Действующий

О РАЗРАБОТКЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2009 - 2013 ГОДЫ

3. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода ее решения


Основополагающими документами при реализации государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике являются послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р, Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы", Указ Президента Удмуртской Республики от 5 февраля 2003 года N 18 "О мерах по развитию малого предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике".

Министерством экономики Удмуртской Республики совместно с органами государственной власти Удмуртской Республики ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного предпринимательского климата в республике и созданию положительного образа предпринимателя.

В рамках Программы координируется инициатива общественных организаций предпринимателей. Их представители участвуют в рабочих группах по подготовке нормативных правовых актов, что позволяет сформировать сбалансированные документы.

Во всех администрациях городов и районов вопросы развития предпринимательства курируют заместители глав администраций, в их структурных подразделениях назначены ответственные за работу по развитию малого предпринимательства.

Проводится работа по приведению нормативных правовых актов местного самоуправления в соответствие с требованиями федерального законодательства. В частности, изменения в уставы муниципальных образований, предусматривающие полномочия органов местного самоуправления по реализации единой политики, направленной на развитие малого предпринимательства, внесены решением сессии депутатов Сюмсинского района, Селтинского района, в Устав Малопургинского района внесен пункт "содействие развитию предпринимательства, созданию на территории района предприятий различных форм собственности, созданию крестьянских фермерских хозяйств". В Глазовском и Балезинском районах в Уставы муниципальных образований (сельских поселений) внесены изменения, дополнившие полномочия муниципальных образований (сельских поселений) пунктом "содействие в развитии сельского хозяйства, создание условий для развития малого предпринимательства". В Юкаменском и Каракулинском районах подготовлены изменения в Уставы в части наделения полномочиями органов местного самоуправления по реализации политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства. В Уставы городов Глазова и Воткинска внесен пункт "создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого предпринимательства". Полномочия Администрации города Ижевска в сфере малого предпринимательства регулируются пунктом 11 статьи 44 Устава города Ижевска, принятого решением Городской думы от 16 июня 2005 года. Администрацией города Можги изменения в Устав внесены решением городского Совета депутатов от 16 июня 2005 года N 204.

В то же время в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике имеются недостатки и нерешенные проблемы, устранение которых возможно с использованием программно-целевого метода:

сохраняется дифференциация муниципальных образований по уровню развития малого бизнеса, порожденная неравномерностью развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике. По показателю "число малых предприятий на 10 тыс. жителей" Удмуртская Республика уступает ряду регионов страны;

администрации муниципальных образований не располагают официальными данными от территориальных органов федеральной налоговой службы и федеральной службы государственной статистики по зарегистрировавшимся и прекратившим деятельность субъектам малого предпринимательства, а также сведениями о результатах деятельности субъектов малого предпринимательства из-за отсутствия системы учета субъектов малого предпринимательства по видам деятельности, объемам произведенной ими продукции, оборота малых предприятий и другим показателям развития малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований;

недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;

отсутствие финансовых ресурсов в местных бюджетах на цели по развитию субъектов малого предпринимательства;

недостаток помещений, высокая арендная плата. (В среднем по Российской Федерации 15% малых предприятий, действующих менее 3-х, и до 32% малых предприятий, действующих свыше 3-х лет, владеют собственным помещением. Договоры аренды с органами государственной власти и местного самоуправления заключены у 18% и 25% малых предприятий соответственно);

недоступность общеэкономических и специализированных консультаций для субъектов малого предпринимательства;

уменьшение числа желающих заниматься собственным делом;

трудности при экспорте продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с большими затратами по сертификации продукции по международным стандартам;

недостаток квалифицированных кадров. (Как показал опрос, проведенный в мае 2006 года, 30% выпускников вузов хотят поступить на государственную службу, еще 30% - в крупные российские или зарубежные компании. Около 25% из них желают заняться наукой. И только лишь 15% выпускников вузов выражают готовность строить собственный бизнес).