ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2015 года N 306
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 29 МАЯ 2014 ГОДА N 315
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Развитие транспортной системы Забайкальского края", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 29 мая 2014 года N 315 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 18 июля 2014 года N 401, от 6 октября 2014 года N 567, от 26 января 2015 года N 20).
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.ШЕМЕТОВ
Утверждены
постановлением
Правительства Забайкальского края
от 19 июня 2015 года N 306
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 29 МАЯ 2014 ГОДА N 315
Государственную программу Забайкальского края "Развитие транспортной системы Забайкальского края", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Правительства Забайкальского края
от 29 мая 2014 года N 315
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 19 июня 2015 года N 306)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"
Ответственный исполнитель программы | Министерство территориального развития Забайкальского края |
Соисполнители программы | Министерство здравоохранения Забайкальского края; Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края |
Подпрограммы программы | Подпрограмма "Развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края"; подпрограмма "Безопасность дорожного движения в Забайкальском крае"; подпрограмма "Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края" |
Цели программы | Развитие транспортного комплекса Забайкальского края. Повышение безопасности дорожного движения на территории Забайкальского края. Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края. |
Задачи программы | 1. Улучшение качества транспортного обслуживания населения, повышение эффективности функционирования транспортной системы, а также создание необходимых условий для обеспечения развития транспорта Забайкальского края. 2. Снижение уровня аварийности, количества дорожно-транспортных происшествий на дорогах Забайкальского края и обеспечение законных прав граждан на безопасность дорожного движения. 3. Улучшение состояния сети автомобильных дорог Забайкальского края, в том числе автодорог местного значения, а также обеспечение подъездными дорогами требуемой технической категории крупных населенных пунктов. |
Этапы и сроки реализации программы | 2014 - 2022 годы, государственная программа реализуется в 1 этап. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Объем финансирования из средств бюджета Забайкальского края на реализацию государственной программы составляет 34641309,24 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 3140134,84 тыс. рублей; 2015 год - 3752327,40 тыс. рублей; 2016 год - 3943160,30 тыс. рублей; 2017 год - 4520059,73 тыс. рублей; 2018 год - 4154815,17 тыс. рублей; 2019 год - 3782683,20 тыс. рублей; 2020 год - 3782683,20 тыс. рублей; 2021 год - 3782683,20 тыс. рублей; 2022 год - 3782762,20 тыс. рублей. |
Финансирование государственной программы осуществляется по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней и внебюджетных источников. Прогнозная оценка бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет 11251594,04 тыс. рублей; бюджетов муниципальных образований - 478061,37 тыс. рублей, внебюджетных источников - 3296400,00 тыс. рублей. | |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | 1. К 2022 году количество пассажиров, перевезенных транспортом общего пользования, достигнет 79,0 млн. чел. (в 2012 году 77,863 млн. чел. всего, в том числе: железнодорожным - 3,1 млн. чел.; автобусным - 74,5 млн. чел.; внутренним водным - 0,003 млн. чел.; воздушным - 0,260 млн. чел.). 2. К 2022 году значение показателя "Темп снижения (роста) количества ДТП на сети дорог регионального и местного значения на 1 тыс. зарегистрированных автотранспортных средств из-за сопутствующих условий" достигнет 3,0%. 3. К 2022 году количество населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных общего пользования, снизится на 21 ед. 4. Потребность в трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, составит 220 инженерно-технических работников таких специализаций, как "автомобильные дороги и аэродромы", "строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов", "мосты и транспортные тоннели", "строительство мостов", "организация и безопасность движения", "организация перевозок и управление на транспорте", "автомобили и автомобильное хозяйство", "наземные транспортные системы", "строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство". |
1. Характеристика текущего состояния транспортной системы и автомобильного хозяйства Забайкальского края
Транспортная система - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Забайкальского края. Главной целью функционирования и развития транспортной системы края является гарантированное и качественное обеспечение потребностей населения в перевозках пассажиров и грузов.
В условиях реформирования экономики усиливается влияние транспортной отрасли на развитие других отраслей экономики и социальной сферы, которые, в свою очередь, предъявляют более жесткие требования к качеству транспортного обслуживания. В состав транспортной системы Забайкальского края входят объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, водный транспорт, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы.
Транспортный комплекс края образуют более 500 крупных и мелких организаций, относящихся к различным видам транспорта и формам собственности, специализирующихся на выполнении определенных видов перевозок и других транспортных услуг.
Развитие транспортной системы является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения Забайкальского края.
Законом Забайкальского края "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края" устанавливаются требования к организации регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении, а также формы государственной поддержки деятельности перевозчиков:
предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок;
компенсация юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края в соответствии с законом Забайкальского края.
Основными проблемами транспортной системы Забайкальского края на текущий момент являются:
проблемы транспортной доступности отдаленных территорий. В Забайкальском крае нет своей авиакомпании, нет самолетов, практически все посадочные площадки в крае находятся в запущенном состоянии, на их территории полностью отсутствует инфраструктура, необходимая для принятия самолетов и вертолетов, так как бюджетом Забайкальского края средства для организации полетов по социально значимым маршрутам и для решения вышеуказанных проблем не запланированы;
отсутствие транспортных средств для осуществления перевозки пассажиров по р. Шилка, инфраструктуры (причалы и пристани не обустроены) и кадров для организации перевозки пассажиров водным транспортом;
не решен вопрос строительства автовокзала в г. Чита и автостанций в муниципальных районах Забайкальского края, на территории Забайкальского края отсутствует региональный перевозчик, все регулярные межмуниципальные перевозки автомобильным транспортом осуществляются индивидуальными предпринимателями либо юридическими лицами;
в связи с высокой стоимостью пригородных железнодорожных перевозок отсутствие в бюджете края возможностей для покрытия убытков компании, осуществляющей пригородные железнодорожные перевозки и, как следствие, угроза закрытия ряда железнодорожных маршрутов дальнего следования, совпадающих с социально значимыми направлениями: Чара - Чита, Чара - Северобайкальск;
в условиях непрерывного развития автомобилизации и возросшей интенсивности движения отмечается рост аварийности на дорогах Забайкальского края; кроме того, текущая обеспеченность материально-технической базы учреждений здравоохранения не позволяет оперативно оказывать медицинскую помощь участникам дорожно-транспортных происшествий;
неудовлетворительное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Забайкальского края, а также автомобильных дорог местного значения Забайкальского края, особенно в границах населенных пунктов.
Вместе с тем конкурентоспособность и уровень интеграции экономики Забайкальского края в российскую и мировую экономику напрямую зависят от уровня развития инфраструктуры. Мощность транспортного комплекса должна соответствовать потребностям в транспортировке и переработке экспортных и транзитных грузов из регионов Сибири и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года при реализации мероприятий государственной программы и эффективном использовании имеющегося потенциала Забайкальский край станет регионом с развитой транспортно-логистической инфраструктурой, характеризующейся следующими показателями:
1) в области воздушного транспорта:
отвечающие современным требованиям комфорта и безопасности аэропорты Чита (п. Кадала), Чара, Краснокаменск;
обустроенные и приведенные в нормативное состояние посадочные площадки в административных центрах муниципальных районов Забайкальского края и населенных пунктах, отнесенных к категории "труднодоступный";
2) в области водного транспорта, одного их самых экономичных видов транспорта:
развитие как пассажирских, так и грузовых перевозок по р. Шилка не только в летнее, но и в зимнее время с использованием судов на воздушной подушке;
продление водного пути до р. Амур;
3) в области автомобильного транспорта:
автовокзалы в г. Чита и других крупных населенных пунктах, отвечающие современным требованиям;
автостанции во всех административных центрах муниципальных районов и в городских округах Забайкальского края;
развитая автотранспортная сеть, соединяющая административные центры муниципальных районов и городских округов с населенными пунктами, расположенными в их границах;
4) в области железнодорожного транспорта:
пригородные железнодорожные перевозки осуществляются только на экономически выгодных маршрутах, таких как Чита - Карымская, Чита - Хилок, все остальные перевозки железнодорожным транспортом заменены на полноценные равнозначные перевозки автобусами;
строительство новых грузообразующих железнодорожных линий в целях транспортного обеспечения разработки новых месторождений;
строительство железнодорожных линий Нарын - Лугокан, Новая Чара - Чина, Новая Чара - Апсатская, Приаргунск - Березовское, Могзон - Новый Уо-ян;
плановая реконструкция и модернизация существующей железнодорожной инфраструктуры;
5) в области обеспечения безопасности дорожного движения: количество погибших достигает 170 человек, погибших детей не более 5
человек;
сокращение влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность и снижающих возможность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;
стимулирование ответственности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за снижение дорожно-транспортной аварийности.
Таким образом, к 2022 году в области межмуниципальных и пригородных пассажирских перевозок в Забайкальском крае ожидается следующее соотношение количества пассажиров, перевезенных железнодорожным, автомобильным, внутренним водным и воздушным транспортом (рис. 1):
Рис. 1
Соотношение количества пассажиров к 2022 году (в сравнении с 2013 годом) в 2013 году
Рисунок не приводится.
По результатам анализа межмуниципальных и пригородных пассажирских перевозок в Забайкальском крае можно сделать вывод о том, что в границах края население в основном передвигается автомобильным транспортом. К 2022 году сегмент железнодорожного транспорта уменьшится ориентировочно на 30 - 40% вследствие оптимизации наиболее нерентабельных маршрутов, которые будут заменены автомобильными регулярными пассажирскими перевозками. Такой ход событий снизит нагрузку на бюджет Забайкальского края. Высвободившиеся средства будут направлены на строительство новых дорог. Активизация пассажирских и грузовых перевозок требует совершенствования дорожных условий, развития сети автомобильных дорог, повышения их качественных характеристик и обеспечения круглогодичного комфортного и безопасного дорожного движения.
Недостаточна плотность сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства Забайкальского края. 160 населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности.
Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. Нарастающий износ автомобильных дорог не в состоянии обеспечить пропуск транспортных средств с заданными скоростями и нагрузками, что создает угрозу безопасности перевозок, а это в свою очередь оказывает негативное влияние на экономическое развитие региона.
Указанные проблемы возникают ввиду недостаточного объема финансирования как дорожной отрасли, так и сферы транспорта.
2. Перечень приоритетов государственной политики в сфере транспортной системы в Забайкальском крае
Основные документы Министерства транспорта Российской Федерации учитывают следующие положения:
состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации исключительное значение;
транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей;
исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния.
Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики. Развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни, укрепление федерализма и территориальной целостности.
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые определяют не только требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных связей.
В целях уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта согласно новым социально-экономическим условиям Минтранс России разработал Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р). Новая транспортная стратегия страны ориентирована на новые цели и задачи. Среди основных сформулированы следующие направления и ориентиры развития транспортной системы:
формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры. Это означает, что должны быть устранены территориальные и структурные диспропорции в развитии транспорта, в том числе в азиатской части страны. Зонами опережающего развития транспорта обозначены Юг России, Сибирь, Дальний Восток и другие регионы, пока не реализовавшие свой потенциал;