ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2015 года N 264-пп


Об утверждении Стратегии развития торговли в Белгородской области на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года

(с изменениями на 28 мая 2018 года)

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 23.05.2016 N 164-пп, от 04.12.2017 N 445-пп, от 28.05.2018 N 196-пп)




В целях создания благоприятных условий для развития торговой деятельности на территории Белгородской области, обеспечения доступности товаров для населения и повышения качества услуг, предоставляемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, формирования конкурентной среды, во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года", Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" Правительство Белгородской области постановляет:


1. Утвердить Стратегию развития торговли в Белгородской области на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия, прилагается).


2. Утвердить План мероприятий на 2016 - 2017 годы по реализации Стратегии развития торговли в Белгородской области на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года (прилагается).


(п. 2 введен постановлением Правительства Белгородской области от 23.05.2016 N 164-пп)


3. Утвердить План мероприятий на 2018 - 2020 годы по реализации Стратегии развития торговли в Белгородской области на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года (прилагается).


(п. 3 введен постановлением Правительства Белгородской области от 28.05.2018 N 196-пп)


4. Департаменту экономического развития Белгородской области (Абрамов О.В.) осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти, государственных органов области, администраций муниципальных районов и городских округов и других участников Стратегии по исполнению мероприятий, реализуемых в рамках Стратегии.


5. Рекомендовать:


5.1. Отраслевым департаментам Белгородской области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Белгородской области, общественным организациям, образовательным учреждениям Белгородской области, осуществляющим деятельность в области профессионального образования в сфере торговли, принять участие в мероприятиях, реализуемых в рамках Стратегии.


5.2. Администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области:


- в установленном законодательством порядке принять участие в мероприятиях, реализуемых в рамках Стратегии;


- разработать и утвердить в установленном законодательством порядке Стратегии (Программы) развития торговли муниципальных районов и городских округов Белгородской области на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года;


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 23.05.2016 N 164-пп)


- разработать и утвердить в установленном законодательством порядке Планы мероприятий Стратегий (Программ) развития торговли муниципальных районов и городских округов Белгородской области на 2016 - 2017 годы и период до 2020 года.


(абзац введен постановлением Правительства Белгородской области от 23.05.2016 N 164-пп)


5.3. Департаментам агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды (Алейник С.Н.), внутренней и кадровой политики (Павлова О.А.) Белгородской области, администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, представлять в департамент экономического развития Белгородской области отчеты о выполнении мероприятий, реализуемых в рамках Стратегии.


(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 23.05.2016 N 164-пп, от 04.12.2017 N 445-пп)


6. Департаменту внутренней и кадровой политики Белгородской области (Сергачев В.А.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации Белгородской области.


7. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития Белгородской области (Абрамов О.В.).


Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 марта начиная с 2016 года, об исполнении - к 1 марта 2020 года.


8. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.



Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО



Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 7 июля 2015 г. N 264-пп



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2016 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 23.05.2016 N 164-пп, от 04.12.2017 N 445-пп)




Паспорт Стратегии развития торговли в Белгородской области на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года

Наименование Стратегии

- "Стратегия развития торговли в Белгородской области на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" (далее - Стратегия)

Основание для разработки Стратегии

- Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

- Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года"

Государственный заказчик Стратегии

- Правительство Белгородской области

Представитель государственного заказчика (координатор) Стратегии

- департамент экономического развития Белгородской области

Руководитель Стратегии

- Абрамов Олег Васильевич - заместитель Губернатора области - начальник департамента экономического развития области

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 04.12.2017 N 445-пп)

Разработчик Стратегии

- департамент экономического развития Белгородской области

Исполнители Стратегии

- департамент экономического развития Белгородской области;

- департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области;

- департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области;

- администрации муниципальных районов и городских округов Белгородской области (по согласованию)

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 04.12.2017 N 445-пп)

Участники Стратегии (по согласованию)

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (по согласованию);

- Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (по согласованию);

- Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (по согласованию);

- управление ветеринарии Белгородской области;

- территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области (по согласованию);

- Белгородская таможня (по согласованию);

- Белгородская торгово-промышленная палата (по согласованию);

- Белгородская территориальная организация профсоюза работников торговли общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства Российской Федерации "Торговое Единство" (по согласованию);

- образовательные учреждения Белгородской области, осуществляющие деятельность в области профессионального образования в сфере торговли (по согласованию);

- общественные организации (по согласованию);

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли на территории Белгородской области

Цель Стратегии

- развитие торговой деятельности для обеспечения удовлетворенности всех участников сферы торговли (производителей, субъектов торговли и потребителей) посредством поддержки областных товаропроизводителей, обеспечения доступности товаров и удовлетворения спроса на товары для населения области, формирования комфортной конкурентной среды для субъектов торговой деятельности, развития всех форм торговли и стимулирования предпринимательской активности

Задачи Стратегии

- создание благоприятных условий для развития всех форм торговли, в том числе малого торгового бизнеса и нестационарной торговли;

- обеспечение сбалансированного размещения на территории области инфраструктуры торговли;

- создание комфортной потребительской среды;

- повышение качества и культуры обслуживания населения области в сфере торговли;

- повышение экономической (ценовой) доступности товаров для населения области, в том числе посредством оказания адресной помощи;

- обеспечение условий для наличия на потребительском рынке области продукции отечественного производства, в том числе областных производителей;

- создание условий для увеличения количества хозяйствующих субъектов, занятых в сфере торговли;

- создание естественных условий для развития свободной конкуренции и повышения уровня предпринимательской активности;

- обеспечение насыщения потребительского рынка области качественной и безопасной продукцией;

- организация взаимодействия между всеми хозяйствующими субъектами - участниками сферы торговли;

- информационно-аналитическое обеспечение в области торговой деятельности

Сроки реализации Стратегии

2015 - 2016 годы и период до 2020 года

Целевые показатели и показатели социально-экономической эффективности реализации Стратегии

1. Оборот розничной торговли, млн. рублей:

в 2014 г. - 253669,7 млн. рублей;

в 2020 г. - 457000,0 млн. рублей;

1.1. Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей:

в 2014 г. - 163,8 тыс. рублей;

в 2020 г. - 291,0 тыс. рублей;

1.2. Удельный вес розничной торговли пищевыми продуктами в структуре оборота розничной торговли, процентов:

в 2014 г. - 40,5 процента;

в 2020 г. - 37,0 процентов;

1.3. Удельный вес оборота розничных торговых сетей в обороте розничной торговли, процентов:

в 2014 г. - 22,8 процента;

в 2020 г. - 34,4 процента;

2. Площадь торговых объектов всех форм розничной торговли, кроме розничных рынков и ярмарок, проводимых на постоянной основе, кв. м:

в 2014 г. - 1065800,0 кв. м;

в 2020 г. - 1575800,0 кв. м;

2.1. Обеспеченность населения площадью торговых объектов всех форм розничной торговли, кроме розничных рынков и ярмарок, проводимых на постоянной основе, на 1 тыс. жителей, кв. м:

в 2014 г. - 688,5 кв. м;

в 2020 г. - 1003,0 кв. м;

2.2. Количество торговых объектов всех форм розничной торговли, кроме розничных рынков и ярмарок, проводимых на постоянной основе, единиц:

в 2014 г. - 10573 единицы;

в 2020 г. - 13323 единицы;

3. Количество розничных рынков, единиц:

в 2014 г. - 8 единиц;

в 2020 г. - 9 единиц;

3.1. Количество торговых мест на розничных рынках, единиц:

в 2014 г. - 713 единиц;

в 2020 г. - 780 единиц;

3.2. Количество ярмарок, проводимых на постоянной основе, единиц:

в 2014 г. - 49 единиц;

в 2020 г. - 53 единицы;

3.3. Количество торговых мест на ярмарках, проводимых на постоянной основе, единиц:

в 2014 г. - 13051 единица;

в 2020 г. - 14344 единицы

Система организации контроля за исполнением Стратегии

- общее руководство и контроль за ходом реализации Стратегии осуществляет государственный заказчик Стратегии - Правительство Белгородской области. От имени государственного заказчика Стратегии оперативную работу по организации управления Стратегией и контролю за ходом ее реализации осуществляет координатор Стратегии - департамент экономического развития Белгородской области.

Оперативное управление осуществляется в соответствии с мероприятиями Стратегии, определяющими сроки, исполнителей и участников реализации мероприятий



1. Введение


Потребительский рынок является сферой непосредственного экономического воздействия на человека и фактором политической стабильности в обществе. Поэтому любые экономические и политические трудности наиболее быстро и остро отражаются на состоянии потребительского рынка. Сбалансированность потребительского рынка по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров является не только необходимой составляющей эффективно работающей экономики, но и основой оценки качества жизни населения. Развитие потребительского рынка оказывает сильнейшее влияние на производство и потребление товаров, работ и услуг в области, инновационное воздействие на экономику.


Специфические свойства товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке, обусловливают высокую степень его локализации, тесную взаимосвязь с конкретной территорией и ее населением. Потребительский рынок представляет собой открытую систему, которая реагирует как на внутреннюю, так и внешнюю экономическую, социальную и политическую ситуацию, зависит от межрегиональных товаропотоков, миграции рабочей силы, движения денег и капиталов.


Потребительский рынок - это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако, каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители - удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование экономики со стороны органов власти.


Рынок продуктов питания является самым большим потребительским рынком в Российской Федерации в целом и в Белгородской области в частности. Существенным рычагом, оказывающим влияние на рост цен на продовольственные товары, является осуществление мониторинга цен на всех стадиях товародвижения: от производства до реализации продуктов питания в оптовом и розничном звене.


На стабильность экономики в области во многом оказало влияние ускоренное развитие сферы торговли. В свою очередь высоким показателям развития потребительского рынка региона способствовали как благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, так и устойчивый рост заработной платы. Положительная динамика развития потребительского рынка области свидетельствует о движении региона к более современной модели развития рынка товаров и услуг.



2. Анализ состояния и развития торговой отрасли в Белгородской области


Отрасль торговли играет важную роль в динамичном развитии экономики как страны в целом, так и Белгородской области. Торговля - это отрасль с высоким уровнем занятости населения, что немаловажно в сложившихся внешнеэкономических и политических условиях.


Потребительский рынок Белгородской области стабильно развивается. Так, оборот розничной торговли в области в 2014 году составил 253669,7 млн. рублей, что в товарной массе составляет 7,6 процента к уровню 2013 года.


В 2014 году оборот розничной торговли на 88,1 процента сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Доля реализации товаров на розничных рынках и ярмарках составила 11,9 процента (в 2013 году соответственно - 87,1 процента и 12,9 процента).


В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2014 году составил 40,5 процента, непродовольственных товаров - 59,5 процента (в 2013 году - соответственно 38,1 процента и 61,9 процента).


Розничные торговые сети в 2014 году сформировали 22,8 процента общего объема оборота розничной торговли. В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес оборота торговых сетей составил 36,1 процента.


По состоянию на 1 января 2015 года на территории Белгородской области осуществляют деятельность более 10 тысяч торговых объектов всех форм розничной торговли, кроме розничных рынков и ярмарок, проводимых на постоянной основе, что на 530 объектов больше, чем в 2014 году.


Совокупная площадь торговых объектов всех форм розничной торговли, кроме розничных рынков и ярмарок, проводимых на постоянной основе, по состоянию на 1 января 2015 года возросла на 5,7 процента (на 57,0 тыс. кв. м) по сравнению с 2014 годом и составила 1065,8 тыс. кв. м.


Обеспеченность населения площадью торговых объектов всех форм розничной торговли, кроме розничных рынков и ярмарок, проводимых на постоянной основе, на 1 января 2015 года превысила установленный в области норматив (498 кв. м на 1 тыс. жителей) на 38,6 процента и составила 688,5 кв. м на 1 тыс. жителей.


По состоянию на 1 января 2015 года в области осуществляют деятельность 90 сетевых торговых организаций (без учета индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в Белгородской области.


По состоянию на 1 января 2015 года потребительская кооперация располагает 352 объектами розничной торговли, 294 из которых расположены в сельской местности. Кроме того, организована работа 18 автомагазинов, которые обслуживают 264 сельских поселения. Оборот розничной торговли потребительской кооперации в 2014 году составил 1,8 млрд. руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»