развития индивидуального жилищного строительства в сельской местности, вблизи крупных городов - Вологды, Череповца, Великого Устюга, а также вблизи планируемых промышленных зон (индустриальных парков) и центров муниципальных районов области. В настоящее время в Вологодском районе реализуется проект "Экспериментальный жилой поселок "Марфино-Семенково", строительство которого осуществляется на бывших землях сельскохозяйственного назначения площадью 41.9 га, которые включены в границы населенного пункта д. Марфино. Кроме того, планируется строительство второй очереди данного поселка на земельном участке площадью 60 га.
В настоящее время в области организовано активное взаимодействие с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - фонд "РЖС") в рамках действия Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", что позволит использовать для жилищного строительства земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в Вологодском, Грязовецком, Шекснинском муниципальных районах области, а также на территории муниципального образования "Город Вологда".
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, темпы роста объемов жилищного строительства намного отстают от потребностей населения. Отставание предложения жилья от спроса связано не столько с физическим отсутствием земельных участков, сколько с длительными сроками их подготовки для предоставления под строительство, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой, определение параметров разрешенного строительства.
Отрицательное влияние на темпы роста объемов жилищного строительства оказывает то обстоятельство, что градостроительная документация большинства городских и сельских поселений области устарела и требует корректировки. Это сдерживает развитие рынка земли и усложняет процедуру формирования земельных участков для строительства. Кроме того, сроки предоставления земельных участков для строительства объектов жилищного строительства затянуты.
Немаловажное значение имеет отрасль земельных отношений при развитии транспортной инфраструктуры.
В Мероприятиях по реализации Плана Губернатора области на 2007 - 2012 годы, утвержденных постановлением Правительства области от 30 октября 2007 года N 1452, поставлена задача повышения эффективности транспортной системы.
Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса является одним из необходимых условий стабилизации и развития экономики области, а также улучшения условий и уровня жизни населения, поэтому необходимо создавать новые инфраструктуры, повышающие конкурентоспособность экономики области.
Мероприятия по реализации указанной задачи, развитие и совершенствование транспортной сети области невозможны без решения вопроса об отводе земельных участков как для строительства новых объектов, так и для реконструкции существующих, так как для строительства новых дорог необходимо 250 кв. км земель.
Активное развитие туристского бизнеса, особенно популярность проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза", способствует проведению мероприятий по реконструкции существующих в области аэропортов.
Для реализации указанной задачи необходимо:
развивать транспортную инфраструктуру в соответствии с правилами землепользования и застройки;
учитывать необходимость резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети.
В соответствии с Соглашением о взаимодействии Правительства области и ОАО РАО "ЕЭС России" по развитию электроэнергетической системы области и обеспечению надежного электроснабжения ее потребителей предусматривается реализация инвестиционных проектов по строительству и реконструкции электроэнергетических объектов на территории области с целью предотвращения дефицита мощности и обеспечения возможности присоединения новых потребителей. Планируется строительство пяти объектов генерирующего комплекса, строительство и реконструкция более двадцати подстанций, а также более 700 километров электрических сетей. Для строительства новых объектов электроэнергетики, размещаемых на территории области, предусматривается резервирование земельных участков площадью 3 - 4 га на каждый объект.
Намеченные мероприятия по развитию энергосистемы области будут способствовать повышению надежности электроснабжения потребителей и усилению связей между ОЭС Северо-Запад и ОЭС Центр.
Последние годы на территории области активно идет строительство объектов газотранспортной системы, которая в настоящее время представляет собой 3414 км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, 5 компрессорных станций, 30 газораспределительных станций, 4041 км распределительных газовых сетей.
Для газификации 18 муниципальных районов области необходимо построить 3097.7 км газораспределительных сетей.
Следует отметить, что строительство электрических сетей, газопроводов и сопутствующей им инфраструктуры планируется осуществлять в основном на бывших землях сельскохозяйственного назначения и землях лесного фонда. Так как полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации, то задача области - обеспечить своевременность перевода земель из одной категории в другую для строительства электрических сетей и газопроводов как регионального, так и федерального значения.
Вологодская область является регионом с уникальными природными ресурсами и возможностями, поэтому государственная политика области имеет направление на сохранение существующих природных памятников и создание новых особо охраняемых природных территорий. На территории области существует уникальный природный памятник - национальный парк "Русский Север", который охватывает большую часть Кирилловского муниципального района. В настоящее время площадь существующих особо охраняемых природных территорий составляет 3.3% от всей площади области. Правительством области и органами местного самоуправления области ведется активная работа по созданию новых территорий, подлежащих особой охране, что позволит увеличить площадь особо охраняемых природных территорий до 10% от общей площади области.
Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения являются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", законом области от 19 декабря 2003 года N 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области".
На территории области земли сельскохозяйственного назначения составляют 31% от общей площади территории области и находятся в различной собственности.
Распределение земель сельскохозяйственного назначения на территории области по уровням собственности представлено в таблице 2.