ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2015 года N 483
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.09.2013 N 585
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РО от 15.10.2018 N 639, вступающего в силу со дня официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________
В целях приведения в соответствие с Областным законом от 25.12.2014 N 283-ЗС "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" государственной программы Ростовской области "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 585, Правительство Ростовской области постановляет:
1. Внести в приложение N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 585 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Доступная среда" изменения согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бондарева С.Б.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
министерство труда
и социального развития
Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 30.07.2015 N 483
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.09.2013 N 585 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"
1. Подраздел "Ресурсное обеспечение государственной программы" раздела "Паспорт государственной программы Ростовской области "Доступная среда" изложить в редакции:
"Ресурсное обеспечение государственной программы | - | общий объем финансирования государственной программы составляет 736295,3 тыс. рублей, в том числе: |
2. Раздел 1 изложить в редакции:
"Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В связи с ратификацией в мае 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 проблема создания в Российской Федерации общества равных возможностей приобрела особую актуальность, поэтому создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики Российской Федерации, в том числе и Ростовской области.
Анализ статистических данных по Ростовской области за несколько предшествующих лет позволил выявить тенденцию к уменьшению числа инвалидов. По состоянию на 1 января 2014 г. в Ростовской области проживает 357,5 тысячи инвалидов, что составляет 8,4 процента населения, в том числе 11,2 тысячи инвалидов по зрению, 20,5 тысячи инвалидов-колясочников, 4,8 тысячи инвалидов по слуху, 11,1 тысячи детей-инвалидов (1,5 процента от общего числа детского населения области).
С целью выявления обеспечения доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями в 2013 году минтрудом Ростовской области совместно с общественными организациями инвалидов проведен социологический опрос на тему соблюдения в области положений Конвенции ООН о правах инвалидов и требований действующего законодательства. Из 1000 опрошенных - 68 процентов респондентов считают, что в Ростовской области выполняются положения международной Конвенции ООН.
Положительная оценка доступности объектов и услуг дана инвалидами по четырем направлениям и сферам: социальное обслуживание, включая пенсионное обеспечение; информационные и коммуникационные службы и связь; бытовое и торговое обслуживание, включая общественное питание; административные здания.
По результатам опроса неблагоприятными сферами признаны: культурно-зрелищные объекты, включая места отдыха, общественный транспорт, жилые дома, междугородный транспорт, вузы, инженерные устройства (лифты, подъемники), дороги, спорт, включая туризм.
Для обеспечения комплексного подхода в решении вопросов доступности объектов социальной и транспортной инфраструктур, предоставления услуг в Ростовской области и в соответствии с Методикой паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность, разработанной Минтруда России, в Ростовской области в течение 2013 года проводилась работа по паспортизации.
Мероприятие по проведению паспортизации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов; формирование карт доступности объектов и услуг реализовано в рамках Областной долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2011-2014 годы", утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 15.09.2010 N 184.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 07.02.2013 N 56 "Об организации работы по паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью обеспечения доступности для инвалидов":
во всех 55 муниципальных образованиях области созданы комиссии по обследованию объектов и экспертной оценке состояния их доступности с привлечением представителей социальной защиты населения, здравоохранения, культуры, образования, спорта, архитектуры и градостроительства, общественных организаций инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
сформированы карты доступности объектов и услуг на информационном портале государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы "Жить вместе" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://zhit-vmeste.ru).
Перечни социально значимых объектов, подлежащих паспортизации и впоследствии дооборудованию в первоочередном порядке, определены общественными организациями Ростовской области.
В результате обследовано 2315 социально значимых объектов (304 областных и 2011 - муниципальных) и выявлено что:
доступны полностью всем категориям инвалидов 100 объектов или 4,3 процента;
частично доступны - 1874 объекта или 81 процент;
недоступны - 341 объект или 14,7 процента от обследованных.
Данные обследования позволяют сделать вывод, что большая часть социально значимых объектов являются недоступными для инвалидов и других маломобильных групп населения: отсутствуют пандусы, перила, поручни, световые указатели, информационные табло, указатели с речевым сопровождением, тактильные плитки, лифт либо стационарный подъемник на 2-й и другие этажи внутри зданий, нет специализированных санузлов для инвалидов и так далее.
Одними из основных мероприятий Областной долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2011-2014 годы" (далее - ОДЦП "Доступная среда") являлись:
обеспечение инвалидов дополнительными техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень (приобретаются дорогостоящие средства реабилитации: для инвалидов-колясочников - динамические параподиумы, гидравлические и электрические подъемники, медицинские кровати; для инвалидов по зрению - "говорящие" ноутбуки и смартфоны, для инвалидов по слуху - ноутбуки);
обеспечение информационной доступности инвалидов по слуху: предоставляются дополнительные услуги по сурдопереводу, услуги в диспетчерском центре, профессиональное обучение сурдопереводчиков на базе "Донского педагогического колледжа", сурдоперевод итоговых информационных программ на областных телеканалах.
Государственные услуги населению в сфере социальной защиты населения предоставляются в 88 учреждениях, в числе которых 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних с приютами, 7 социальных приютов для детей и подростков, 6 центров социальной помощи семье и детям, 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр психолого-педагогической помощи семье и детям, социальный приют, 3 детских дома-интерната, 14 психоневрологических домов-интернатов, 19 домов-интернатов общего типа. В данных учреждениях ежегодно предоставляются государственные услуги более чем 9000 инвалидов и социально незащищенных граждан.
В сфере социального обслуживания населения в Ростовской области проводится работа по формированию безбарьерной среды для граждан пожилого возраста для доступа к информации, общению в электронной форме; повышению доступности социальных услуг для инвалидов. Вместе с тем данные мероприятия не позволяют в полной мере решить проблему доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп. К основным проблемам в сфере социальной защиты населения относятся:
низкий уровень оснащенности учреждений социального обслуживания элементами безбарьерной среды, обеспечивающими доступность зданий, и, соответственно, услуг, предоставляемых в данных зданиях;
недостаточная укомплектованность учреждений социального обслуживания предметами пользования, отвечающими требованиям универсального дизайна, предназначенными для обучения инвалидов навыкам самообслуживания.
Одной из проблем, с которой сталкиваются инвалиды, проживающие в Ростовской области, является неприспособленность общественного пассажирского транспорта для маломобильных групп населения.
В области практически отсутствует низкопольный транспорт для пользования инвалидами-колясочниками и другими маломобильными категориями граждан. Наземный подвижной состав городского транспорта в крупных городах Ростовской области представлен автомобильным и электротранспортом; в сельских поселениях области - автомобильным транспортом.
На многих маршрутах автоматически объявляются остановки посредством "бегущей строки" и автоответчика, что позволяет без посторонней помощи пользоваться транспортом инвалидам по зрению и по слуху. В крупных городах и населенных пунктах Ростовской области светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, оснащены звуковыми сигналами. Требуют адаптации пешеходные пути (понижение бордюров, оборудование приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственное и безопасное передвижение инвалидов и других маломобильных групп населения).
Обеспечение доступности учреждений культуры и информационного пространства имеет важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов.
В целях обеспечения доступности участия в культурной жизни общества, в муниципальных образованиях действуют 1296 культурно-досуговых клубов для граждан пожилого возраста и инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Всего в деятельность досуговых клубов вовлечено 1089 инвалидов, проживающих в сельских поселениях. Государственными областными музеями для людей с инвалидностью проводятся музыкальные, творческие вечера, выставки работ и выездные мероприятия.
Кроме того, организовано библиотечное обслуживание для инвалидов по зрению в 24 библиотечных пунктах области. Изготовлены и установлены пандусы и подъемники в 24 областных учреждениях культуры, организован программно-методический цикл "Шаги навстречу", приобретена специализированная техника для инвалидов по зрению в Ростовской областной библиотеке для слепых, созданы условия для организации доступа маломобильных групп населения в "Археологическом музее-заповеднике "Танаис".
Также с 2011 года в Ростовской области реализуются мероприятия по модернизации общего образования, обеспечивающие равную доступность и современное качество учебных результатов, формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
Проблема создания в профессиональных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, обеспечивающей эффективный образовательный процесс студентов-инвалидов, остается актуальной.
По данным министерства общего и профессионального образования Ростовской области, сеть профессиональных образовательных организаций включает 104 учреждения. По состоянию на 1 января 2014 г. численность студентов-инвалидов в данных организациях составляет 210 человек.
Анализ ситуации по обеспечению доступности объектов, информации и услуг в сфере образования инвалидов позволил выявить проблемы:
неприспособленность учебных и иных помещений профессиональных образовательных организаций для студентов-инвалидов;
недостаточная подготовленность специалистов данных организаций к работе по социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
В целях создания условий, обеспечивающих возможность гражданам, в том числе инвалидам, систематически заниматься физической культурой и массовым спортом ежегодно в Ростовской области проводятся массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия (Спартакиада Дона, Универсиада Ростовской области, Спартакиада среди воспитанников детских домов и школ-интернатов и прочие). Кроме того, выполняются мероприятия по созданию условий для занятий физической культурой и спортом для инвалидов в "Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва инвалидов N 27".
В отношении мероприятий государственной программы предусматривается осуществление:
мониторинга и контроля за ходом и результатами реализации мероприятий на основе системы соответствующих целевых показателей (индикаторов), обеспечивающих достижение намеченных целей;
корректировки содержания и сроков реализации указанных мероприятий, а также ресурсов, привлекаемых для их выполнения, в пределах общего объема бюджетных ассигнований на реализацию.
Таким образом, данный вариант решения проблемы обеспечит создание условий для устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ростовской области.
Характер государственной программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления государственной программой:
отсутствие ожидаемых конечных результатов государственной программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения;
неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
недостаточные гибкость и адаптируемость государственной программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
дублирование и несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках государственной программы;
пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций инвалидов при реализации мероприятий государственной программы по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.
В рамках реализации государственной программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации, в том числе для подпрограмм государственной программы:
1. Финансовый риск реализации государственной программы может привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального и областного бюджетов. Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий государственной программы.
2. Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов государственной программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности, формирование плана реализации государственной программы, содержащего перечень мероприятий государственной программы с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.
Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач государственной программы, и меры по их минимизации предпринимаются министерством труда и социального развития Ростовской области при управлении государственной программой. Участниками государственной программы обеспечивается актуальность при планировании и реализации мероприятий государственной программы, предупреждение дублирования и организация распространения получаемых отдельными участниками государственной программы результатов.
Меры управления, направленные на снижение рисков реализации мероприятий государственной программы, включают:
стратегическое планирование и прогнозирование (участники государственной программы разрабатывают долгосрочные стратегии обеспечения формирования условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствующих сферах нормативного правового регулирования и обеспечивают контроль их исполнения);
определение организационной структуры управления реализацией государственной программы (состав, функции и согласованность звеньев всех уровней управления).
Важнейшим элементом реализации государственной программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки государственной программы.
Мероприятия, направленные на формирование доступной среды для инвалидов в Ростовской области, необходимо реализовать с учетом комплексного подхода во всех приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, программно-целевым методом как наиболее целесообразным в установлении эффективного межведомственного взаимодействия и координации работ государственных органов исполнительной власти и других участников формирования доступной среды.".
3. Разделы 4, 5 изложить в редакции: