Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2015 года N 313-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 22.12.2014 N 689-П

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 28.12.2016 N 587-п.
____________________________________________________________________


В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 689-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления информационной политики" до 2020 года" внести следующие изменения:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ

     


Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 20 июля 2015 года N 313-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ" ДО 2020 ГОДА

Государственный заказчик программы - Департамент информационной политики Тюменской области


г. Тюмень, 2015

Паспорт государственной программы Тюменской области "основные направления информационной политики" до 2020 года

Дата и номер принятия правового акта о разработке программы

Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 698-рп "О разработке прогноза социально-экономического развития области и проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

Дата и номер нормативного правового акта об утверждении программы

Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 689-п

Государственный заказчик программы

Департамент информационной политики Тюменской области

Разработчик программы

Департамент информационной политики Тюменской области

Цели программы

1. Обеспечение гарантий реализации конституционного права граждан, проживающих в Тюменской области, на получение полной, своевременной и объективной информации через средства массовой информации. 2. Обеспечение доступа населения Тюменской области к качественным и современным телекоммуникационным услугам.

Задачи программы

Повышение информированности населения о жизни области и страны. Создание условий для обеспечения доступа населения к социально значимой информации. Обеспечение обратной связи с населением путем проведения социологических исследований и мониторинга СМИ. Обеспечение жителей сельских населенных пунктов качественной и доступной телефонной связью, отвечающей современным требованиям.

Сроки реализации программы

2015 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования программы

Областной бюджет: Всего - 2 155 530,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 г. - 533 341,8 тыс. руб. 2016 г. - 323 253,0 тыс. руб. 2017 г. - 324 734,0 тыс. руб. 2018 г. - 324 734,0 тыс. руб. 2019 г. - 324 734,0 тыс. руб. 2020 г. - 324 734,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Удовлетворенность населения информационной открытостью органов исполнительной власти Тюменской области - 60 - 68% Уровень цифровизации автоматических станций в сельской местности Тюменской области (без АО) - 79,4%.

1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Тюменской области

С 2006 года реализация основных направлений информационной политики области осуществляется в рамках областной целевой программы "Основные направления информационной политики", для ее выполнения определены две цели:

1. "Обеспечение гарантий реализации конституционного права граждан, проживающих в Тюменской области, на получение полной, своевременной и объективной информации через средства массовой информации".

2. "Обеспечение доступа населения Тюменской области к качественным и современным телекоммуникационным услугам".

Цель "Обеспечение гарантий реализации конституционного права граждан, проживающих в Тюменской области, на получение полной, своевременной и объективной информации через средства массовой информации".

Средства массовой информации в равной степени являются важной составляющей как политической системы нашего общества, так и сектором рыночной экономики. Одна из ключевых ролей принадлежит СМИ в развитии гражданского общества, становлении России как демократического и социального государства.

Если в общей сбалансированной системе экономики средства массовой информации составляют небольшой сегмент, то их значение и активное влияние на экономическую жизнь региона являются очень важными факторами.

СМИ принимают самое деятельное участие в решении задач по модернизации, созданию инновационной сферы, энергоэффективности, формированию экономического имиджа Тюменской области.

Развитие и изменения отрасли "Средства массовой информации" в Тюменской области отражаются в динамике по ряду ведомственных и статистических показателей. Так, согласно данным Роскомнадзора, в 2006 году в Тюменской области (без АО) было зарегистрировано 477 средств массовой информации, на 01.01.2015 зарегистрировано 601 СМИ.

Динамика количества зарегистрированных средств массовой информации в Тюменской области в период 1990 года и с 2006 по 01.01.2015



Следует отметить, что количество зарегистрированных газет, журналов, информационных агентств и телерадиокомпаний не совпадает с числом реально действующих. Некоторые СМИ, получившие государственную регистрацию, так и не начали работать. Другие, начав работу, впоследствии приостановили или прекратили свою практическую деятельность, но формально сохранили свидетельства о регистрации СМИ.

Распределение средств массовой информации по видам в общем количестве в Тюменской области (без АО) по состоянию на 01.01.2015 выглядит следующим образом: 376 - печатные СМИ, 25 - иные печатные СМИ, 168 - теле- и радиоканалы (программы), 23 - информационные агентства, 9 - иные электронные периодические СМИ.

По формам распространения средства массовой информации в области (без АО) распределяются следующим образом:


За последние годы отмечается тенденция к сокращению количества печатных СМИ и увеличению числа теле- и радиоканалов, сетевых изданий и информационных агентств.

Из приведенных данных видно, что в количественном отношении наибольшая доля приходится на периодические печатные издания, несмотря на то, что сохраняется общая тенденция падения тиражей газет и журналов.

Стремятся сохранить тираж и удовлетворить спрос, в первую очередь, общественно-политические газеты - "Тюменская область сегодня" (разовый тираж - 54,8 тыс. экз.), "Тюменские известия" (разовый тираж - 3,8 тыс. экз.), "Тюменская правда" (разовый тираж - 6,1 тыс. экз.), 23 районные (городские) газеты и областная газета "Янарыш" (совокупный разовый тираж 24-х газет - 77,6 тыс. экз.).

В последние годы положительную динамику развития показывает журнальный рынок, появляются его новые особенности - издание качественных "глянцевых" журналов, соответствующих мировым стандартам.

Динамично развивающимися сегментами регионального медийного рынка в настоящее время являются телевидение, радиовещание и сетевые издания. По данным социологических исследований, телевидение является основным источником информации для 83% населения. На второе место по популярности вышел Интернет - им пользуются 46% респондентов. Третье место по результатам опросов поделили радио и печатные издания - 41%.

В Тюменской области (без АО) в настоящее время свою действуют редакции 9 районных радиоканалов и 7 районных теле- и радиоканалов. В 2012 году создана и начала функционировать редакция телеканала в Упоровском районе. Дальнейшая работа по развитию местных телестудий должна быть продолжена, при этом особое внимание необходимо уделить альтернативным способам распространения их продукции.

В 2010 году с целью последующего включения регионального телеканала в цифровой пакет телевизионных программ принято решение и проведены мероприятия по созданию в Тюменской области телеканала собственного программирования. С 1 февраля 2011 года телеканал собственного программирования осуществляет вещание в аналоговом формате на территории Тюменской области (без АО) и в сети кабельного ТВ в городе Тюмени.

На современном этапе стремительное развитие получают различные формы распространения информации в сети Интернет. Важную роль в информировании жителей области играет официальный портал органов государственной власти Тюменской области. На главной странице портала, который зарегистрирован как средство массовой информации, размещается оперативная информация о принимаемых органами власти решениях, через портал проходят антикоррупционную экспертизу проекты постановлений, распоряжений и иных нормативных правовых актов областного Правительства.

Создан и активно работает видеоблог Губернатора области. За период работы ресурса зафиксировано свыше 157000 посещений, пользователями оставлено более 6000 комментариев. За период с января по декабрь 2014 года зафиксировано 53058 посещений, оставлено 1200 комментариев. В режиме он-лайн обсуждаются важнейшие вопросы развития региона, насущные проблемы, волнующие людей, ход реализации областных программ.

Еще один из позитивных примеров - это работа объединенного портала тюменских СМИ "Тюмень Медиа". Он дает возможность познакомиться с новыми выпусками городских и районных изданий практически в день выхода, посмотреть и послушать выпуски местных теле- и радиоканалов, поработать с архивом. На портале "Тюмень Медиа" представлены все основные общественно-политические СМИ региона и его ежедневно посещает в среднем две с половиной тысячи потребителей информации.

По данным отчетов о распределении учредителей СМИ по формам собственности, за последние годы прослеживается тенденция сокращения доли государственных СМИ в общем количестве зарегистрированных СМИ.

Если в 1990 году все действующие СМИ были учреждены органами государственной власти или государственными учреждениями, то на 01.01.2015 зарегистрировано 521 частное СМИ, 66 государственных СМИ и 14 муниципальных СМИ.


Структура СМИ Тюменской области (без АО) на 01.01.2015 по формам собственности (единиц, %)


Объективный процесс снижения доли государственных СМИ в общем объеме СМИ имеет ряд негативных информационных последствий для населения области. Частные и корпоративные СМИ не заинтересованы в подготовке и размещении информационных и аналитических материалов о наиболее важных вопросах развития области, деятельности органов государственной власти, актуальным для населения области социальным, политическим и экономическим проблемам. В итоге снижается информированность граждан о жизни страны и области, падает доверие к печатным и электронным СМИ.

В последние годы в области идет процесс объединения редакций средств массовой информации в медиахолдинги, которые включают в свою структуру различные средства массовой информации.

Структура медиахолдингов

                            ┌═════════════‰
                            │Медиахолдинги│
                            └══════┬══════…
                   ┌═══════════════┼════════════════‰
   ┌═══════════════┴═‰ ┌═══════════┴══════════════‰┌┴══════════════‰
   │ ОАО "Тюменский  │ │   Управляющая компания   ││ ГУП ТО "ТРИА" │
   │Издательский Дом"│ │   ЗАО "Сибинформбюро"    ││               │
   └══════════════┬══… │АНО "ТРК Тюменское время" │└┬══════════════…
                  │    └══════════┬═══════════════… │
┌════════════════‰│┌═════════════‰│┌═══════════════‰│┌════════════════════‰
│     Журнал     │││Телепрограмма├┼┤Радиопрограмма │├┤ Информ. агентство  │
│   "Сибирское   ├┤│   "Ладья"   │││  "Диполь FM"  │││  "Тюменская линия" │
│   богатство"   ││└═════════════…│└═══════════════…│└════════════════════…
└════════════════…│┌═════════════‰│┌═══════════════‰│┌════════════════════‰
                  ││Телепрограмма├┼┤ Газета "Вслух │├┤ Информ. агентство  │
┌════════════════‰││"Студия ТРТР"│││   о главном"  │││"Тюменский меридиан"│
│    Альманах    ├┤└═════════════…│└═══════════════…│└════════════════════…
│ "Врата Сибири" ││┌═════════════‰│┌═══════════════‰│┌════════════════════‰
└════════════════…││Телепрограмма│││Интернет-газета│├┤ Информ. агентство  │
┌════════════════‰││ "Тюменское  ├┼┤   "Вслух.Ру"  │││   "Тюмень Медиа"   │
│     Газета     │││    время"   ││└═══════════════…│└════════════════════…
│   "Тюменские   ├┤└═════════════…│                 │┌════════════════════‰
│    непоседы"   ││┌═════════════‰│                 ├┤  Журнал "Дождь"    │
└════════════════…││Телепрограмма││                 │└════════════════════…
┌════════════════‰││  "ТТТ - 23  ├…                 │┌════════════════════‰
│  Журнал "Мир   │││    канал"   │                  ││  Журнал "Налоги.   │
│национальностей"├…└═════════════…                  └┤     Инвестиции.    │
└════════════════…                                   │      Капитал"      │
                                                     └════════════════════…


На примере районных СМИ виден успешный опыт деятельности редакций печатных и электронных средств массовой информации в составе единых информационно-издательских центров.

Развитие медиахолдингов позволяет формировать территориальные центры создания информационного контента с последующим его распространением в востребованных форматах по существующим каналам доставки (газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, сетевые издания, информационные агентства).

В ведении департамента информационной политики Тюменской области находятся 27 учрежденных департаментом печатных СМИ: газеты "Тюменская область сегодня", "Тюменская правда", областная газета на татарском языке "Янарыш", 23 районные (городские) газеты; журнал "Налоги. Инвестиции. Капитал". Кроме того, в области издается "Парламентская газета "Тюменские известия", учрежденная Думами трех субъектов РФ (Тюменская область, ХМАО - Югра, ЯНАО). Среднесписочная численность работающих в СМИ, учрежденных органами исполнительной и законодательной власти, на 01.01.2015 составила 514 человек.

В области сложилась и достаточно эффективно действует система обратной связи с населением и общественной экспертизы принимаемых органами государственной власти решений по дальнейшему развитию региона. Существенную роль в этом играют средства массовой информации, сотрудничество с которыми строится на равноправных партнерских отношениях. Немаловажно, что это позволяет определить и вовремя среагировать на возникающие точки социального напряжения, разъяснить каким образом будут решены те или иные проблемные вопросы. В прессе публикуются мнения депутатов, членов Гражданского форума Тюменской области, представителей политических, общественных и профессиональных объединений.

Динамика изменения показателя "Удовлетворенность населения информационной открытостью органов исполнительной власти Тюменской области (процент от числа опрошенных)" отражена на диаграмме:



Расчет показателя проводится, исходя из развитости коммуникационной инфраструктуры и доступности различных источников информации для населения.

В целях обеспечения конституционного права жителей области на получение оперативной информации о деятельности органов государственной власти Тюменской области и местного самоуправления, общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни области оказывается государственная поддержка региональных и местных средств массовой информации Тюменской области.

За счет средств областного бюджета:

- оказывается государственная поддержка на выпуск 22 районных и городских газет, областной газеты на татарском языке "Янарыш", 7 теле- и радиоканалов и 9 радиоканалов, 4 периодических изданий, учрежденных органами государственной власти, и более чем 40 негосударственным организациям - издателям и производителям, обеспечивающим выпуск средств массовой информации, прошедших конкурсный отбор и рекомендованных областной комиссией по СМИ на получение государственной поддержки;

- проводится конкурс на соискание гранта Губернатора Тюменской области для поддержки творческих проектов в сфере средств массовой информации;

- осуществляется размещение и финансирование государственного заказа на оказание информационных услуг по освещению вопросов социально-экономического развития Тюменской области, опубликование официальной информации;

- осуществляется финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГАУ на оказание услуг по информированию населения области о наиболее значимых событиях в жизни области и страны посредством размещения информации в СМИ, в сети Интернет и другими способами распространения информации, а также услуг по проведению социологических исследований и мониторингов СМИ;

- проводятся мероприятия в области развития информационной сферы.

Сегодня многие из мероприятий, организуемых при активном участии Союза журналистов Тюменской области, Тюменского регионального отделения Медиа-Союза, перешагнули региональные границы: фестиваль "Тюменская пресса"; конкурс-фестиваль "Православие и СМИ", фестиваль детских радиопрограмм "Птенец", конкурс репортажной фотографии имени Александра Ефремова.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»