(с изменениями на 2 апреля 2024 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 06.07.2020 N 559, от 22.06.2023 N 736, от 19.10.2023 N 1325, от 02.04.2024 N 214)
В целях совершенствования системы воспитания обучающихся, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственной, ответственной, творческой инициативной, компетентной личности Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015 - 2025 годы (далее - Стратегия).
2. Республиканским органам исполнительной власти при решении вопросов воспитания, разработки и реализации государственных программ Республики Татарстан руководствоваться Стратегией.
(в ред. Постановления КМ РТ от 19.10.2023 N 1325)
3. Установить, что реализация Стратегии осуществляется заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период.
(в ред. Постановления КМ РТ от 19.10.2023 N 1325)
4. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организациям при решении вопросов развития воспитания детей и молодежи учитывать в своей деятельности положения Стратегии.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2025 ГОДЫ
(в ред. Постановлений КМ РТ от 06.07.2020 N 559, от 22.06.2023 N 736, от 19.10.2023 N 1325, от 02.04.2024 N 214)
1. Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015 - 2025 годы (далее - Стратегия) является программным документом в области региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей и молодежи в республике на 2015 - 2025 годы. Она исходит из основополагающих федеральных и республиканских нормативных правовых актов и программ в данной сфере.
2. Стратегия содержит совокупность управленческих и педагогических идей и положений, определяемых целью, задачами и основными принципами воспитания и сочетающих интересы и требования общества, государства и личности.
3. В Стратегии заложена идея приоритетности достижения эффективности воспитания на всех уровнях образования в современных условиях общественного развития с учетом новых вызовов времени.
Стратегия разработана с учетом анализа состояния воспитания в Российской Федерации, Республике Татарстан, с опорой на лучшие отечественные и зарубежные воспитательные практики и определяет:
основания, цель и задачи развития системы воспитания обучающихся;
методологические основы развития системы воспитания обучающихся;
направления и содержание развития системы воспитания обучающихся;
ресурсы и механизмы реализации положений Стратегии;
характер и направленность ожидаемых результатов.
4. Предлагаемые положения и рекомендации, изложенные в Стратегии, служат базовым основанием для разработки программ и планов воспитательной деятельности в системе общего, профессионального, дополнительного образования Республики Татарстан, решения задач формирования у молодежи высоких гражданских качеств и повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни российского общества.
5. В стратегии используются следующие отдельные понятия:
аксиологический подход - ценностное, духовно-практическое освоение действительности, определенное отношение к реалиям, предусматривающее их оценку на основе учета специфики мотивирующих поведение человека и организующих взаимоотношения между людьми потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Аксиологический подход позволяет осмыслить значение полученных знаний, компетенций для человека и общества, раскрыть связь ценностных и практических аспектов познания и деятельности;
общенациональные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
возрастной подход - учет и использование физиологических, психических, социальных закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастом. Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, характерных для большинства людей одного возраста. В различных регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой. Возрастной подход призван создавать условия для эффективного решения задач, от которых зависит личностное развитие человека;
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
(в ред. Постановления КМ РТ от 02.04.2024 N 214)
духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения;
духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
качество воспитания - интегральная характеристика результата воспитательного процесса, направленного на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
(в ред. Постановления КМ РТ от 02.04.2024 N 214)
личностно ориентированный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход оказывает помощь ребенку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых форм самоопределения, самореализации и самоутверждения. Осуществить такой подход может педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понимать его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями;
национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, "малую Родину", т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
системно-деятельностный подход - подход, составляющий основу федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно ему, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих современным требованиям, осуществляется в деятельности, посредством деятельности, различных форм общения и дает ожидаемый эффект при наличии системы воспитательной работы. С точки зрения системно-деятельностного подхода, процесс воспитания компонента должен быть насыщен разнообразными видами и формами конструктивной деятельности и практик;
социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
6. Правовой основой и нормативными источниками, концептуальными основаниями разработки Стратегии являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
(в ред. Постановления КМ РТ от 22.06.2023 N 736)
(в ред. Постановления КМ РТ от 22.06.2023 N 736)
(в ред. Постановления КМ РТ от 22.06.2023 N 736)
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;