Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2013 года N 1009

ОБ ОДОБРЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (В ТОМ ЧИСЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ), ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________


Правительство области постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития отрасли защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Вологодской области до 2020 года.

2. Комитету гражданской защиты и социальной безопасности области (А.В. Колычев) принять меры по реализации Стратегии развития отрасли защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Вологодской области до 2020 года.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области В.В. Рябишина.

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля.

Справку об исполнении постановления представить к 1 апреля 2021 года.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ






Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 14 октября 2013 года N 1009

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (В ТОМ ЧИСЛЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ), ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА


 Введение


Стратегия развития отрасли защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Вологодской области до 2020 года (далее - Стратегия) основывается на принципах создания эффективной системы защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.

Стратегия определяет основные цели, задачи и направления реализации государственной политики в сферах обеспечения защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (в том числе обеспечения безопасности на водных объектах), обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее - комплексная безопасность жизнедеятельности населения области).

Стратегия содержит анализ ситуации за предшествующий период (2008 - 2012 годы), оценку состояния комплексной безопасности жизнедеятельности населения области, проблемы и возможные сценарии инновационного и инерционного развития.

Исходя из определенных Стратегией целей, задач и направлений развития комплексной безопасности жизнедеятельности населения области установлен механизм ее реализации, приведены ожидаемые результаты, на достижение которых и направлена разработанная Стратегия.


1. Анализ ситуации за предшествующий период


В процессе обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения области одним из важных направлений является разработка нормативной правовой базы области, соответствующей федеральному законодательству, отвечающей современным требованиям, учитывающей происходящие экономические и социальные изменения в обществе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) законы области и иные нормативные правовые акты области в сфере комплексной безопасности жизнедеятельности населения области приведены в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами.

В 2011 - 2012 годах осуществлен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов, принятых до введения обязательной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере комплексной безопасности жизнедеятельности населения области, по результатам которого актуализирована соответствующая нормативная правовая база, устранены имеющиеся коллизии, коррупциогенные факторы.

Постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года N 1220 утверждена государственная программа Вологодской области "Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области на 2013 - 2017 годы", в результате чего завершен переход к программно-целевому принципу организации деятельности в отрасли, установленный основными направлениями бюджетной и налоговой политики Вологодской области.

В результате на данный момент создана нормативная правовая база, достаточная для принятия эффективных управленческих решений по вопросам комплексной безопасности жизнедеятельности населения области.

Сфера обеспечения безопасности жизнедеятельности населения области является комплексной и включает в себя несколько направлений:

обеспечение пожарной безопасности;

снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

совершенствование гражданской обороны.

Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны и области. Обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности на объектах защиты создает условия для поддержания высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации и области. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства области, приводят к травматизму и гибели людей и являются наиболее часто возникающей и опасной из всех угроз.

Основной целью обеспечения пожарной безопасности на территории области является качественное повышение уровня защищенности населенных пунктов и населения от пожаров.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года на территории области расположено 8030 населенных пунктов, в которых проживает 1 млн. 202 тыс. 444 человека, из них городское население - 849 тыс. 853 человека (71%), сельское население - 352 тыс. 591 человек (29%).

Одним из главных показателей защищенности населенных пунктов и населения от пожаров является такой показатель, как доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, используемый для оценки результатов выполнения мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 513-р, и для оценки результатов выполнения мероприятий государственной программы Вологодской области "Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области на 2013 - 2017 годы". Для более наглядной оценки в текстовой части Стратегии применяется обратный показатель - прикрытие населенных пунктов, то есть количество населенных пунктов, находящихся в зоне 20-минутного прибытия пожарных расчетов.

В 2008 году процент прикрытия населенных пунктов области составлял 17%. С созданием в 2008 году государственного учреждения "Противопожарная служба Вологодской области" (далее - противопожарная служба области) указанный процент возрос до 54.46% (по состоянию на 1 января 2009 года), а в дальнейшем (после создания дополнительных подразделений) - до сегодняшнего уровня.

В настоящее время (по состоянию на 1 января 2013 года) прикрытие населенных пунктов области подразделениями пожарной охраны всех видов составляет 67.91% (5452 населенных пункта), прикрытие населения области составляет 97.22% (1 млн. 165 тыс. чел.).

Неприкрытыми остаются 2576 населенных пунктов (32.09%).

Защиту территории и населения Вологодской области от пожаров осуществляет группировка сил и средств, состоящая из 761 подразделения различных видов пожарной охраны, общей численностью 6643 единицы личного состава и 843 единицы техники, из них профессиональной пожарной охраны:

- 38 частей и 1 отдельный пост федеральной противопожарной службы МЧС России (1193 человека и 143 единицы техники);

- 13 частей и 92 отдельных поста противопожарной службы области (887 человек и 203 единицы техники).

В целях повышения эффективности действий по тушению пожаров и спасению людей и имущества от пожаров все подразделения пожарной охраны объединены в 1 территориальный и 7 местных гарнизонов, управление которыми осуществляется на принципах единоначалия.

С принятием Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и закона области от 6 июля 2011 года N 2560-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов добровольной пожарной охраны в Вологодской области" продолжилось развитие добровольной пожарной охраны на территории области:

в реестр общественных объединений пожарной охраны внесено 360 общественных учреждений;

в реестр добровольных пожарных внесено 9250 добровольных пожарных.

В рамках долгосрочной целевой программы развития материально-технической базы пожарных и спасательных сил на территории Вологодской области на 2009 - 2011 годы осуществлены закупки пожарно-технического вооружения, произведены многочисленные ремонты пожарной техники, приобретено 12 единиц пожарных автомобилей. Совместно с подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России регулярно проводятся пожарно-тактические и тактико-специальные учения. Проведенный комплекс организационных мероприятий дал свой эффект: начиная с 2009 года наблюдается тенденция по значительному улучшению наиболее важных показателей по обеспечению пожарной безопасности на территории области (таблица 1).

Таблица 1


 Динамика основных показателей обстановки с пожарами на территории Вологодской области за последние 5 лет

 Данные о пожарах     

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Количество пожаров       

 1660  

 1658  

 1576  

 1429  

 1215  

Погибло людей при пожарах

 197  

 180  

 168  

 172  

 156  


Значительное внимание уделяется еще одной составляющей обеспечения пожарной безопасности - профилактике пожаров.

На территории области реализуется Соглашение об организации взаимодействия по профилактике пожаров на 2012 - 2014 годы, участниками которого являются заинтересованные органы власти и организации: Главное управление МЧС России по Вологодской области, Управление МВД России по Вологодской области, Департамент лесного комплекса области, Департамент образования области, противопожарная служба области, Комитет информационной политики области, а также общественные организации (ВОО ООО "ВДПО", ВРО ООО "Российский союз спасателей").

Ежегодно проводятся пожарно-профилактические операции по различным отраслям и направлениям.

В области действует План основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах на территории области, утвержденный Правительством области, который направлен в первую очередь на выполнение практических мероприятий по повышению уровня пожарной безопасности.

В 2013 году впервые на территории области организован областной конкурс "Пожарная безопасность - 2013", направленный на стимулирование обеспечения пожарной безопасности и профилактики пожаров на социально значимых объектах: учебные и медицинские учреждения, места отдыха детей, учреждения социальной защиты населения.

В целях обмена опытом между экстренными оперативными службами, анализа проблем, возникающих при обеспечении пожарной безопасности населения и территорий, в августе 2013 года в городе Вологде впервые проведена межрегиональная конференция "Организация деятельности противопожарных служб субъектов Российской Федерации", участие в которой приняли представители 10 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Конференция позволила определить наиболее типичные проблемы противопожарных служб регионов, а также пути их решения в различных вариантах.

На территории области существует угроза возникновения некоторых видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В техносфере угрозу может представлять наличие на территории области 28 химически опасных объектов, 36 крупных взрывопожароопасных объектов, 3 газопроводов, 1 нефтепровода, 29 крупных гидротехнических сооружений. Свыше 500 тыс. человек населения области проживает в зонах опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе около 460 тыс. человек - в зоне возможного химического заражения.

С учетом климатических особенностей возможно возникновение следующих чрезвычайных ситуаций природного характера:

подтопления и затопления в период прохождения весенних паводков, вызванных повышением уровней воды в водоемах вследствие таяния снега и возникновения заторов на реках Сухоне, Малая Северная Двина, Юг, а также подтопления в межсезонный или летний период при выпадении атмосферных осадков свыше 500 мм. Зоны подтопления в результате высоких уровней воды и заторных явлений могут возникнуть на территории 12 муниципальных районов области. Всего прогнозируемых зон подтопления 18. В зоны возможных подтоплений попадают 72 населенных пункта, 3344 жилых дома с населением 8420 человек. Наибольшая вероятность подтопления территорий существует в районе городов Великий Устюг и Красавино;

торфяные и лесные пожары.

Для решения вопросов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создана Вологодская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема), объединяющая органы управления области всех уровней, силы и средства органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Ежегодно проводятся мероприятия по подготовке сил и средств территориальной подсистемы к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: командно-штабные учения, тренировки, комплексные проверки муниципальных звеньев средств территориальной подсистемы.

Комплекс мер, обеспечивающих снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Вологодской области, включает в себя:

1) деятельность аварийно-спасательных служб и формирований;

2) работоспособность систем оповещения и информирования и наличие системы вызова экстренных служб через единый номер;

3) обеспечение оперативности управления силами и средствами, участвующими в ликвидации чрезвычайной ситуации.

Для непосредственной ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории области, помимо федеральных поисково-спасательных формирований, создана аварийно-спасательная служба области, включающая в себя 10 подразделений, оснащенных аварийно-спасательной техникой и оборудованием. В целях обеспечения безопасного пропуска паводковых вод в службе имеются специалисты по взрывным работам.

Дополнительно на территории области созданы и действуют 2 муниципальных аварийно-спасательных формирования в городах Вологде и Череповце, а также объектовые аварийно-спасательные формирования.

На территории области активную деятельность ведет региональное отделение общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей", в котором состоит свыше 1 тыс. человек.

Всего на территории области осуществляют деятельность по обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций 18 поисково-спасательных отрядов (295 человек и 160 единиц техники).

Дополнительно на проведение аварийно-спасательных работ аттестована часть подразделений пожарной охраны.

Созданная группировка аварийно-спасательных формирований позволяет достаточно оперативно реагировать на крупные чрезвычайные ситуации. Ежегодно сводный отряд спасателей обеспечивает безопасный пропуск паводковых вод в Великоустюгском районе, что позволяет минимизировать ущерб от подтопления территорий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»