ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 года N 1009
ОБ ОДОБРЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (В ТОМ ЧИСЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ), ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________
Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития отрасли защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Вологодской области до 2020 года.
2. Комитету гражданской защиты и социальной безопасности области (А.В. Колычев) принять меры по реализации Стратегии развития отрасли защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Вологодской области до 2020 года.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области В.В. Рябишина.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля.
Справку об исполнении постановления представить к 1 апреля 2021 года.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 14 октября 2013 года N 1009
Стратегия развития отрасли защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Вологодской области до 2020 года (далее - Стратегия) основывается на принципах создания эффективной системы защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
Стратегия определяет основные цели, задачи и направления реализации государственной политики в сферах обеспечения защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее - комплексная безопасность жизнедеятельности населения области).
Стратегия содержит анализ ситуации за предшествующий период (2008 - 2012 годы), оценку состояния комплексной безопасности жизнедеятельности населения области, проблемы и возможные сценарии инновационного и инерционного развития.
Исходя из определенных Стратегией целей, задач и направлений развития комплексной безопасности жизнедеятельности населения области установлен механизм ее реализации, приведены ожидаемые результаты, на достижение которых и направлена разработанная Стратегия.
В процессе обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения области одним из важных направлений является разработка нормативной правовой базы области, соответствующей федеральному законодательству, отвечающей современным требованиям, учитывающей происходящие экономические и социальные изменения в обществе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) законы области и иные нормативные правовые акты области в сфере комплексной безопасности жизнедеятельности населения области приведены в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами.
В 2011 - 2012 годах осуществлен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов, принятых до введения обязательной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере комплексной безопасности жизнедеятельности населения области, по результатам которого актуализирована соответствующая нормативная правовая база, устранены имеющиеся коллизии, коррупциогенные факторы.
Постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года N 1220 утверждена государственная программа Вологодской области "Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области на 2013 - 2017 годы", в результате чего завершен переход к программно-целевому принципу организации деятельности в отрасли, установленный основными направлениями бюджетной и налоговой политики Вологодской области.
В результате на данный момент создана нормативная правовая база, достаточная для принятия эффективных управленческих решений по вопросам комплексной безопасности жизнедеятельности населения области.
Сфера обеспечения безопасности жизнедеятельности населения области является комплексной и включает в себя несколько направлений:
обеспечение пожарной безопасности;
снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
совершенствование гражданской обороны.
Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны и области. Обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности на объектах защиты создает условия для поддержания высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации и области. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства области, приводят к травматизму и гибели людей и являются наиболее часто возникающей и опасной из всех угроз.
Основной целью обеспечения пожарной безопасности на территории области является качественное повышение уровня защищенности населенных пунктов и населения от пожаров.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года на территории области расположено 8030 населенных пунктов, в которых проживает 1 млн. 202 тыс. 444 человека, из них городское население - 849 тыс. 853 человека (71%), сельское население - 352 тыс. 591 человек (29%).
Одним из главных показателей защищенности населенных пунктов и населения от пожаров является такой показатель, как доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, используемый для оценки результатов выполнения мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 513-р, и для оценки результатов выполнения мероприятий государственной программы Вологодской области "Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области на 2013 - 2017 годы". Для более наглядной оценки в текстовой части Стратегии применяется обратный показатель - прикрытие населенных пунктов, то есть количество населенных пунктов, находящихся в зоне 20-минутного прибытия пожарных расчетов.
В 2008 году процент прикрытия населенных пунктов области составлял 17%. С созданием в 2008 году государственного учреждения "Противопожарная служба Вологодской области" (далее - противопожарная служба области) указанный процент возрос до 54.46% (по состоянию на 1 января 2009 года), а в дальнейшем (после создания дополнительных подразделений) - до сегодняшнего уровня.
В настоящее время (по состоянию на 1 января 2013 года) прикрытие населенных пунктов области подразделениями пожарной охраны всех видов составляет 67.91% (5452 населенных пункта), прикрытие населения области составляет 97.22% (1 млн. 165 тыс. чел.).
Неприкрытыми остаются 2576 населенных пунктов (32.09%).
Защиту территории и населения Вологодской области от пожаров осуществляет группировка сил и средств, состоящая из 761 подразделения различных видов пожарной охраны, общей численностью 6643 единицы личного состава и 843 единицы техники, из них профессиональной пожарной охраны:
- 38 частей и 1 отдельный пост федеральной противопожарной службы МЧС России (1193 человека и 143 единицы техники);
- 13 частей и 92 отдельных поста противопожарной службы области (887 человек и 203 единицы техники).
В целях повышения эффективности действий по тушению пожаров и спасению людей и имущества от пожаров все подразделения пожарной охраны объединены в 1 территориальный и 7 местных гарнизонов, управление которыми осуществляется на принципах единоначалия.
С принятием Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и закона области от 6 июля 2011 года N 2560-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов добровольной пожарной охраны в Вологодской области" продолжилось развитие добровольной пожарной охраны на территории области:
в реестр общественных объединений пожарной охраны внесено 360 общественных учреждений;
в реестр добровольных пожарных внесено 9250 добровольных пожарных.
В рамках долгосрочной целевой программы развития материально-технической базы пожарных и спасательных сил на территории Вологодской области на 2009 - 2011 годы осуществлены закупки пожарно-технического вооружения, произведены многочисленные ремонты пожарной техники, приобретено 12 единиц пожарных автомобилей. Совместно с подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России регулярно проводятся пожарно-тактические и тактико-специальные учения. Проведенный комплекс организационных мероприятий дал свой эффект: начиная с 2009 года наблюдается тенденция по значительному улучшению наиболее важных показателей по обеспечению пожарной безопасности на территории области (таблица 1).
Динамика основных показателей обстановки с пожарами на территории Вологодской области за последние 5 лет
Данные о пожарах | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Количество пожаров | 1660 | 1658 | 1576 | 1429 | 1215 |
Погибло людей при пожарах | 197 | 180 | 168 | 172 | 156 |
Значительное внимание уделяется еще одной составляющей обеспечения пожарной безопасности - профилактике пожаров.
На территории области реализуется Соглашение об организации взаимодействия по профилактике пожаров на 2012 - 2014 годы, участниками которого являются заинтересованные органы власти и организации: Главное управление МЧС России по Вологодской области, Управление МВД России по Вологодской области, Департамент лесного комплекса области, Департамент образования области, противопожарная служба области, Комитет информационной политики области, а также общественные организации (ВОО ООО "ВДПО", ВРО ООО "Российский союз спасателей").
Ежегодно проводятся пожарно-профилактические операции по различным отраслям и направлениям.
В области действует План основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах на территории области, утвержденный Правительством области, который направлен в первую очередь на выполнение практических мероприятий по повышению уровня пожарной безопасности.
В 2013 году впервые на территории области организован областной конкурс "Пожарная безопасность - 2013", направленный на стимулирование обеспечения пожарной безопасности и профилактики пожаров на социально значимых объектах: учебные и медицинские учреждения, места отдыха детей, учреждения социальной защиты населения.
В целях обмена опытом между экстренными оперативными службами, анализа проблем, возникающих при обеспечении пожарной безопасности населения и территорий, в августе 2013 года в городе Вологде впервые проведена межрегиональная конференция "Организация деятельности противопожарных служб субъектов Российской Федерации", участие в которой приняли представители 10 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Конференция позволила определить наиболее типичные проблемы противопожарных служб регионов, а также пути их решения в различных вариантах.
На территории области существует угроза возникновения некоторых видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В техносфере угрозу может представлять наличие на территории области 28 химически опасных объектов, 36 крупных взрывопожароопасных объектов, 3 газопроводов, 1 нефтепровода, 29 крупных гидротехнических сооружений. Свыше 500 тыс. человек населения области проживает в зонах опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе около 460 тыс. человек - в зоне возможного химического заражения.
С учетом климатических особенностей возможно возникновение следующих чрезвычайных ситуаций природного характера:
подтопления и затопления в период прохождения весенних паводков, вызванных повышением уровней воды в водоемах вследствие таяния снега и возникновения заторов на реках Сухоне, Малая Северная Двина, Юг, а также подтопления в межсезонный или летний период при выпадении атмосферных осадков свыше 500 мм. Зоны подтопления в результате высоких уровней воды и заторных явлений могут возникнуть на территории 12 муниципальных районов области. Всего прогнозируемых зон подтопления 18. В зоны возможных подтоплений попадают 72 населенных пункта, 3344 жилых дома с населением 8420 человек. Наибольшая вероятность подтопления территорий существует в районе городов Великий Устюг и Красавино;
торфяные и лесные пожары.
Для решения вопросов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создана Вологодская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема), объединяющая органы управления области всех уровней, силы и средства органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Ежегодно проводятся мероприятия по подготовке сил и средств территориальной подсистемы к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: командно-штабные учения, тренировки, комплексные проверки муниципальных звеньев средств территориальной подсистемы.
Комплекс мер, обеспечивающих снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Вологодской области, включает в себя:
1) деятельность аварийно-спасательных служб и формирований;
2) работоспособность систем оповещения и информирования и наличие системы вызова экстренных служб через единый номер;
3) обеспечение оперативности управления силами и средствами, участвующими в ликвидации чрезвычайной ситуации.
Для непосредственной ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории области, помимо федеральных поисково-спасательных формирований, создана аварийно-спасательная служба области, включающая в себя 10 подразделений, оснащенных аварийно-спасательной техникой и оборудованием. В целях обеспечения безопасного пропуска паводковых вод в службе имеются специалисты по взрывным работам.
Дополнительно на территории области созданы и действуют 2 муниципальных аварийно-спасательных формирования в городах Вологде и Череповце, а также объектовые аварийно-спасательные формирования.
На территории области активную деятельность ведет региональное отделение общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей", в котором состоит свыше 1 тыс. человек.
Всего на территории области осуществляют деятельность по обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций 18 поисково-спасательных отрядов (295 человек и 160 единиц техники).
Дополнительно на проведение аварийно-спасательных работ аттестована часть подразделений пожарной охраны.
Созданная группировка аварийно-спасательных формирований позволяет достаточно оперативно реагировать на крупные чрезвычайные ситуации. Ежегодно сводный отряд спасателей обеспечивает безопасный пропуск паводковых вод в Великоустюгском районе, что позволяет минимизировать ущерб от подтопления территорий.