РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 июня 2009 года N 548-р
О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2009 - 2012 ГОДЫ
В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Удмуртской Республике и перехода к предоставлению государственных и муниципальных услуг преимущественно на основе принципа "одного окна" на базе многофункциональных центров:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Удмуртской Республике на 2009 - 2012 годы.
2. Предложить органам местного самоуправления в Удмуртской Республике при реализации мероприятий по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг руководствоваться положениями Концепции, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики:
в соответствии с Республиканской целевой программой "Административная реформа в Удмуртской Республике на 2007 - 2009 годы", утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 31 июля 2007 года N 850-III "О Республиканской целевой программе "Административная реформа в Удмуртской Республике на 2007 - 2009 годы", в срок до 1 августа 2009 года осуществить конкурсный отбор проектов местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) в Удмуртской Республике по созданию многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг в 2009 году;
в срок до 1 сентября 2009 года внести на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект распоряжения Правительства Удмуртской Республики о результатах отбора проектов местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) в Удмуртской Республике по созданию многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг в 2009 году.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2009 - 2012 ГОДЫ
Одним из механизмов повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами является создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
В связи с этим распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р предусматривает в качестве основного направления реализации административной реформы в 2009 - 2010 годах работу по созданию на территориях субъектов Российской Федерации сети МФЦ. Принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в статье 30 которого определены:
возможные организационно-правовые формы МФЦ;
функции МФЦ;
правила формирования системы взаимодействия МФЦ с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
МФЦ - государственное, муниципальное (в т.ч. автономное) учреждение, созданное или уполномоченное органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, обеспечивающее информирование граждан и организаций, прием и выдачу документов, обработку персональных данных, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, на основе взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
МФЦ должны стать ключевой формой предоставления любых публичных услуг, единой точкой приема заявителей и предоставления им конечного результата услуги - справки, лицензии, разрешения, субсидии и других документов.
В Удмуртской Республике начата планомерная работа по развитию МФЦ в городах и районах. Распоряжением Президента Удмуртской Республики от 17 апреля 2008 года N 84-РП "О создании в Удмуртской Республике многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" принято решение о создании МФЦ в городе Ижевске. В соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 2 июня 2008 года N 513-р "О создании автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ижевске" зарегистрирован устав данного автономного учреждения.
За счет средств, полученных в 2008 году по конкурсу, проведенному в соответствии с Указом Президента Удмуртской Республики от 12 февраля 2008 года N 19 "Об оказании поддержки проведения исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики и местными администрациями (исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований) в Удмуртской Республике административной реформы", 5 органов местного самоуправления представили проекты по внедрению принципа "одного окна": Администрации муниципальных образований "Город Ижевск", "Город Глазов", "Малопургинский район", "Увинский район" и "Красногорский район".
С начала 2009 года в режиме опытной эксплуатации реализуется пилотный проект Управления по защите прав потребителей Администрации города Ижевска по внедрению единого телефонного номера для обращений граждан с использованием аутсорсингового контакт-центра. По многоканальному телефону 935-205 граждане могут получить справку по вопросам торговли, бытового, медицинского, туристического, коммунального обслуживания и оказания иных услуг или записаться на консультацию по вопросам защиты прав потребителей в круглосуточном режиме. Во внерабочее время каждый звонок фиксируется, то есть гражданин может задать свой вопрос, когда ему удобно.
В Увинском районе создан объединенный центр услуг, в котором по принципу "одного окна" оказываются услуги в сфере земельных отношений. В центре организована совместная работа сотрудников Управления имущества Администрации Увинского района и Увинского территориального отдела Роснедвижимости.
В Малопургинском районе по принципу "одного окна" организовано предоставление муниципальной услуги по передаче жилых помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан в порядке приватизации. Для этого налажена совместная работа сотрудников Правового управления и Управления по имущественным и земельным отношениям Администрации Малопургинского района, БТИ и Малопургинского территориального отдела Росрегистрации. Создана мобильная служба "одного окна", осуществляющая сбор документов у жителей населенных пунктов района.
В результате реализации проектов в Увинском и Малопургинском районах удалось снизить:
количество инстанций, которые заявитель вынужден пройти для получения услуги, с 5 до 3;
количество необходимых поездок заявителя в районный центр с 6 до 2;
срок предоставления услуги с 2,5 месяца до 1 месяца;
количество представляемых документов с 9 до 7.
Однако проведение этой работы выявило ряд проблем при оказании государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам. Во-первых, отсутствие регламентов большинства государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике, усложняет административные процедуры предоставления услуг и приводит к учащению случаев личного усмотрения должностных лиц при оказании услуг.
Во-вторых, решение задач межведомственного и (или) внутриведомственного взаимодействия должностных лиц, принимающих участие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, в настоящее время обеспечивается в основном за счет потребителей этих услуг.
В-третьих, длительность оказания некоторых услуг в настоящее время может длиться 2 - 3 года.
Эти проблемы наиболее эффективно могут быть решены в условиях МФЦ. Когда работа органов исполнительной власти различных уровней (федеральных, региональных, местных) может быть синхронизирована по времени, могут быть установлены процедуры межуровневого и межведомственного взаимодействия, внедрены стандарты комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечены современные требования к инфраструктуре предоставления государственных и муниципальных услуг.
Взаимодействие многофункционального центра с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном соглашениями, заключаемыми между ними.
Целью создания МФЦ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике, переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг преимущественно на основе принципа "одного окна", достигаемые за счет упрощения и сокращения сроков исполнения административных процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг, повышения информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, организация поэтапного внедрения на территории Удмуртской Республики различных форм МФЦ позволит частично компенсировать проблему отсутствия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в некоторых районных центрах Удмуртской Республики и приблизить пункты предоставления государственных и муниципальных услуг к гражданам и юридическим лицам.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Информирование граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг.
2. Снижение временных, физических и эмоционально-моральных затрат, сопровождающих получение заявителями массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг на территории Удмуртской Республики.
3. Стандартизация и регламентация государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ, и функций, исполнение которых необходимо для предоставления услуг.
4. Создание системы мониторинга исполнения административных регламентов и внедрения стандартов массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике на базе МФЦ, с целью их постоянного совершенствования.
5. Внедрение системы электронной очереди в местах предоставления государственных и муниципальных услуг.
6. Создание комфортных условий ожидания и т.д.
7. Организация оказания услуг гражданам и юридическим лицам в дистанционном режиме.
В настоящей Концепции выделяются четыре типа МФЦ: крупные МФЦ, средние МФЦ, малые МФЦ и мобильные МФЦ.
Тип МФЦ для каждого муниципального района и городского округа определяется исходя из численности проживающего населения:
крупный МФЦ - в муниципальных образованиях (кроме Глазовского, Воткинского, Сарапульского и Можгинского районов), имеющих численность жителей более 60 тыс. человек;
средний МФЦ - в муниципальных образованиях, имеющих численность жителей 25 - 60 тыс. человек;
малый МФЦ - в муниципальных образованиях, имеющих численность жителей менее 25 тыс. человек;
мобильный МФЦ - подразделение МФЦ, базирующееся на автомобиле, оснащенном необходимым оборудованием, и осуществляющее прием населения в сельских населенных пунктах по согласованному с местной администрацией графику по сбору необходимых заявлений и иных документов, а также выдаче готовых документов.
Организационно-правовая форма создаваемых в Удмуртской Республике МФЦ (кроме автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ижевске") - муниципальное (в т.ч. автономное) учреждение, созданное или уполномоченное органом местного самоуправления, обеспечивающее информирование граждан и организаций, прием и выдачу документов, обработку персональных данных, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, на основе взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В основе определения минимальных требований к создаваемым МФЦ лежат численность населения города или района, результаты анализа данных о количестве предоставляемых услуг и численности заявителей, полученных от муниципальных образований в Удмуртской Республике, минимальные требования к уровню комфортности обслуживания заявителей.
4.1. Минимальные общие требования к МФЦ зависят от его типа (табл. 1).
Минимальные требования к помещениям | Крупный МФЦ | Средний МФЦ | Малый МФЦ |
Количество окон приема и выдачи документов (шт.) | 10 | 5 | 3 |
Количество автоматизированных рабочих мест (шт.) | 20 | 10 | 7 |
Общая площадь помещения (кв. м), в т.ч.: | 350 | 165 | 100 |
Зал ожидания и консультаций (кв. м) | 70 | 30 | 15 |
Сектор приема заявителей (кв. м) | 60 | 30 | 18 |
Архив МФЦ (кв. м) | 15 | 10 | 7 |
Помещения контрольно-аналитического сектора (кв. м) | 70 | 30 | 24 |
Помещение для руководства (кв. м) | 20 | 10 | 10 |
Помещение системного администратора, серверная (кв. м) | 20 | 10 | 5 |
Помещения для дополнительных услуг (кв. м) | 45 | 20 | |
Бухгалтерия (кв. м) | 15 | 10 | 6 |
Гардероб (кв. м) | 15 | 5 | 5 |
Туалет (кв. м) | 20 | 10 | 10 |
4.2. Минимальные требования к оснащению МФЦ приведены в таблице 2.
N | Наименование товара (работы, услуги) | Количество | ||
Крупный МФЦ | Средний МФЦ | Малый МФЦ | ||
1 | Площадка для организации парковки автомобилей и дороги для проезда автомобилей к площадке (перед зданием), кв. м | 100 | 50 | - |
2 | Места для ожидания приема, мест | 10 | 5 | 2 |
3 | Гардероб, мест | 40 | 15 | 10 |
4 | Рабочие места для сотрудников МФЦ, шт. | 20 | 10 | 7 |
5 | Персональная компьютерная техника (ПК и принтер), шт. | 20 | 10 | 7 |
6 | Копировальные аппараты, шт. | 2 | 1 | 1 |
7 | Сканеры, шт. | 2 | 1 | 1 |
8 | Информационный стенд для размещения раздаточных материалов, шт. | 2 | 2 | 1 |
9 | Информационные табло, шт. | 1 | 1 | 1 |
10 | Call-центр (центр телефонного доступа), шт. | 1 | - | - |
11 | Система управления электронной очередью, шт. | 1 | - | - |
12 | Интерактивный сайт, шт. | 1 | 1 | 1 |