Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 03.12.2012)

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения программно-целевыми методами

Программа предусмотрена к разработке распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 6 сентября 2010 года N 793-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Развитие системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами и системы землеустройства на территории Удмуртской Республики на 2011 - 2015 годы".

Программа разработана в соответствии с:

Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы";

Земельным кодексом Российской Федерации;

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)".

Программа направлена на дальнейшее развитие земельной реформы, формирование эффективного механизма регулирования земельных отношений, государственного и муниципального управления земельными ресурсами в 2011 - 2015 годах, а именно:

повышение эффективности системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами на территории Удмуртской Республики, в том числе за счет использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Удмуртской Республики, создания тематических слоев цифровых карт, необходимых для использования в геоинформационных системах органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике;

создание актуального, полного, достоверного и доступного государственного кадастра недвижимости в Удмуртской Республике;

актуализацию результатов государственной кадастровой оценки земель, проведение массовой оценки объектов недвижимости и своевременное внесение сведений об оценке в государственный кадастр недвижимости;

повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, в том числе сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости, получении сведений из государственного кадастра недвижимости, регистрации прав на объекты недвижимости;

обеспечение реализации социальных гарантий, предусмотренных законодательством в отношении отдельных групп граждан;

развитие инфраструктуры, необходимой для проведения кадастровых и землеустроительных работ с целью повышения качества выполнения таких работ и их доступности для граждан;

создание условий и информационного ресурса для проведения работ по подготовке проектов межевания земельных участков в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и проведение работ по выделу земельных участков в случае выдела невостребованных долей и долей, от права собственности на которые собственник отказался, из земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности.

На территории Удмуртской Республики с 2008 года реализовывалась республиканская целевая программа "Создание системы кадастра недвижимости в Удмуртской Республике (2008 - 2011 годы)", в рамках которой за счет средств бюджета Удмуртской Республики проводились работы по государственной кадастровой оценке земель, формированию земельных участков и государственной регистрации права собственности Удмуртской Республики на земельные участки. Указанной Программой также предусматривалось проведение за счет средств бюджета Удмуртской Республики работ по созданию опорной межевой сети на территории Удмуртской Республики, однако указанные работы фактически не проводились. За счет средств федерального бюджета планировалось проведение работ по созданию инфраструктуры системы государственного кадастра недвижимости и инвентаризации и переносу сведений из ранее созданных баз данных в государственный кадастр недвижимости, которые также фактически не выполнялись.

Несовершенство имеющегося у органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике в настоящее время информационного ресурса для управления земельными ресурсами, в том числе результатов космической деятельности, тематических слоев цифровых карт, необходимых для использования в геоинформационных системах органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике, картографических материалов, отражающих современное состояние территории Удмуртской Республики, сведений о границах муниципальных образований в Удмуртской Республике, населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, несовершенство существующих методик государственной кадастровой оценки земель, контроля и мониторинга за использованием земельных ресурсов в значительной степени препятствуют эффективному и экономически обоснованному использованию земельных ресурсов на территории Удмуртской Республики, снижает эффективность государственного и муниципального управления земельными ресурсами на территории Удмуртской Республики и тем самым тормозит социально-экономическое развитие республики.

Снижение эффективности территориального планирования, сложность установления ограничений и обременений при использовании земельных участков существенно затрудняют принятие решений при распоряжении земельными участками. Возникновение проблемы обусловлено значительным объемом затрат на установление границ муниципальных образований в Удмуртской Республике, населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, особенно при проведении работ в полевых условиях. Использование картометрического метода позволит существенно снизить затраты, но для этого необходимо наличие цифровой картографической основы.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, на которых расположены многоквартирные дома, не позволяет взимать с собственников помещений в таких домах земельный налог, что является нарушением принципа платности использования земли, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации, а также ведет к социальной несправедливости, поскольку собственники индивидуальных жилых домов уплачивают два налога (налог на имущество физических лиц и земельный налог), а собственники помещений в многоквартирных домах только один налог (налог на имущество физических лиц). Кроме того, проведение работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, является важным условием получения субъектом Российской Федерации средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Возникновение проблемы обусловлено изменением законодательства.

Отсутствие единых имущественных комплексов не позволяет эффективно распоряжаться государственной и муниципальной собственностью, ведет к недополучению бюджетом части потенциальных доходов. Возникновение проблемы обусловлено существовавшим ранее раздельным учетом земельных участков и объектов недвижимости, а также повышением значимости земельных ресурсов в социально-экономическом развитии Удмуртской Республики.

Отсутствие материалов землеустройства не позволяет эффективно использовать земельные ресурсы для целей социально-экономического развития Удмуртской Республики, особенно в сельском хозяйстве. Возникновение проблемы обусловлено значительным объемом затрат на проведение землеустройства и несовершенством законодательства.

Необходимость использования программно-целевого метода для развития системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами и системы землеустройства на территории Удмуртской Республики обусловливается тем, что потребуется осуществить комплекс разнородных мероприятий организационного, научно-исследовательского и технологического характера при участии федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике, государственных и муниципальных учреждений, научных организаций, а также организаций, специализирующихся в области землеустроительных и кадастровых работ. Развитие системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами и системы землеустройства на территории Удмуртской Республики потребует применения новых современных информационных технологий и методов.

Применение программно-целевого метода обосновано:

значимостью существующих проблем;

масштабностью и ресурсоемкостью решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с использованием результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Удмуртской Республики, созданием тематических слоев цифровых карт, проведением работ по подготовке проектов межевания земельных участков в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", наполнением государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах налогообложения, границах муниципальных образований в Удмуртской Республике, населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, созданием современной цифровой картографической основы государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

необходимостью интеграции новых подходов управления в существующую систему управления земельными ресурсами;

необходимостью внедрения прогрессивных научно-технических достижений;

необходимостью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях.