ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 сентября 2009 года N 792-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2010 - 2015 ГОДЫ)"


В целях социально-экономического развития Удмуртской Республики в области дорожного хозяйства, направленного на обеспечение свободного перемещения населения, товаров, работ и услуг, а также единства экономического пространства, транспортной безопасности, в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики" и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие автомобильных дорог в Удмуртской Республике (2010 - 2015 годы)".

2. Определить государственное учреждение "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" заказчиком республиканской целевой программы "Развитие автомобильных дорог в Удмуртской Республике (2010 - 2015 годы)".

3. Государственному учреждению "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" в срок до 1 октября 2009 года обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Развитие автомобильных дорог в Удмуртской Республике (2010 - 2015 годы)".

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ





Приложение
к распоряжению
Правительства
Удмуртской Республики
от 14 сентября 2009 года N 792-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2010 - 2015 ГОДЫ)"

I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Концепция республиканской целевой программы "Развитие автомобильных дорог в Удмуртской Республике (2010 - 2015 годы)" (далее - Концепция) направлена на достижение основной цели социально-экономического развития республики в области дорожного хозяйства, заключающейся в обеспечении свободного перемещения населения, товаров и услуг, единство экономического пространства, транспортную и экологическую безопасность. Концепция основывается на:

Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

подпрограмме "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 года N 377;

Законе Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики";

Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года.

Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Удмуртской Республики. Они связывают многочисленные населенные пункты региона, обеспечивают их жизнедеятельность, во многом определяют возможности развития республики, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.

В соответствии с Концепцией деятельность Правительства Удмуртской Республики и других органов государственной власти Удмуртской Республики в области дорожного хозяйства будет направлена на реализацию следующих приоритетов:

сохранение существующей сети автомобильных дорог общего пользования Удмуртской Республики;

дальнейшее развитие современной сети автомобильных дорог общего пользования Удмуртской Республики, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

повышение жизненного уровня населения республики;

повышение комплексной безопасности дорожного движения.

II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Удмуртской Республики (далее - автомобильные дороги), составляет 5982 километра, из них 5705 километров - автомобильные дороги с твердым покрытием. На автомобильных дорогах расположено 383 моста и путепровода протяженностью 13210 погонных метров.

В 2008 году на автомобильном транспорте республики перевезено 2,1 млн. тонн грузов или 60,2 процента от всех грузоперевозок. Объем перевозок пассажиров автобусным и легковым автомобильным транспортом достиг 145,2 млн. человек или 51,7 процента от всех пассажирских перевозок.

Ситуация, сложившаяся в сфере финансирования развития дорог в Удмуртской Республике, характеризуется следующими показателями:

Таблица 1

 Наименование          

 По годам                

 2003

 2004

 2005

 2006

 2007

 2008

Финансирование строительства,
реконструкции, капитального
ремонта и ремонта автомобильных
дорог, млн. рублей             

414,1

672,8

916,8

685,3

1522,2

1273,7

В том числе приведение
в нормативное состояние
связывающих населенные
пункты сельских автомобильных
дорог для приемки их в сеть
дорог общего пользования       

 56,4

 40,3

 0   

 0   

 1,0

 0  


За шесть предыдущих лет за счет средств бюджета Удмуртской Республики и федерального бюджета построено и реконструировано 138,2 километра, отремонтировано 224,4 километра автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, приведено в нормативное состояние 98 километров сельских дорог.

Таблица 2

 Наименование      

 По годам                    

 2003  

 2004  

 2005

 2006  

 2007  

 2008

Строительство
и реконструкция:       

автомобильных дорог, км

 79,7

 15,5

 20,1

 6,2

 3,1

 13,6

мостов, шт./пог. м     

 1/18,1

 1/96,3

1/96,4

 3/72,3

 0   

 0   

Капитальный ремонт
и ремонт:              

автомобильных дорог, км

 104,5

 23,5

 44,7

 24,8

 26,9

 0   

мостов, шт./пог. м     

10/464,2

8/174,0

1/77,8

10/351,3

6/169,1

 0   

Приведение
в нормативное состояние
связывающих населенные
пункты сельских
автомобильных дорог
для приемки их в сеть
дорог общего
пользования, км        

 44  

 54   

 0  

 0  

 0   

 0   


Основными проблемами развития сети автомобильных дорог Удмуртской Республики являются следующие.

Из-за возникшей диспропорции в развитии парка автомобилей и сети автомобильных дорог, опережения роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности дорог растет уровень аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования.

Сеть автомобильных дорог находится в крайне изношенном состоянии. От их общей протяженности только 27 процентов соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию и обеспечению безопасности дорожного движения. Более 80 процентов протяженности автомобильных дорог не отвечают современным нагрузкам от тяжеловесных транспортных средств.

Аналогичная ситуация сложилась и с искусственными сооружениями. По состоянию на 1 января 2009 года 6,3 процента деревянных мостов находятся в неудовлетворительном состоянии. В связи с растущей интенсивностью дорожного движения на автодорогах, увеличением в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей мостовые сооружения требуют увеличения прочностных характеристик дорожных конструкций. Эти мосты не подлежат капитальному ремонту, необходима их реконструкция.

В Удмуртской Республике отсутствует мостовой переход через главную водную артерию региона - реку Каму. Сообщение между двумя районами республики, а также республики с близлежащими регионами осуществляется посредством паромных переправ в районе города Камбарки. В паводковый период и в период набора прочности ледовых переправ происходит полный разрыв сообщения между районами республики. Это обстоятельство сдерживает экономическое развитие Удмуртской Республики и примыкающих регионов.

Альтернативным путем сообщения для Камбарского района с г. Ижевском в период сезонных перерывов в сообщении через реку Каму является дорога через плотину Воткинской ГЭС у г. Чайковского Пермского края, пробег до которой от г. Камбарки составляет 75 км. Скорость движения автотранспорта по плотине Воткинской ГЭС ограничена до 40 км/час. Существующая интенсивность движения в приведенных единицах составляет 2500 - 3000 автомобилей в сутки.

Еще более сложное положение дел наблюдается в области развития сельских автомобильных дорог. В настоящее время сеть связывающих населенные пункты Удмуртской Республики сельских автомобильных дорог составляет 1713 км. Дороги эти находятся, как правило, на балансе сельхозпроизводителей, ведомственных организаций, муниципальных образований либо вообще не имеют балансодержателя. Обследование, проведенное силами государственного учреждения "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики", показало, что правоустанавливающие документы на земельные участки под дорогами отсутствуют: межевание не производилось, перевод лесных земель в нелесные в случаях, когда это требуется, не произведен, перевод земель сельского назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи также отсутствует.

Состояние сельских дорог согласно обследованию можно определить как "неудовлетворительное" и не может не сказаться на показателях экономического и социального положения сельских жителей. Из-за отсутствия сети благоустроенных дорог снижается численность сельского населения, увеличивается доля транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции, остаются значительными потери от бездорожья в сельскохозяйственном производстве.

Поскольку развитие сети автомобильных дорог, в том числе приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог, требует значительных инвестиций, а сроки реализации намеченных мероприятий продолжительные, имеется потребность решения стоящих в автодорожной отрасли проблем с использованием программного метода. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ по конкретным мероприятиям, а также привлечь дополнительные средства.

III. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Сложившаяся ситуация в области развития автомобильных дорог Удмуртской Республики продолжает ухудшаться в результате несоответствия существующей сети автомобильных дорог потребностям населения и республики в обеспечении хозяйственных и пассажирских связей. Для такой ситуации характерны:

- высокий показатель доли автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию;

- низкая пропускная способность дорожной сети, не всегда удовлетворительные условия движения автотранспорта, достаточно высокий уровень аварийности;

- низкий уровень количества сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования;

- отсутствие круглогодичного транспортного сообщения Камбарского района со столицей и районами республики;

- высокий уровень транспортной составляющей в издержках сельскохозяйственного производства;

- низкий уровень обеспечения безопасности дорожного движения на сельских автомобильных дорогах: отсутствие дорожной разметки, барьерного ограждения, дорожных знаков и т.д.;

- несокращающееся отставание села от города по уровню и условиям жизни, часто по причине отсутствия проезда в тот или иной сельский населенный пункт.

Таким образом, решение поставленной проблемы без использования программно-целевого подхода сделает невозможным достижение конечных результатов и приведет к дальнейшему ухудшению положения дел в области развития автомобильных дорог Удмуртской Республики, в том числе обеспечения населения республики автомобильными дорогами с твердым покрытием.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Для решения поставленной проблемы будут привлекаться средства:

- бюджета Удмуртской Республики - 44543,7 млн. рублей, в том числе 24941,5 млн. рублей - средства, поступившие в бюджет Удмуртской Республики из федерального бюджета;

- иных источников финансирования - 9860,3 млн. рублей.

Иные источники финансирования включают в себя: средства бюджетов муниципальных образований (мероприятия по приведению в нормативное состояние сельских автомобильных дорог), а также привлеченные средства Внешэкономбанка и средства концессионера (строительство и эксплуатация мостовых переходов через реки Кама и Буй в районе города Камбарки).

Наибольший риск связан с недостаточным финансированием Программы.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Программа предусматривает достижение целей к концу 2015 года. Этапом реализации Программы определяется один календарный год. По итогам каждого этапа проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.

Реализация мероприятий Программы будет происходить в соответствии с утвержденным Планом мероприятий.

VI. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам


Основная цель Программы - развитие современной и эффективной сети автомобильных дорог, обеспечивающей свободное перемещение населения, товаров и услуг, единство экономического пространства, транспортную и экологическую безопасности.

Для достижения цели - развития современной сети автомобильных дорог общего пользования необходимо решение следующих задач:

- увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, за счет строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, что позволит увеличить пропускную способность автомобильных дорог, улучшить условия движения автотранспорта и снизить уровень аварийности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»