ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 июня 2015 года N 178-р


[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 МАРТА 2013 ГОДА N 83-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"]


1. Внести в распоряжение Правительства Орловской области от 7 марта 2013 года N 83-р следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике О.Н. Ревякина.";

2) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Департаменту финансов Орловской области обеспечить выделение средств в соответствии с Законом Орловской области от 5 декабря 2014 года N 1699-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в части финансирования мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике О.Н. Ревякина.


Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
А.Ю.БУДАРИН

     




Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 11 июня 2015 года N 178-р

     
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 7 марта 2013 года N 83-р



 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"


      Общее описание "дорожной карты"


1. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Орловской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социальной защиты населения.

Для полного удовлетворения потребностей населения в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.

Численность населения Орловской области на 1 января 2015 года по официальным статистическим данным составляет 765,2 тысячи человек.

В Орловской области наблюдается тенденция роста численности граждан нетрудоспособного возраста, которая составляла: в 2008 году - 196,2 тысячи человек, в 2009 году - 196,7 тысячи человек, в 2010 году - 199,2 тысячи человек, в 2011 году - 201,2 тысячи человек, в 2012 году - 204,0 тысячи человек, в 2013 году - 206,6 тысячи человек, в 2014 году - 209,1 тысячи человек, из них 42% - граждане в возрасте 70 лет и старше.

В 27 муниципальных образованиях области функционируют организации социального обслуживания, имеющие в своей структуре отделения:

социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых обслуживается более 8,5 тысячи пожилых граждан;

специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживающие более 600 пенсионеров, имеющих группу инвалидности, частично утративших способность к самообслуживанию;

временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживают 427 одиноких пожилых граждан;

срочного социального обслуживания населения, в которых ежегодно получают различные виды социальной помощи (денежной, натуральной) и социально-бытовых услуг более 78 тысяч человек;

социально-досуговой деятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов, где более 6 тысяч пенсионеров занимаются в различных кружках по интересам.

В связи с проводимой в течение 2011 - 2014 годов оптимизацией организаций социального обслуживания в составе центров социального обслуживания населения (в том числе комплексных) созданы отделения консультативной помощи; психолого-педагогической помощи семье и детям; профилактики безнадзорности несовершеннолетних; отделения социальной реабилитации, социально-досуговой деятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов, социально-досуговой деятельности для инвалидов с детства.

В процессе перепрофилирования организаций социального обслуживания, предоставляющих услуги семьям и детям, в 2011 году в Орловской области открылся центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. В 2012 году открыто бюджетное учреждение Орловской области "Кризисный центр помощи женщинам и детям "Орловский", в составе центра созданы стационарные отделения, организованы экстренная помощь для населения всей Орловской области, мобильные бригады. В 2013 году 3 организации, имеющие статус центров социальной помощи семье и детям, были перепрофилированы в социально-реабилитационные центры, 1 центр социальной помощи семье и детям, не имеющий стационарного отделения, в ходе реорганизационных мероприятий вошел в состав комплексного центра структурным подразделением. В 2014 году открыто хосписное отделение на базе бюджетного учреждения Орловской области "Центр социального обслуживания населения Хотынецкого района".

За 2014 год организациями социальной сферы обслужено 70,7 тысячи семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе на социальном патронате находилось 2,5 тысячи семей, также 20,5 тысячи несовершеннолетних получили различные виды социальных услуг. В стационарных отделениях детских организаций обслужено 1,8 тысячи детей.

В Орловской области на современном этапе функционирует 68 организаций социального обслуживания, в том числе 2 казенных учреждения и 66 бюджетных учреждений социального обслуживания населения, из них 56 - с круглосуточным пребыванием престарелых граждан, инвалидов и детей.

В области функционируют:

30 центров социального обслуживания населения, в том числе 20 домов ветеранов без статуса юридического лица;

15 домов-интернатов;

1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;

14 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, в том числе 4 межрайонных центра;

1 кризисный центр помощи женщинам и детям;

1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

2 центра социальной профилактики и реабилитации инвалидов;

1 реабилитационно-спортивный центр инвалидов;

1 центр социально-психологической реабилитации жителей Орловской области, пострадавших от радиационных аварий и катастроф;

2 учреждения социальной защиты населения.

В целях рационального использования денежных средств на развитие и укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, а также повышения эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания населения в 2015 году будет продолжена оптимизация сети организаций социального обслуживания населения путем слияния с сокращением административно-управленческого аппарата и ликвидацией малоэффективных структурных подразделений.

С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социального работника необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания населения возможны лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения в Орловской области.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения.

2.1. В организациях социального обслуживания наблюдается некоторый дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников и других категорий персонала, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.

Штатная численность работников организаций социального обслуживания Орловской области составляет 6474 единицы, фактическая среднесписочная численность за 2012 год - 6114 человек, за 2013 год - 5445 человек, за 2014 год - 5206,6 человека.

Фактическая численность социальных работников организаций социального обслуживания Орловской области составляла в 2011 - 2014 годах 1113 человек при штатной численности 1718 единиц. Прогноз численности на 2015 год - 1100 человек.

В 2011 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 5578 рублей или 38,4% к уровню среднемесячной заработной платы по Орловской области. По итогам 2012 года средняя зарплата социальных работников фактически составила 6 тысяч рублей или 36,6% к уровню средней зарплаты по Орловской области.

В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 25 июля 2012 года N 262 "О введении новой системы оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты населения Орловской области" с 1 октября 2012 года в учреждениях введена отраслевая система оплаты труда, что позволило значительно улучшить материальное обеспечение всех категорий работников социальных учреждений.

Так, в IV квартале 2012 года уровень среднемесячной заработной платы работников бюджетных учреждений социального обслуживания населения Орловской области фактически составил 9575 рублей, что на 33% выше уровня средней заработной платы по Единой тарифной сетке за 9 месяцев 2012 года.

В целом по итогам 2012 года среднемесячная заработная плата по отрасли сложилась на уровне 7719 рублей, что на 14% выше, чем в 2011 году.

По итогам 2013 года средняя заработная плата работников бюджетных учреждений социального обслуживания возросла более чем в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом и составила 10205 рублей.

Фактическая заработная плата социальных работников по итогам 2014 года составила 12731 рубль или 61,2% средней заработной платы по региону, которая составила 20803 рубля.

Прогноз средней месячной заработной платы социальных работников на 2015 год - 13436,5 рубля.

Средняя нагрузка на социального работника - 8 человек: 7 человек в селе, 11 человек в городе в соответствии со штатными нормативами, утвержденными постановлением Правительства Орловской области от 12 января 2015 года N 4 "Об утверждении нормативов штатной численности работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области".

Темп роста заработной платы соцработников в 2015 году к 2014 году - 5,5%. Плановое соотношение заработной платы социальных работников к средней заработной плате по области на 2015 год - 61,2%.

2.2. Материально-техническая база организаций социального обслуживания населения нуждается в модернизации.

Необходимы мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, создание более комфортных условий для клиентов социальных служб, расширение набора предоставляемых услуг (в том числе дополнительных платных), обеспечение равной доступности в получении необходимых для жизнеобеспечения социальных услуг независимо от места их проживания, степени самообслуживания и передвижения, организацию качественной социальной помощи и реабилитации, на создание доступной среды для маломобильных групп, повышение общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов.

В целях повышения качества и расширения спектра социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), в течение 2010 - 2014 годов в 56 организациях социального обслуживания населения были проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы на общую сумму 87,4 миллиона рублей.

Вместе с тем вопросы открытия новых отделений организаций социального обслуживания населения и укрепления материально-технической базы действующих организаций социального обслуживания населения, создания для пожилых людей более комфортных условий проживания, обслуживания, предоставления услуг медико-социальной, реабилитационной, социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей, являются актуальными.

В стационарных организациях социального обслуживания постоянно проживают более 2,5 тысячи престарелых граждан и инвалидов, из которых около 30% нуждаются в постоянном постороннем уходе.

Условия проживания граждан в организациях социального обслуживания населения соответствуют противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очередь на оказание услуги по помещению в стационарные организации социального обслуживания общего типа (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома ветеранов) отсутствует.

Обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов местами в стационарных организациях социального обслуживания составляет 98,8%.

На 1 января 2015 года 178 граждан состоят в очереди для помещения в психоневрологические стационарные организации социального обслуживания, что составляет 7,1% от числа получающих социальные услуги в стационарных организациях социального обслуживания.

На балансе организаций социального обслуживания населения по состоянию на 1 января 2015 года находится 205 зданий.

Инфраструктура 16 стационарных организаций социального обслуживания включает 55 зданий социального и хозяйственного назначений, в том числе 18 спальных корпусов.

В перспективе до 2018 года планируется открыть дополнительные отделения милосердия на 100 койко-мест в стационарных организациях социального обслуживания, а также ввести в действие реабилитационное отделение для инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, и строительство пристройки к психоневрологическому интернату, что позволит удовлетворить потребность граждан в данной услуге.

2.3. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.

В настоящее время из общего числа организаций социального обслуживания населения, оказывающих государственные услуги пожилым гражданам и инвалидам, детям, основная часть (68 учреждений или 97,1%) находится в ведении органов государственной власти Орловской области, и только 2 учреждения (2,9%) являются негосударственными.

В Орловской области осуществляется социальное партнерство с региональным Фондом социальной поддержки населения в части организации культурной, спортивной и экскурсионной деятельности для несовершеннолетних подростков, пожилых граждан и инвалидов, Фондом общественного здоровья "Выбор" - по реализации программы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни среди подростков, Фондом "Вера и возрождение" - по реабилитации детей с ограниченными возможностями с перспективой расширения количества организаций, работающих в данном направлении.

3. Целями "дорожной карты" являются:

1) совершенствование правового регулирования сферы социальной защиты населения;

2) оптимизация структуры и штатной численности организаций социального обслуживания населения путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики;

3) переподготовка и повышение квалификации работников организаций социального обслуживания, повышение заинтересованности работников в труде и поднятие престижа профессии социального работника;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»