Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2015 года N 358


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 НОЯБРЯ 2012 ГОДА N 444 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОДДЕРЖКА ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 12.09.2019 N 520.
____________________________________________________________________

В целях исполнения подпункта "б" пункта 1 и подпункта "е" пункта 2 указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в соответствии с Законом Орловской области от 5 декабря 2014 года N 1699-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и указом Губернатора Орловской области от 22 ноября 2014 года N 448 "О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 29 ноября 2012 года N 444 "Об утверждении государственной программы "Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества" следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области - руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области В.В. Соколова.";

2) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области - руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области В.В. Соколова.


Председатель Правительства
Орловской области
В.В.ПОТОМСКИЙ





Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 3 августа 2015 года N 358

Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 29 ноября 2012 года N 444

ПАСПОРТ государственной программы Орловской области "Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества"

Наименование государственной программы

"Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества" (далее также - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области

Соисполнители Программы

Департамент внутренней политики Орловской области;
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области;
Управление труда и занятости Орловской области;
Управление информационных технологий Орловской области;
Управление по организационному обеспечению деятельности мировых судей Орловской области;
Избирательная комиссия Орловской области

Перечень подпрограмм

1. "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2013 - 2020 годы".
2. "Противодействие коррупции в Орловской области на 2013 - 2020 годы".
3. "Снижение административных барьеров и повышение эффективности предоставления государственных услуг заявителям на 2013 - 2016 годы".
4. "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Орловской области на 2013 - 2020 годы".
5. "Повышение квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Орловской области в 2013 году".
6. "Развитие мировой юстиции в Орловской области на 2013 - 2019 годы".
7. "Развитие избирательной системы, правовое обучение избирателей, профессиональная подготовка членов избирательных комиссий, других организаторов выборов, референдумов и иных участников избирательного процесса на территории Орловской области"

Цель Программы

Повышение эффективности государственного и муниципального управления в Орловской области, поддержка институтов гражданского общества

Задачи Программы

1. Снижение затрат времени и усилий, необходимых для получения заявителями государственных услуг, а также оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг в Орловской области, выражающееся:
в проведении комплексной оптимизации государственных услуг по сферам общественных отношений;
ведении Перечня государственных услуг и государственных контрольных и надзорных функций исполнительных органов государственной власти Орловской области;
дальнейшем развитии сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг (далее также - МФЦ), соответствующих установленным требованиям;
формировании системы мониторинга качества и доступности государственных услуг.
2. Создание единых и целостных современных систем государственной гражданской службы и муниципальной службы Орловской области, ориентированных на приоритеты развития Орловской области с учетом интересов населения Орловской области, направленных на результативную деятельность государственных гражданских служащих Орловской области и муниципальных служащих Орловской области по обеспечению эффективного исполнения полномочий исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, выражающихся:
в совершенствовании правового регулирования гражданской и муниципальной службы Орловской области;
обеспечении эффективной взаимосвязи гражданской и муниципальной службы Орловской области;
внедрении эффективных технологий и современных методов в кадровую работу исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области;
повышении доверия граждан к гражданской и муниципальной службе, обеспечении открытости и прозрачности гражданской и муниципальной службы;
развитии системы подготовки кадров для гражданской и муниципальной службы, дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих.
3. Снижение уровня коррупции при исполнении исполнительными органами государственной власти Орловской области государственных функций и предоставлении государственных услуг гражданам и организациям, выражающееся:
в снижении возможностей и повышении риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц;
создании условий для формирования антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции;
обеспечении взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области.
4. Повышение качества жизни жителей Орловской области, в том числе социально незащищенных категорий, в рамках участия социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также - СО НКО) в преодолении актуальных социальных проблем Орловской области, а также создании условий для реализации общественных инициатив граждан.
5. Повышение уровня теоретических знаний, совершенствование профессиональных компетенций лиц, замещающих выборные муниципальные должности Орловской области в 2013 году.
6. Создание надлежащих условий для размещения судебных участков мировых судей Орловской области.
7. Повышение уровня правовых знаний избирателей, участников референдума, совершенствование профессиональной подготовки членов избирательных комиссий, других организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, развитие избирательных технологий в Орловской области

Целевые индикаторы и показатели Программы

На момент завершения реализации Программы:
1. Количество проведенных обзоров (мониторинг) действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы государственной гражданской службы, - 9 ед.
2. Количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы - 27 ед.
3. Количество разработанных методических материалов по актуальным вопросам муниципальной службы - 6 ед.
4. Количество проведенных семинарских занятий по актуальным вопросам государственной гражданской и муниципальной службы - 11 ед.
5. Доля должностей государственной гражданской службы Орловской области, замещенных по конкурсу, от общего количества должностей государственной гражданской службы Орловской области, подлежащих замещению, - 50%.
6. Доля должностей государственной гражданской службы Орловской области, замещенных на основе назначения из кадрового резерва, от общего количества должностей государственной гражданской службы Орловской области, подлежащих замещению, - 30%.
7. Доля должностей муниципальной службы Орловской области, замещенных на основе назначения из кадрового резерва, от общего количества должностей муниципальной службы Орловской области, подлежащих замещению, - 14%.
8. Рост доверия граждан к исполнительным органам государственной власти Орловской области и органам местного самоуправления Орловской области, государственным гражданским и муниципальным служащим Орловской области - на 20% к уровню 2012 года.
9. Количество информационно-аналитических материалов в сфере развития государственной гражданской и муниципальной службы, размещенных на официальных Интернет-сайтах исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, - 10 единиц в год в одном муниципальном районе (городском округе) Орловской области.
10. Количество муниципальных служащих, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации, - 970 чел.
11. Количество государственных гражданских служащих Орловской области, получивших дополнительное профессиональное образование по антикоррупционной тематике, - 25 чел./год.
12. Отсутствие обращений граждан и организаций в исполнительные органы государственной власти Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих Орловской области.
13. Количество информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных в средствах массовой информации и на сайтах в сети Интернет исполнительных органов государственной власти Орловской области, - 55 ед.
14. Количество заседаний Координационного совета по противодействию коррупции в Орловской области - 4 в год.
15. Среднее число обращений заявителя в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области для получения одной государственной услуги - 2.
16. Отсутствие нарушения установленных сроков предоставления государственных услуг органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области.
17. Доля представителей субъектов малого и среднего бизнеса, удовлетворенных условиями ведения бизнеса в Орловской области, - 65%.
18. Степень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Орловской области - 80%.
19. Степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ, - 80%.
20. Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, - 90%.
21. Количество проведенных мониторингов качества и доступности государственных услуг - 1 ед.
22. Количество СО НКО в Орловской области, реализующих социально значимые проекты и программы, получивших государственную поддержку, - рост на 10% к уровню 2012 года.
23. Количество жителей Орловской области, в том числе из социально незащищенных категорий, охваченных социальными проектами и программами и получающих социальные услуги и помощь со стороны СО НКО, - рост на 10% к уровню 2012 года.
24. Количество работников и добровольцев, принимающих участие в реализации проектов и программ СО НКО, - рост на 10% к уровню 2012 года.
25. Объем средств, привлеченных СО НКО на реализацию социально значимых проектов и программ (за исключением субсидий из бюджета Орловской области), - рост на 10% к уровню 2012 года.
26. Количество лиц, замещающих выборные муниципальные должности Орловской области в 2013 году, прошедших повышение квалификации, - 52 человека.
27. Количество проведенных семинарских занятий и тренингов по актуальным вопросам деятельности представительных органов местного самоуправления для лиц, замещающих выборные муниципальные должности Орловской области в 2013 году, - 15 ед.
28. Количество разработанных методических материалов по актуальным вопросам деятельности лиц, замещающих выборные муниципальные должности Орловской области в 2013 году, - 3 ед.
29. Количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов для размещения судебных участков - 6 объектов.
30. Количество приобретенных объектов в собственность Орловской области для размещения судебных участков - 1 объект.
31. Количество проведенных конкурсов среди территориальных избирательных комиссий Орловской области - 2 конкурса.
32. Количество обученных организаторов и участников выборов - не менее 11500 чел.
33. Количество изготовленных и размещенных в эфире телерадиоканалов Орловской области видеороликов и аудиороликов, телепередач и радиопередач по освещению деятельности избирательной системы Орловской области - 10 единиц.
34. Количество изданных статей о деятельности избирательной системы Орловской области - 2 статьи.
35. Количество созданных информационных центров территориальных избирательных комиссий Орловской области - 10 центров.
36. Количество изданных информационно-разъяснительных материалов, направленных на ознакомление избирателей с деятельностью избирательной системы Орловской области, - 3 ед.
37. Количество проведенных мероприятий по избирательной тематике среди молодых и будущих избирателей в учреждениях, оказывающих услуги по отдыху и оздоровлению детей, и образовательных организациях - не менее 3 мероприятий.
38. Количество мероприятий, проведенных в рамках Дня молодого избирателя, - не менее 30 мероприятий.
39. Количество проведенных конкурсов среди образовательных организаций, учреждений культуры и отдельных категорий избирателей - не менее 3 конкурсов.
40. Количество проведенных социологических исследований и опросов - не менее 2 ед.

Этапы и сроки реализации Программы

2013 - 2020 годы.
Выделение этапов реализации Программы не предусматривается

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 203924,5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации Программы:
всего:
2013 - 27883,6 тыс. рублей;
2014 - 54347,9 тыс. рублей;
2015 - 47689,0 тыс. рублей;
2016 - 0,0 тыс. рублей;
2017 - 0,0 тыс. рублей;
2018 - 31269,5 тыс. рублей;
2019 - 31269,5 тыс. рублей;
2020 - 11465,0 тыс. рублей;
областной бюджет - 163742,5 тыс. рублей,
в том числе по годам реализации Программы:
2013 - 27183,6 тыс. рублей;
2014 - 33215,0 тыс. рублей;
2015 - 29339,9 тыс. рублей;
2016 - 0,0 тыс. рублей;
2017 - 0,0 тыс. рублей;
2018 - 31269,5 тыс. рублей;
2019 - 31269,5 тыс. рублей;
2020 - 11465,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 38737,0 тыс. рублей,
в том числе по годам реализации Программы:
2013 - 0,0 тыс. рублей;
2014 - 20387,9 тыс. рублей;
2015 - 18349,1 тыс. рублей;
2016 - 0,0 тыс. рублей;
2017 - 0,0 тыс. рублей;
2018 - 0,0 тыс. рублей;
2019 - 0,0 тыс. рублей;
2020 - 0,0 тыс. рублей;
местные бюджеты (прогноз) - 1445,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации Программы:
2013 - 700,0 тыс. рублей;
2014 - 745,0 тыс. рублей;
2015 - 0,0 тыс. рублей;
2016 - 0,0 тыс. рублей;
2017 - 0,0 тыс. рублей;
2018 - 0,0 тыс. рублей;
2019 - 0,0 тыс. рублей;
2020 - 0,0 тыс. рублей.
В том числе:
капитальные вложения - 101578,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации Программы:
2013 - 0,0 тыс. рублей;
2014 - 28012,8 тыс. рублей;
2015 - 33956,5 тыс. рублей;
2016 - 0,0 тыс. рублей;
2017 - 0,0 тыс. рублей;
2018 - 19804,5 тыс. рублей;
2019 - 19804,5 тыс. рублей;
2020 - 0,0 тыс. рублей;
НИОКР - 0,0 тыс. рублей;
прочие расходы - 102346,2 тыс. рублей,
в том числе по годам реализации Программы:
2013 - 27883,6 тыс. рублей;
2014 - 26335,1 тыс. рублей;
2015 - 13732,5 тыс. рублей;
2016 - 0,0 тыс. рублей;
2017 - 0,0 тыс. рублей;
2018 - 11465,0 тыс. рублей;
2019 - 11465,0 тыс. рублей;
2020 - 11465,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Усовершенствование нормативной правовой базы Орловской области по вопросам государственной гражданской и муниципальной службы.
2. Внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы.
3. Усовершенствование кадрового обеспечения процессов государственного и муниципального управления.
4. Укрепление доверия граждан к деятельности исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области.
5. Повышение профессионального уровня государственных гражданских и муниципальных служащих Орловской области.
6. Оптимизация порядка предоставления (исполнения) государственных услуг, повышение качества и доступности государственных услуг для физических и юридических лиц на территории Орловской области.
7. Снижение организационных, временных, финансовых затрат юридических лиц на преодоление административных барьеров - не менее чем на 10 процентов от уровня 2012 года.
8. Получение государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" во всех муниципальных районах, городских округах и сельских поселениях Орловской области с численностью населения более 1000 человек.
9. Создание системы мониторинга и контроля качества предоставления государственных услуг на территории Орловской области.
10. Снижение вероятности совершения коррупционных правонарушений государственными гражданскими служащими при предоставлении государственных услуг (исполнении государственных функций).
11. Обеспечение своевременного получения информации органами исполнительной государственной власти Орловской области о фактах коррупционных проявлений.
12. Рост общественной нетерпимости к фактам коррупционных проявлений.
13. Повышение эффективности межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции.
14. Увеличение количества СО НКО в Орловской области, реализующих социально значимые проекты и программы, получивших государственную поддержку.
15. Увеличение количества жителей Орловской области, в том числе из социально незащищенных категорий, охваченных социальными проектами и программами и получающих социальные услуги и помощь со стороны СО НКО.
16. Увеличение количества работников и добровольцев, принимающих участие в реализации проектов и программ СО НКО.
17. Увеличение объема средств, привлеченных СО НКО на реализацию социально значимых проектов и программ (за исключением субсидий из бюджета Орловской области).
18. Увеличение количества представителей действующих на территории Орловской области СО НКО, получивших консультационные услуги и прошедших обучение формам и методам работы по оказанию социальных услуг, разработке и реализации социальных проектов.
19. Снижение уровня социальной напряженности за счет активного участия СО НКО в решении социальных проблем в Орловской области.
20. Расширение спектра возможностей для реализации гражданами общественных инициатив.
21. Повышение профессионального уровня лиц, замещающих выборные муниципальные должности Орловской области.
22. Укрепление доверия граждан к деятельности представительных органов местного самоуправления Орловской области.
23. Развитие системы повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности Орловской области.
24. Повышение уровня обеспеченности мировых судей Орловской области зданиями и помещениями с надлежащими условиями для их деятельности.
25. Повышение уровня общей профессиональной компетентности и правовой культуры не менее 11500 организаторов и иных участников избирательного процесса.
26. Повышение электоральной активности граждан в период подготовки и проведения выборов и референдумов на территории Орловской области.
27. Формирование информационного пространства для развития правовой культуры избирателей на территории 10 муниципальных районов (городских округов) Орловской области.
28. Формирование в среде избирателей разного возраста активной жизненной позиции и рост участия молодых избирателей в выборах

I. Общая характеристика сферы реализации Программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

С принятием федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственной гражданской службе"), от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" были созданы основы единой системы государственной гражданской службы и муниципальной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.

Продолжается внедрение современных кадровых технологий на государственной гражданской службе, в частности, назначение на вакантные должности государственной гражданской службы Орловской области, подлежащие в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе" конкурсному замещению, производится через процедуры конкурсного отбора. В 2008 году в Орловской области по результатам конкурсов назначено 107 гражданских служащих, в 2009 году - 64 человека, в 2010 году - 102 человека, в 2011 году - 83 человека.

Ведется работа по формированию кадрового резерва в Орловской области. По итогам проводимых в исполнительных органах государственной власти Орловской области конкурсов на включение в кадровый резерв в 2009 году в кадровые резервы исполнительных органов государственной власти Орловской области были включены 14 человек, 2 из них были назначены на должность гражданской службы. В 2010 году в соответствующие кадровые резервы был включен 71 человек, 14 человек уже назначены на должности государственной гражданской службы из резерва. По состоянию на 1 января 2011 года в кадровые резервы органов местного самоуправления Орловской области включены 1109 человек, назначены на должности из кадрового резерва 78 человек.

Несмотря на это, как на государственной гражданской, так и на муниципальной службе недостаточно используется назначение на вакантные должности из кадрового резерва.

Отсутствует взаимосвязь между программами подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих.

Имеющиеся в распоряжении исполнительных органов государственной власти Орловской области сведения об организации муниципальной службы носят разрозненный и отрывочный характер и не позволяют составить полную картину существующего положения и динамики развития муниципальной службы.

Кроме того, требует решения еще ряд проблем.

В муниципальных образованиях Орловской области недостаточно внимания уделяется вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. За последние 3 года прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 546 муниципальных служащих, или 25% от общего числа муниципальных служащих Орловской области (данные на 1 января 2011 года).

Лишь в 5 из 27 городских округов Орловской области и муниципальных районов Орловской области приняты муниципальные программы развития муниципальной службы.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", к числу основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности отнесен сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью. Рост коррупции в России - один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. По материалам Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященным коррупции в российском обществе, в 2011 году более 70% россиян отмечали "высокую" или "очень высокую" степень распространения коррупции в обществе. Менее 1% респондентов посчитали, что коррупции нет совсем.

Наиболее коррумпированные сферы: жилищно-коммунальная, здравоохранение, образование, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы, военкоматы, суды. Распространенные ситуации, в которых рядовой гражданин чаще всего даст взятку: сбор штрафов и иных платежей; выдача разрешений на занятие различными видами деятельности; разрешение на строительство и наделение земельными участками; "контроль" со стороны государственных служб, от которого в основном страдает малый бизнес.

Одной из сфер, требующих постоянного внедрения и совершенствования антикоррупционных правовых средств, является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1% ВВП из-за коррупции в сфере размещения государственного заказа, что ведет к увеличению бюджетных расходов и, как следствие, нарастанию социальной напряженности, недостатку государственных инвестиций и прочим негативным факторам.

Необходимость решения проблемы высокого уровня коррупции в Российской Федерации сегодня является одним из приоритетов государственной политики, что подтверждается ее включением в основополагающие директивные программные документы.

Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года констатируется, что действие структурных ограничений социально-экономического развития нашей страны усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, к числу которых отнесены высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции. Там же определено, что одним из принципов перехода к инновационному социально ориентированному развитию государства в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности должно стать снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции. Подтверждением первостепенности указанной проблемы является и то, что согласно данной Концепции уже на первом этапе инновационного развития российской экономики в числе приоритетов социальной и экономической политики названы создание эффективного государства, снижение уровня коррупции.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" впервые на законодательном уровне определено понятие коррупции, установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе основы деятельности органов местного самоуправления по противодействию коррупции.

В Орловской области принят Закон Орловской области от 10 апреля 2009 года N 893-ОЗ "О противодействии коррупции в Орловской области", который направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, обеспечение надлежащей работы государственных органов Орловской области путем проведения последовательной и системной деятельности, связанной с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.

В целях создания институциональной основы для координации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления Орловской области в сфере борьбы с коррупцией указом Губернатора Орловской области от 9 марта 2010 года N 60 "О мерах по противодействию коррупции в Орловской области" утверждены состав и Положение о Координационном совете по противодействию коррупции в Орловской области.

Одной из самых острых проблем нашей страны остается повышение уровня доверия населения к власти. Реформирование органов власти является одним из важнейших инструментов для решения этой проблемы. Административная реформа направлена на повышение эффективности государственного управления на основе строгого соблюдения государственными служащими законности предоставления качественных публичных услуг населению, обеспечения права граждан на объективную информацию.

Попытка перенести западный опыт и понимание эффективности работы государственного управления на российскую почву позитивна, но уже следует выделить отдельные проблемы, характерные, в том числе, и для Орловской области:

1) оценка эффективности реализации мероприятий административной реформы предполагает сохранение явно определенной вертикальной структуры управления, которая обеспечит постоянство целевых и ценностных установок факторов системы государственного управления;

2) в системе мониторинга эффективности реформирования государственного управления показатели, предполагаемые для оценки использования более проработанных моделей принятия решений, применяются для оценки моделей принятия решений начального уровня.

Необходимо разработать комплексную трактовку эффективности государственного управления, минимизирующую риск дальнейшего расширения бюрократических схем управления.

Центральным понятием модели может стать именно эффективность государственного управления, которая разворачивается как движущая сила развития управления, учитывающая изменчивость целей и ценностей, чувствительная к инкрементальным воздействиям внешней и внутренней среды, имеющая развитой механизм взаимодействия с управляемым социумом как в вертикальной плоскости, так и горизонтальной.

В рамках Программы будет заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Орловской области, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.

В Орловской области на 1 января 2011 года зарегистрировано 803 некоммерческих организации и общественных объединения (на 1 января 2010 года - 898). То есть количество зарегистрированных некоммерческих организаций и общественных объединений сократилось за год на 95 единиц, или на 10,6%.

Вместе с тем в Орловской области наблюдается увеличение количества жителей, нуждающихся в социальной поддержке, в том числе со стороны СО НКО.

По данным на 1 января 2011 года в Орловской области проживало 3162 ребенка, оставшегося без попечения родителей. Из них 1955 находятся на воспитании в семьях: под опекой (попечительством) - 1688 детей, 267 - в приемных семьях. 2771 ребенок проживает в 1669 семьях, которые не обеспечивают надлежащего воспитания, содержания и обучения детей. Подростками в 2010 году совершено 346 преступлений. 288 подростков, совершивших преступления в 2010 году, входят в социальную группу риска.

На территории Орловской области проживают 812,5 тыс. человек, из них 200,4 тыс. человек старше трудоспособного возраста (24,7%), в том числе 123,9 тыс. человек проживают в городской местности и 76,5 тыс. человек - в сельской местности.

В Орловской области наблюдается устойчивая тенденция роста числа граждан пожилого возраста: 2008 год - 196,7 тыс. человек, 2009 год - 198 тыс. человек, 2010 год - 200,1 тыс. человек, в том числе более 12% составляют жители в возрасте 70 лет и старше. Возрастает потребность граждан пожилого возраста в получении социальных услуг.

Таким образом, на фоне сокращения количества некоммерческих организаций и общественных объединений в Орловской области увеличивается группа социально незащищенных жителей Орловской области, нуждающихся в социальных услугах и социальной помощи, которые могут быть оказаны в том числе СО НКО.

Характерными чертами социально-экономического положения значительной части пожилых людей являются неустойчивое материальное положение, неспособность самостоятельно решить проблемы улучшения собственных жилищно-бытовых условий, низкая социальная активность, связанная с особенностью физического состояния, неудовлетворительным состоянием здоровья. Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.

Потребность в различных видах социального обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей, более 30% нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Количество обращающихся за социальной помощью пожилых граждан ежегодно увеличивается.

По состоянию на 1 июля 2011 года в Орловской области проживают 76550 инвалидов, из них 2234 человека - дети-инвалиды. 1071 человек имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и передвигается с помощью кресел-колясок.

В ежегодных докладах о состоянии гражданского общества в Орловской области, составляемых Общественной палатой Орловской области, приводится множество примеров значимой общественно полезной деятельности СО НКО.

В докладе о состоянии гражданского общества в Орловской области за 2010 год говорится о большой роли общественных организаций, объединяющих ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов Афганистана, локальных конфликтов, чернобыльцев, в решении социальных проблем ветеранов и семей погибших в локальных войнах. Имеются положительные примеры деятельности СО НКО в молодежном движении, просвещении и воспитании подростков, сферах здравоохранения и профилактики здорового образа жизни, природоохранной деятельности.

Своим реальным трудом СО НКО стремятся оказать помощь в решении важнейших задач социальной модернизации Орловской области. Исходя из общей оценки состояния и уровня развития институтов гражданского общества в Орловской области можно сделать вывод о целесообразности использования потенциала СО НКО как неотъемлемой и наиболее структурированной части гражданского общества в работе по решению социальных проблем Орловской области.

Однако в развитии СО НКО Орловской области имеется целый комплекс проблем, требующих безотлагательного решения, в том числе программными методами. Об этом представители некоммерческих организаций и общественных объединений неоднократно говорили в рамках форума общественных объединений Орловской области "Гражданский диалог", на заседаниях Совета и общественных слушаниях Общественной палаты Орловской области.

СО НКО, действующие на территории Орловской области, имеют слабую материальную базу. Некоторые не имеют телефонной связи, оргтехники. Нет средств на приобретение литературы, компьютеров, программного обеспечения, расходных материалов, аренду помещений. У работников многих СО НКО отсутствуют знания и навыки разработки социальных проектов, привлечения финансовых средств, составления заявок на получение бюджетных субсидий и грантов.

СО НКО нуждаются в имущественной, финансовой, информационной, консультативной, образовательной поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

В настоящее время на уровне Орловской области осуществляется актуализация нормативно-правовой базы, необходимой для повышения эффективности деятельности СО НКО через оказание им государственной поддержки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»