Результатом реализации мероприятий областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Вологодской области" на 2008 - 2009 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания области от 7 декабря 2007 года N 1091, разработанной в рамках концепции "управление результатами", стала ориентация органов исполнительной государственной власти области на разработку четких приоритетов развития социальной сферы области, мониторинг и оценку их реализации, повышение качества предоставления государственных услуг. Реализация Концепции реструктуризации государственного сектора и повышения эффективности бюджетных расходов в Вологодской области на период до 2011 года, утвержденной постановлением Правительства области от 8 декабря 2006 года N 1230, позволила улучшить качество управления общественными финансами, усовершенствовать систему межбюджетных отношений, расширить самостоятельность участников бюджетного процесса и повысить их ответственность за результаты принимаемых решений.
В области создана система оценки потребности в государственных услугах социальной сферы и учета результатов этой оценки при формировании расходов областного бюджета, направленная на повышение информированности потребителей о качестве услуг, создание предпосылок для обеспечения единого уровня их предоставления на всей территории области. Созданы условия для оценки деятельности субъектов бюджетного планирования и подведомственных учреждений, основанной на количественных и качественных показателях результатов оказания услуг социальной сферы; организован оперативный учет задолженности учреждений социальной сферы; усовершенствована система государственных инвестиций. Внедрены объективные механизмы распределения финансовой помощи, формализована процедура предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам.
В то же время достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления региональными финансами остается ряд проблем, требующих решения. На практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и подведомственных учреждений к экономии бюджетных средств и повышению эффективности бюджетных расходов. Результаты оценки деятельности государственных учреждений области, а также оценка эффективности использования ими бюджетных средств не используются для принятия решений, касающихся распределения бюджетных ресурсов и поиска альтернативных, более эффективных способов оказания государственных услуг. Дополнительные меры должны быть приняты в сфере повышения качества и объективности планирования бюджетных ассигнований, обоснования принятия новых и оценки действующих расходных обязательств, развития системы государственного финансового контроля.
В среднесрочной перспективе приоритетным является осуществление мер, направленных на повышение эффективности распределения бюджетных средств, разграничение полномочий, адаптацию к условиям, определенным Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).
Кроме того, необходимо решить назревшие проблемы, такие как отсутствие методической базы долгосрочного бюджетного прогнозирования, четко выраженных принципов долговой политики на многолетнюю перспективу, методологии в сфере оценки эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти области. В целом эти факторы обусловлены тем, что действующая система управления обеспечивает целевое использование бюджетных средств в рамках существующей сети государственных учреждений области, но не позволяет с помощью бюджетных инструментов управлять развитием той или иной отрасли. Отсутствуют стимулы к экономии бюджетных средств и, как следствие, к повышению эффективности оказания государственных услуг.
Ключевой задачей в управлении бюджетными расходами становится повышение эффективности функционирования бюджетного сектора - повышение результативности и качества оказания государственных услуг при сохранении или меньшем объеме финансовых ресурсов. Специфика существующих проблем состоит в том, что их возникновение в значительной степени обусловлено правовыми нормами и устоявшейся практикой администрирования бюджетных расходов. В этом смысле изменения в управлении бюджетом могут произойти только посредством разработки и принятия новой нормативно-правовой базы или внесения в нее соответствующих поправок.
Стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года определяет, что бюджетная политика области должна быть направлена на обеспечение устойчивости, рост сбалансированности бюджетной системы и возможность гибко реагировать на циклические колебания рынков. Основные направления бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу - закрепление в качестве инструмента управления программного бюджета, внедрение принципов результативного управления, а также формирование резервов бюджетных средств.
Стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года не может быть реализована без принятия следующих мер по совершенствованию бюджетного процесса:
в среднесрочной перспективе - формирования долгосрочной и среднесрочной финансовой политики, в том числе разработки показателей результативности на среднесрочный период, внедрения механизма промежуточной оценки эффективности реализуемых мероприятий и разработки альтернативных вариантов достижения поставленных целей;
адаптации существующих долгосрочных и ведомственных целевых программ к приоритетам, целям и задачам Стратегии социально-экономического развития области на период до 2020 года;
повышения эффективности расходования бюджетных средств, развития программно-целевого планирования;
сокращения доли непрограммной части бюджета;
повышения эффективности реализуемых целевых программ;
внедрения оценки эффективности текущих расходов органов исполнительной государственной власти области;
внедрения системы оценки эффективности всех предоставляемых государственных услуг;
роста эффективности капитальных вложений и активного развития социального сектора;
максимально эффективного использования средств, поступающих из федерального бюджета в виде безвозмездных перечислений.