Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год (пессимистичный прогноз) |
Среднемесячная численность граждан, признанных в установленном порядке безработными, тыс. человек | 10,2 | 9,1 | 24,3 | 23,5 | 18,3 | 11,9 | 10,3 | 8,9 | 13,3 |
Уровень регистрируемой безработицы, процентов | 1,4 | 1,3 | 3,4 | 3,3 | 2,6 | 1,7 | 1,5 | 1,3 | 1,9 |
В целях сохранения темпов роста экономического развития региона в условиях кризисных явлений в экономике страны, сохранения уровня занятости граждан и в соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года N 98-р, постановлением Правительства области от 13.02.2015 N 128-п "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, создана межведомственная комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области с целью организации и планирования контроля за развитием экономики Ярославской области.
План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусматривает разработку и реализацию региональной программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, а также различные финансовые и социально-политические меры поддержки ведущих отраслей экономики, проведение мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих предприятий и организаций Ярославской области, мониторинга и анализа эффективности мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда области.
Программа предусматривает консолидацию средств федерального и областного бюджетов для финансирования мероприятий, которые направлены на недопущение роста уровня безработицы в 2015 году выше 1,5 процента и целью которых является поддержка занятости работников организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с планами развития или оптимизации производства, реализующих проекты импортозамещения для обеспечения дальнейшего бесперебойного функционирования системообразующих организаций области, находящихся под угрозой массового увольнения, мероприятий, направленных на содействие занятости отдельных категорий граждан (таких как инвалиды, молодежь в возрасте от 22 до 30 лет), развитие и сохранение сферы социальных услуг. Программа включает следующие мероприятия:
- временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
- опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
- социальная занятость инвалидов;
- стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов.
6. SWOT-анализ Программы.
С целью выявления сильных и слабых сторон Программы, возможных рисков и перспектив при ее реализации был проведен SWOT-анализ факторов, влияющих на ход реализации мероприятий Программы:
Сильные стороны | Слабые стороны |
- высокая социальная значимость мероприятий Программы для экономики области; | - необходимость быстрого реагирования на изменения мероприятий Программы на всех этапах реализации; |
Возможности | Угрозы |
- предоставление Правительством Российской Федерации субсидий из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы; | - изменение состояния областного рынка труда на основе объективных политических и экономических предпосылок; |
Таким образом, реализация основных программных мероприятий обеспечит поддержку организаций, повысивших в последние годы эффективность и производительность труда, инвестировавших в развитие производства и создание новой продукции, но попавших в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам, временного снижения спроса на их продукцию, дефицита на сырьевом рынке или других объективных причин, за счет сохранения и развития кадрового потенциала в экономических точках роста для решения задач развития и обеспечения приоритетных направлений деятельности организаций.
Кроме того, реализация программных мероприятий позволит гражданам, находящимся под риском увольнения, избежать безработицы и сохранить занятость особо уязвимых на рынке труда категорий граждан, таких как родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждане, имеющие ограниченные возможности здоровья.
Невыполнение программных мероприятий и недостижение целевых показателей может привести к повышению уровня безработицы на региональном рынке труда, сокращению объемов и темпов производства на системообразующих предприятиях области.
Мониторинг эффективности принимаемых мер в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, будет осуществляться постоянно, и результаты проводимой работы в рамках реализации программных мероприятий будут рассматриваться на заседаниях межведомственной комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области.