РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 января 2008 года N 42-р
О РАЗРАБОТКЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2009 - 2013 ГОДЫ
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы.
2. Поручить Министерству экономики Удмуртской Республики в срок до 1 июля 2008 года разработать проект Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2009 - 2013 ГОДЫ
Концепция Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы (далее - Концепция) разработана с учетом положений Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р, и содержит комплекс целей, задач развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике, предполагаемую систему мероприятий, обеспечивающих их достижение, а также систему управления и контроля за ходом реализации Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы (далее - Программа).
Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ.
Осуществление программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием Удмуртской Республики, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.
Программа будет представлять собой стратегический программный документ, в котором определяется план мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Удмуртской Республике с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики, ответственных за реализацию указанных мероприятий. Программа направлена на достижение целей и задач развития системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике, позволяет согласовать и координировать совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления, финансовых институтов предпринимательских структур, общественных, научных и образовательных организаций по развитию системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.
Необходимость программно-целевого планирования развития системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике вызвана тем, что требуется кардинальное изменение тенденций развития сферы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике. Эта проблема значима для экономики республики, является комплексной, ее решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с комплексным характером для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) и межтерриториальная координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и задач развития системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.
Проблему невозможно решить в рамках текущего бюджетного финансирования, необходима дополнительная государственная поддержка.
В Удмуртской Республике целенаправленная работа по государственной поддержке малого предпринимательства ведется почти 15 лет и дает ощутимые результаты.
Преимущества программно-целевого метода решения проблемы в том, что комплексное решение проблемы позволяет в более быстрые сроки достичь значимых результатов.
Новизна и эффективность технических, организационных и иных мероприятий, предлагаемых к реализации и обеспечивающих осуществление структурных сдвигов в экономике, а также социальную, экономическую, бюджетную и иную эффективность, соответствуют выбранным приоритетам социально-экономического развития страны и региона.
Основополагающими документами при реализации государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике являются послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р, Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы", Указ Президента Удмуртской Республики от 5 февраля 2003 года N 18 "О мерах по развитию малого предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике".
Министерством экономики Удмуртской Республики совместно с органами государственной власти Удмуртской Республики ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного предпринимательского климата в республике и созданию положительного образа предпринимателя.
В рамках Программы координируется инициатива общественных организаций предпринимателей. Их представители участвуют в рабочих группах по подготовке нормативных правовых актов, что позволяет сформировать сбалансированные документы.
Во всех администрациях городов и районов вопросы развития предпринимательства курируют заместители глав администраций, в их структурных подразделениях назначены ответственные за работу по развитию малого предпринимательства.
Проводится работа по приведению нормативных правовых актов местного самоуправления в соответствие с требованиями федерального законодательства. В частности, изменения в уставы муниципальных образований, предусматривающие полномочия органов местного самоуправления по реализации единой политики, направленной на развитие малого предпринимательства, внесены решением сессии депутатов Сюмсинского района, Селтинского района, в Устав Малопургинского района внесен пункт "содействие развитию предпринимательства, созданию на территории района предприятий различных форм собственности, созданию крестьянских фермерских хозяйств". В Глазовском и Балезинском районах в Уставы муниципальных образований (сельских поселений) внесены изменения, дополнившие полномочия муниципальных образований (сельских поселений) пунктом "содействие в развитии сельского хозяйства, создание условий для развития малого предпринимательства". В Юкаменском и Каракулинском районах подготовлены изменения в Уставы в части наделения полномочиями органов местного самоуправления по реализации политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства. В Уставы городов Глазова и Воткинска внесен пункт "создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого предпринимательства". Полномочия Администрации города Ижевска в сфере малого предпринимательства регулируются пунктом 11 статьи 44 Устава города Ижевска, принятого решением Городской думы от 16 июня 2005 года. Администрацией города Можги изменения в Устав внесены решением городского Совета депутатов от 16 июня 2005 года N 204.
В то же время в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике имеются недостатки и нерешенные проблемы, устранение которых возможно с использованием программно-целевого метода:
сохраняется дифференциация муниципальных образований по уровню развития малого бизнеса, порожденная неравномерностью развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике. По показателю "число малых предприятий на 10 тыс. жителей" Удмуртская Республика уступает ряду регионов страны;
администрации муниципальных образований не располагают официальными данными от территориальных органов федеральной налоговой службы и федеральной службы государственной статистики по зарегистрировавшимся и прекратившим деятельность субъектам малого предпринимательства, а также сведениями о результатах деятельности субъектов малого предпринимательства из-за отсутствия системы учета субъектов малого предпринимательства по видам деятельности, объемам произведенной ими продукции, оборота малых предприятий и другим показателям развития малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований;
недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;
отсутствие финансовых ресурсов в местных бюджетах на цели по развитию субъектов малого предпринимательства;
недостаток помещений, высокая арендная плата. (В среднем по Российской Федерации 15% малых предприятий, действующих менее 3-х, и до 32% малых предприятий, действующих свыше 3-х лет, владеют собственным помещением. Договоры аренды с органами государственной власти и местного самоуправления заключены у 18% и 25% малых предприятий соответственно);
недоступность общеэкономических и специализированных консультаций для субъектов малого предпринимательства;
уменьшение числа желающих заниматься собственным делом;
трудности при экспорте продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с большими затратами по сертификации продукции по международным стандартам;
недостаток квалифицированных кадров. (Как показал опрос, проведенный в мае 2006 года, 30% выпускников вузов хотят поступить на государственную службу, еще 30% - в крупные российские или зарубежные компании. Около 25% из них желают заняться наукой. И только лишь 15% выпускников вузов выражают готовность строить собственный бизнес).
Возможно создание новых механизмов государственной поддержки малого предпринимательства.
Реализация государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства без использования республиканской целевой программы представляется нецелесообразной.
Финансирование Программы планируется осуществлять из следующих источников:
- за счет средств бюджета Российской Федерации;
- за счет средств бюджета Удмуртской Республики;
- за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике.
Для получения средств из бюджета Российской Федерации планируется участие Удмуртской Республики в отборе субъектов Российской Федерации с учетом накопленного опыта участия Удмуртской Республики в 6 конкурсах Минэкономразвития России в 2005 - 2007 годах, позволившего привлечь из федерального бюджета почти 80 млн. рублей.
Конкурсный отбор проводится ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и соответствующими приказами Минэкономразвития России.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации (далее - субсидии), в том числе на:
а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
д) реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Субсидии предоставляются субъекту Российской Федерации на следующих условиях:
а) осуществление долевого финансирования расходов на мероприятия, указанные выше;
б) определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - уполномоченный орган);
в) предоставление Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации информации о размере средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации для финансирования расходов на мероприятия, указанные выше;
г) представление в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации отчетности о выполнении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии.
Определение размера субсидий по мероприятиям, указанным выше, осуществляется исходя из следующих основных критериев:
а) размер средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку малого предпринимательства;
б) прирост объемов товаров (работ, услуг), производимых на территории субъекта Российской Федерации субъектами малого предпринимательства (в том числе производимых на экспорт, в научно-технической сфере);
в) прирост численности субъектов малого предпринимательства на территории субъекта Российской Федерации и работников, занятых в этой сфере;
г) объем привлекаемых субъектом Российской Федерации кредитных ресурсов.
Удмуртская Республика в 2005 - 2007 годах принимала участие в конкурсном отборе, проводимом Минэкономразвития России. Заявка республики ежегодно занимала высокие места, получено финансирование из средств федерального бюджета, а в Минэкономразвития России представлены в установленные сроки отчеты о реализации мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства Удмуртской Республикой.
Оценивая риски, необходимо отметить, что отсутствие целевой региональной программы по развитию малого и среднего предпринимательства может негативно сказаться на состоянии предпринимательского климата в Удмуртской Республике и привести к оттоку предпринимательского капитала в другие регионы страны.
Программа будет рассчитана на период с 2009 года по 2013 год, и ее реализацию планируется осуществить в два этапа.
На первом этапе (2009 год) предполагается сконцентрировать усилия участников и финансовые ресурсы на формирование основы целостной системы, обеспечивающей развитие малого и среднего предпринимательства, путем реализации ряда программных мероприятий и пилотных проектов на государственном и муниципальном уровнях.
На втором этапе (2010 - 2013 годы) созданные механизмы будут распространены на всю территорию Удмуртской Республики, что позволит эффективно воздействовать на процессы развития малого и среднего предпринимательства. Это создаст условия для качественных и количественных изменений системы малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики к 2013 году.
Планируется в ходе реализации Программы постоянно осуществлять мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая следующие формы их поддержки:
финансовая;
имущественная;
информационная;
консультационная;
поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;