Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2015 года N 776-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 28.05.2014 N 496-П

____________________________________________________________________
Утратил силу с 30.03.2021 на основании Постановления Правительства Ярославской области от 30.03.2021 N 168-п.
____________________________________________________________________


1. Внести в постановление Правительства области от 28.05.2014 N 496-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы" следующие изменения:

1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2020" заменить цифрами "2022".

1.2. Государственную программу Ярославской области "Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ






Утверждена
постановлением
Правительства области
от 28.05.2014 N 496-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 20.07.2015 N 776-п)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2022 ГОДЫ

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Ответственный исполнитель Государственной программы

департамент дорожного хозяйства Ярославской области (далее - ДДХ ЯО),
директор ДДХ ЯО Круглов Олег Александрович, телефон (4852) 78-63-84,
консультант отдела подготовки прогнозов развития и инвестиций дорожного хозяйства ДДХ ЯО Долгова Марина Валентиновна, телефон (4852) 78-63-07

Куратор Государственной программы

Председатель Правительства области Князьков Александр Львович, телефон (4852) 40-18-43

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2022 годы

Цели Государственной программы

- обеспечение устойчивого функционирования и развития дорожной сети Ярославской области;
- обеспечение удовлетворения потребностей населения в услугах транспорта общего пользования

Объем финансирования Государственной программы за счет всех источников

всего по Государственной программе - 54112511,93 млн. руб., в том числе:
2014 год - 6116,16245 млн. руб.;
2015 год - 5855,23243 млн. руб.;
2016 год - 5979,75957 млн. руб.;
2017 год - 5982,85748 млн. руб.;
2018 год - 5895,700 млн. руб.;
2019 год - 5995,700 млн. руб.;
2020 год - 6095,700 млн. руб.;
2021 год - 6095,700 млн. руб.;
2022 год - 6095,700 млн. руб.

Перечень подпрограмм, входящих в состав Государственной программы

Областная целевая программа (далее - ОЦП) "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2010 - 2015 годы

ДДХ ЯО, директор ДДХ ЯО Круглов Олег Александрович, телефон (4852) 78-63-84,
консультант отдела подготовки прогнозов развития и инвестиций дорожного хозяйства ДДХ ЯО Долгова Марина Валентиновна, телефон (4852) 78-63-07

ОЦП "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2016 - 2022 годы

ДДХ ЯО, директор ДДХ ЯО Круглов Олег Александрович, телефон (4852) 78-63-84,
консультант отдела подготовки прогнозов развития и инвестиций дорожного хозяйства ДДХ ЯО Долгова Марина Валентиновна, телефон (4852) 78-63-07

Ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) "Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области" на соответствующий год

ДДХ ЯО, директор ДДХ ЯО Круглов Олег Александрович, телефон (4852) 78-63-84,
консультант отдела подготовки прогнозов развития и инвестиций дорожного хозяйства ДДХ ЯО Долгова Марина Валентиновна, телефон (4852) 78-63-07

ОЦП "Развитие транспортной системы Ярославской области" на 2013 - 2016 годы

агентство транспорта Ярославской области (далее - АТР ЯО), руководитель АТР ЯО Ильичев Евгений Владимирович, телефон (4852) 78-62-91,
консультант отдела экономики и планирования на пассажирском транспорте АТР ЯО Сахарова Надежда Николаевна, телефон (4852) 78-62-95

ВЦП АТР ЯО на соответствующий год

АТР ЯО, руководитель АТР ЯО Ильичев Евгений Владимирович, телефон (4852) 78-62-91, консультант отдела экономики и планирования на пассажирском транспорте АТР ЯО
Сахарова Надежда Николаевна, телефон (4852) 78-62-95

Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/ddh/tmpPages/programs.aspx

I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Реализация Государственной программы направлена на изменение целевого образа транспортной системы, состоящей из дорожной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих базовые условия жизнедеятельности населения и развития экономики региона.

Требования потребителей (население, бизнес) к дорожной и транспортной инфраструктурам в настоящее время следующие:

доступность транспортных услуг, гарантирующих комфорт и безопасность;

минимизация транспортной составляющей в себестоимости продукции.

Несмотря на общее улучшение ситуации в транспортной системе, дорожная инфраструктура и система общественного пассажирского транспорта не в полной мере отвечают существующим потребностям и перспективам развития Ярославской области. В первую очередь это связано с неравномерностью развития внутри самой транспортной системы. При этом парк автомобилей по Ярославской области за 2014 год вырос на 5,8 процента по сравнению с 2013 годом. На 01.01.2015 количество зарегистрированных автомобилей уже составило 393691 единицу, что показывает положительную динамику роста автомобильного парка в Ярославской области. Идет явное отставание темпов роста протяженности новых дорог и увеличения пропускной способности существующих автомобильных дорог от темпов роста автомобилизации и интенсивности дорожного движения, что приводит к существенному росту транспортных расходов, снижению скорости доставки грузов и пассажиров, ограничению транспортной доступности сельских территорий, повышению уровня аварийности.

Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Ярославской области, включая улично-дорожную сеть населенных пунктов, по состоянию на 01.01.2015 составляет 18480,56 км, в том числе федеральные автомобильные дороги, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - М-8 "Холмогоры" и "М-8 "Холмогоры" - подъезд к г. Кострома", протяженностью 327,1 км, автомобильные дороги регионального значения общей протяженностью 6354,04 км, из них 5896,76 км (92,8 процента) с твердым покрытием.

В ведении муниципальных образований области находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (включая проезды, площади и т.д.) протяженностью 11799,42 км (63,82 процента), из них 3328,90 км (28,2 процента) с твердым покрытием. Усовершенствованный тип покрытия имеет лишь пятая часть муниципальных дорог (2176,1 км), преимущественно это улично-дорожная сеть городских округов и городских поселений. Большая часть дорог имеет грунтовый или гравийный тип покрытия. Доля дорог местного значения, не соответствующая нормативным требованиям, составляет более 80 процентов. Особую проблему составляет состояние внеклассных мостов в городских округах, требующих срочного проведения работ по реконструкции или капитальному ремонту.

На автомобильных дорогах Ярославской области эксплуатируется 341 мостовое сооружение общей протяженностью 14861 пог. м и 6818 водопропускных труб, общая протяженность которых составляет 98451 пог. м. Большая часть мостов имеет неудовлетворительное состояние и требует срочного проведения ремонтных работ, в том числе замены конструктивных элементов и увеличения пропускной способности. Аналогичная ситуация складывается с состоянием водопропускных труб, конструкции которых не рассчитаны на возросшие нагрузки.

Около 72 процентов от общей протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Ярославской области приходится на дороги III и IV технических категорий.

Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения связывают Ярославскую область с соседними Костромской, Тверской, Вологодской, Ивановской, Московской, Владимирской областями, соединяют областной центр со всеми муниципальными образованиями области, обеспечивают жизнедеятельность городов и населенных пунктов, в которых проживает около 1,3 млн. чел., по ним проходят основные транспортные потоки грузовых и пассажирских перевозок для обеспечения нужд и потребностей региона. Значительная часть населенных пунктов Ярославской области не имеет других подъездных путей, кроме автомобильных дорог, что предопределяет безальтернативное использование автомобильного транспорта.

С 2003 по 2011 годы из-за уменьшения общего объема финансирования дорожной отрасли в Ярославской области наблюдалось значительное снижение доли затрат на реконструкцию, ремонт и содержание региональных автомобильных дорог, что повлекло за собой уменьшение объемов дорожных работ и, как следствие, снижение транспортно-эксплуатационных показателей дорог. За почти десятилетний период стагнации отрасли было отремонтировано всего 154 км дорог регионального и межмуниципального значения, построено и реконструировано всего 66 км, из которых большая часть (43 км) была построена и реконструирована с финансовой помощью федерального бюджета. Данный период в отрасли отмечен не только ограниченным финансированием и малыми объемами дорожных работ, но и высоким ростом рыночных цен на дорожные работы и материалы, ростом интенсивности дорожного движения и изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств. Требования по межремонтным срокам из года в год не выполнялись, прогрессирующими темпами увеличивалось количество неотремонтированных участков дорог. К настоящему времени недоремонт составляет 98 процентов всей действующей сети. Принимаемых мер по обеспечению проезда на дорогах и безопасности дорожного движения явно было недостаточно, уровень затрат на содержание дорог составлял от 16 до 18 процентов от утвержденного норматива.

В результате 66 процентов (почти 4300 км региональных автомобильных дорог) не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. Это основной показатель, определяющий дорожную деятельность в регионе. В среднем по Центральному федеральному округу доля дорог, не соответствующих нормативным требованиям, составляет 62,4 процента, Ярославская область занимает в Центральном федеральном округе 10 место, при этом уступая соседним Ивановской и Владимирской областям. От среднероссийского уровня Ярославская область отстает на 6 процентов. Намного хуже состояние дорог местного значения: более 80 процентов не соответствует нормативным требованиям, отставание от среднероссийского уровня составляет более чем 20 процентов. Неудовлетворительное состояние дорог - одна из слабых сторон социально-экономического развития Ярославской области.

В среднем по области ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием за счет нового строительства и реконструкции составляет 0,1 - 0,25 процента. Недостаточный уровень финансирования дорожной отрасли до 2012 года не позволял развивать сеть соединительных и хордовых дорог, что существенно тормозит движение транспортных потоков. А это, в свою очередь, ведет к увеличению стоимости перевозок и повышению уровня загрузки дорог.

Из 6040 сельских населенных пунктов Ярославской области не имеют связи с дорогами общего пользования по дорогам с твердым покрытием 3305 пунктов (54,7 процента), что ограничивает круглогодичную транспортную доступность этих населенных пунктов, приводит к отсутствию возможности предоставления необходимых социальных услуг, квалифицированной медицинской помощи. Из них 37 населенных пунктов имеют численность постоянно проживающего населения более 40 человек.

С 2012 года в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в Ярославской области начал функционировать дорожный фонд Ярославской области, а с 2014 года функционируют муниципальные дорожные фонды. Создание дорожного фонда Ярославской области позволило увеличить в 2,5 раза финансовые ресурсы отрасли, но при этом в три раза увеличилась протяженность дорог, финансируемая из средств дорожного фонда Ярославской области за счет включения протяженности дорог муниципальной собственности. Более 20 процентов средств дорожного фонда Ярославской области направляется на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям области в виде субсидий на осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения. Кроме того, 10 процентов акцизов на нефтепродукты, являющихся основным источником доходов дорожного фонда Ярославской области, напрямую зачисляются в муниципальные дорожные фонды.

Но, несмотря на увеличение объемов финансирования автомобильных дорог, имеющихся средств недостаточно для ликвидации накопившегося недоремонта, осуществления планов по реконструкции и новому строительству дорог, выполнения полного комплекса работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог. Расходы на дорожную деятельность не могут быть увеличены в 5 и более раз по сравнению с текущим объемом, а именно такой уровень расходов необходим дорожной отрасли в соответствии с утвержденными нормативами затрат и накопившимися потребностями.

За годы действия дорожного фонда Ярославской области (2012 и 2013 годы) в 17 регионах Центрального федерального округа:

- построено и реконструировано 355 км региональных дорог, из них в Ярославской области - 13,6 км (3,8 процента);

- отремонтировано, в том числе капитально, 5609 км региональных дорог, из них в Ярославской области - 96 км (1,7 процента).

В соответствии с пунктом 3.10 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N Пр-3410 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года поставлена задача удвоения объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования в период 2013 - 2022 годов по сравнению с периодом 2003 - 2012 годов. Исходя из анализа объемов ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог в Ярославской области в период 2003 - 2012 годов для исполнения поручения Президента Российской Федерации необходимо до 2022 года построить и реконструировать не менее 191 км дорог регионального (межмуниципального) и местного значения.

Для достижения поставленной задачи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".

В дорожном хозяйстве Ярославской области еще не нашли применения механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие привлечь частные инвестиции в строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог. В первую очередь это связано с отсутствием в регионе дорожных объектов, обладающих высокой эксплуатационной потребностью, способной заинтересовать крупных инвесторов, а также экономической неэффективностью строительства в области платных автомобильных дорог.

Немало накопилось проблем и в транспортной сфере. Система общественного пассажирского транспорта - это важнейшая составляющая транспортной инфраструктуры. Конечной целью ее функционирования является полное и качественное удовлетворение потребностей населения в транспортных передвижениях.

Перевозки пассажиров на территории Ярославской области в соответствии с действующим законодательством осуществляют 24 хозяйствующих субъекта различной формы собственности по 162 межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. Ежедневно в среднем в пригородном и междугородном сообщениях работает 367 единиц пассажирского транспорта.

Основной проблемой является прогрессирующее физическое и моральное старение парка транспортных средств. Износ основных фондов организаций пассажирского транспорта негативно сказывается на качестве транспортного обслуживания населения, влечет повышение затрат на ремонт и эксплуатацию транспортных средств, снижает уровень сервисных услуг и оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду.

Несмотря на меры по обновлению подвижного состава (использование амортизационных отчислений, заемных средств, заключение лизинговых сделок), данный вопрос по-прежнему остается актуальным. Для поддержания подвижного состава в работоспособном состоянии, повышения экономической устойчивости автомобильного пассажирского транспорта, сохранения сложившегося уровня транспортного обслуживания и обеспечения безопасности пассажирских перевозок необходимы обновление автобусов со сверхнормативным износом, замена автобусов устаревших модификаций автобусами среднего класса с улучшенными технико-экономическими показателями, предназначенными для перевозки пассажиров в транспорте пригородного и междугородного сообщения, что значительно повысит качество и безопасность транспортных услуг.

Для решения данной проблемы, а также в целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 767-р о разработке комплекса мер, направленных на создание условий для развития газозаправочной сети в регионе и реализации программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", в областном бюджете на 2015 год предусмотрены средства на предоставление перевозчикам Ярославской области субсидий на возмещение затрат по договорам лизинга, заключенным в целях приобретения транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в размере 10 процентов совокупных лизинговых платежей.

В рамках исполнения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства области от 04.02.2015 N 93-п "О правилах предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" с целью оказания финансовой поддержки органам местного самоуправления муниципальных образований области при выполнении полномочий по организации транспортного обслуживания населения водным транспортом общего пользования в областном бюджете на 2015 год предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение в муниципальную собственность транспортных средств для организации транспортного обслуживания населения водным транспортом общего пользования на межпоселенческих переправах. Субсидия на приобретение в муниципальную собственность транспортных средств для организации внутримуниципального сообщения водным транспортом с использованием межпоселенческих переправ предоставляется бюджетам муниципальных образований области на условиях софинансирования.

Кроме этого, в рамках исполнения федерального законодательства принимаются меры по решению вопроса обеспеченности населения пунктами технического осмотра транспортных средств на территории Ярославской области.

Нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра транспортных средств выполнены на всей территории Ярославской области, за исключением Пошехонского муниципального района. Ближайшие к Пошехонскому муниципальному району аккредитованные организации находятся в городах Рыбинске, Данилове и Череповце. Организация линии технического контроля транспортных средств на производственной базе государственного предприятия Ярославской области "Пошехонское автотранспортное предприятие" позволит решить данный вопрос.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы и ожидаемые конечные результаты ее реализации


Приоритеты государственной политики в сфере развития дорожного хозяйства и транспорта на территории Ярославской области определены Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р, и направлены на сбалансированное и эффективное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры для улучшения качества жизни населения и обеспечение роста экономики в регионе.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", одним из стратегических приоритетов развития региона является территориальная концентрация и оптимизация инфраструктуры. В результате территориальной концентрации развития региона ожидается снижение объема потенциально необходимых инвестиций для развития как дорожной, так и транспортной инфраструктуры, что позволит определить зоны опережающего роста и приоритеты развития в соответствии с новым каркасом расселения. Оптимизация дорожной сети и маршрутов общественного пассажирского транспорта позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы на развитии приоритетных территорий, что существенно повысит качество жизни, в первую очередь в сельской местности и небольших населенных пунктах.

Стратегические документы области являются ориентиром для разработки Государственной программы.

В результате реализации Государственной программы к 2022 году планируется достичь следующих конечных результатов:

- протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, увеличится на 12 процентов по сравнению с 2011 годом;

- обеспечение ввода в эксплуатацию 198,16 км региональных, межмуниципальных и местных автомобильных дорог после строительства или реконструкции;

- обеспечение 39 сельских населенных пунктов с численностью постоянно проживающего в них населения более 972 человек постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»