Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА


 1. Введение


1.1. Суть и назначение Концепции социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года (далее - Концепция СЭР).

Концепция СЭР разрабатывалась в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года" (далее - Стратегия СЭР-2030).

В ходе подготовки Концепции СЭР был проведен анализ реализации действующей Стратегии СЭР-2030. Предпосылки для разработки Концепции СЭР приведены в приложении 1 к Концепции СЭР. Также были систематизированы другие разработки по стратегическому развитию области, проведена серия встреч представителей различных органов исполнительной власти Ярославской области (далее - ОИВ) и общественности Ярославской области для обсуждения идей и предложений по развитию региона.

В рамках подготовки Концепции СЭР был проведен анализ текущего состояния области, ее стратегического потенциала и вызовов развития, а также последних стратегических инициатив федеральной власти (Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", материалы, посвященные проекту "Открытое Правительство" и Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, и др.). Федеральные стратегические инициативы приведены в приложении 2 к Концепции СЭР.

Концепция СЭР является базовым стратегическим документом региона. Это не законченный перечень предложений по развитию области, а первоначальный набор идей и инициатив, которые должны конкретизироваться и детализироваться до уровня конкретных мероприятий в рамках Стратегии социально-экономического развития Ярославской области (далее - Стратегия СЭР) и других стратегических документов.

На основе утверждаемой Концепции СЭР должно быть принято решение о корректировке, актуализации или пересмотре действующей Стратегии СЭР-2030, должны быть внесены соответствующие изменения в Стратегию СЭР-2030 или разработана новая Стратегия СЭР, которая должна детализировать инициативы Концепции СЭР до уровня подходов и наборов конкретных мероприятий по их реализации, включая перечень стратегических проектов для реализации, а также систему целевых показателей и стратегические политики по конкретным направлениям (сферам жизнедеятельности населения региона).

Важным результатом общественных обсуждений и работы над Стратегией СЭР должно стать создание целостной системы стратегического управления Ярославской области, которая обеспечит механизмы практической реализации Стратегии СЭР, встроив ее основные положения в повседневную деятельность органов власти, общества и бизнеса.

Актуализация Стратегии СЭР и развертывание системы стратегического управления должны осуществляться в соответствии с Положением о стратегическом планировании и контроле в ОИВ, утвержденным постановлением Правительства области от 09.02.2012 N 87-п "Об утверждении Положения о стратегическом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области", которое предполагает вовлечение и активное участие в процессе стратегического планирования всех заинтересованных в развитии области сторон.

Необходимость увязки Концепции СЭР и текущей деятельности ОИВ через создание системы стратегического управления также следует из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", в котором поставлена задача подготовить до 1 октября 2012 г. проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики (действующая версия указанного проекта опубликована Минэкономразвития 21 ноября 2011 г., проект разработан в соответствии с пунктом 4 Плана реализации мероприятий по исполнению Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 675-р "О плане мероприятий по реализации в 2011 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года").

В соответствии с постановлением Правительства области от 09.02.2012 N 87-п "Об утверждении Положения о стратегическом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области" дальнейшая работа по актуализации Стратегии СЭР и развертыванию системы стратегического управления будет построена в формате стратегических целевых команд (далее - СЦК), которые формируются из представителей региональной власти, общественности и экспертного сообщества, органов местного самоуправления муниципальных образований области. Основной задачей СЦК будет детализация Концепции СЭР в рамках актуализации Стратегии СЭР и разработка комплекса документов стратегического управления области: политик, стандартов, отраслевых, территориальных и функциональных стратегий.

1.2. Структура Концепции СЭР и ее роль в системе стратегического управления Ярославской области.

Концепция СЭР является отправной точкой в системе долгосрочного планирования и развития области. В ней должно быть сформулировано долгосрочное видение Ярославской области, отражающее общую точку зрения жителей региона, представителей бизнеса, общественного и экспертного сообществ, а также региональной и муниципальной власти на предмет того, каким они хотят видеть регион в будущем.

Одной из ключевых проблем долгосрочного планирования в российской и международной практике является декларативность стратегических документов, что достаточно часто приводит к тому, что положения подобных документов не применяются в практической деятельности, а заложенные в них идеи и инициативы так и не претворяются в жизнь. Чтобы избежать этого, в мировой практике управления выработано несколько решений:

- Концепция СЭР должна содержать не только видение перспективы развития региона, в ней должны содержаться и верхнеуровневые механизмы достижения стратегических целей, то есть из Концепции СЭР должно однозначно следовать не только описание того, какой будет Ярославская область в 2025 году, но и за счет чего этого удастся добиться;

- Концепция СЭР должна разрабатываться при активном участии всех заинтересованных в развитии области сторон: населения, региональной муниципальной власти, представителей бизнеса, общественного и экспертного сообществ. Вовлеченность в выработку долгосрочного видения позволит обеспечить сопричастность всех ключевых субъектов развития области, что в свою очередь позволит не только сфокусировать их собственные стратегии в русле общей Концепции СЭР, но и снизить возможное сопротивление изменениям в ходе ее реализации, в том числе в кризисные периоды, а также в случаях принятия сложных и не всеми поддерживаемых решений;

- должна быть выстроена полноценная система стратегического управления, в которой Концепция СЭР жестко встроена в повседневную деятельность ОИВ. Это предполагает, во-первых, разработку всех ключевых документов, регламентирующих деятельность ОИВ, в тесной взаимосвязи с Концепцией СЭР. Во-вторых, система и структура управления ОИВ должны быть нацелены на реализацию стратегических целей и задач. Для этого должна быть выстроена система управления результативностью, связывающая системы оплаты труда, оценки персональной деятельности, а также бюджетную и финансовую политики с достижением стратегических целей.

Схематично структура Концепции СЭР представлена на рисунке 1.

Рисунок 1