Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2015 года N 188-ПП


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 17.03.2017 N 133-ПП.
____________________________________________________________________


В целях эффективного использования средств областного бюджета Правительство Мурманской области постановляет:

внести изменения в государственную программу Мурманской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 563-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 28.11.2014 N 589-ПП), изложив ее в новой редакции согласно приложению.

Губернатор
Мурманской области
М.В.КОВТУН






Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 20 мая 2015 года N 188-ПП

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ"


Срок реализации: 2014 - 2020 годы.

Ответственный исполнитель государственной программы - Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области.

Паспорт государственной программы Мурманской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"

Цели программы

1. Обеспечение населения региона сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства

2. Обеспечение безопасности продукции животного происхождения и эпизоотического благополучия на территории Мурманской области

Задачи программы

1. Повышение уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия местного производства на региональном рынке

2. Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности

3. Предотвращение возникновения и распространения заразных болезней животных, реализации некачественных и опасных пищевых продуктов животного происхождения

Целевые показатели программы

1. Доля продукции, производимой хозяйствующими субъектами области (доля собственного производства), в общем объеме потребления (молока, мяса всех видов)

2. Количество случаев заболевания людей болезнями, общими для человека и животных, выявляемых при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы пищевой продукции животного происхождения

Перечень подпрограмм

1. Подпрограмма 1 "Развитие агропромышленного комплекса"

2. Подпрограмма 2 "Устойчивое развитие сельских территорий Мурманской области" на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года

3. Подпрограмма 3 "Развитие государственной ветеринарной службы Мурманской области"

Сроки и этапы реализации программы

2014 - 2020 годы

Финансовое обеспечение программы

Всего по программе: 6195394,9 тыс. руб., в том числе:
ОБ - 4483191,9 тыс. руб., из них:
2014 г. - 609557,0 тыс. руб.,
2015 г. - 584583,1 тыс. руб.,
2016 г. - 589132,1 тыс. руб.,
2017 г. - 592571,3 тыс. руб.,
2018 г. - 715791,4 тыс. руб.,
2019 г. - 695898,3 тыс. руб.,
2020 г. - 695658,8 тыс. руб.,
ФБ <*> - 1225659,2 тыс. руб., из них:
2014 г. - 122894,3 тыс. руб.,
2015 г. - 142308,4 тыс. руб.,
2016 г. - 177247,2 тыс. руб.,
2017 г. - 196161,0 тыс. руб.,
2018 г. - 193652,1 тыс. руб.,
2019 г. - 195689,6 тыс. руб.,
2020 г. - 197706,6 тыс. руб.,
МБ <*> - 4227,0 тыс. руб., из них:
2014 г. - 0 тыс. руб.,
2015 г. - 0 тыс. руб.,
2016 г. - 0 тыс. руб.,
2017 г. - 0 тыс. руб.,
2018 г. - 2887,0 тыс. руб.,
2019 г. - 1020,0 тыс. руб.,
2020 г. - 320,0 тыс. руб.,
ВБС <*> - 482316,8 тыс. руб., из них:
2014 г. - 59972,8 тыс. руб.,
2015 г. - 77674,4 тыс. руб.,
2016 г. - 50657,4 тыс. руб.,
2017 г. - 68994,3 тыс. руб.,
2018 г. - 67388,6 тыс. руб.,
2019 г. - 73836,0 тыс. руб.,
2020 г. - 83793,3 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- к 2020 году доля продукции, производимой хозяйствующими субъектами области (доля собственного производства), в общем объеме потребления составит: молока 11,5 %, мяса всех видов 12,5 %;
- сохранение эпизоотического благополучия региона и снижение к 2020 году доли некачественной и опасной пищевой продукции животного происхождения, выявляемой при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, до 0,06 %

Ответственный исполнитель программы

Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области

Соисполнители программы

Комитет по ветеринарии Мурманской области,
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области,
Министерство здравоохранения Мурманской области

     ________________

<*> Указанные объемы финансирования из федерального, местного бюджетов и средств внебюджетных источников носят прогнозный характер и подлежат корректировке.

I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Мурманской области


Мурманская область относится к регионам с низким уровнем самообеспечения продовольствием. Значительный объем сельскохозяйственной продукции завозится в Мурманскую область из других субъектов Российской Федерации и импортируется из-за рубежа. По данным балансов продовольственных ресурсов за 2011 год, областные ресурсы мяса и мясных продуктов на 81,5 % формировались за счет их завоза из других регионов России и импорта, молока - на 83,8 %, яиц - на 52,9 %. Это обуславливает существенный разрыв между ценами производителей сельскохозяйственной продукции и потребительскими ценами. Для формирования регионального продовольственного рынка необходима поддержка местных производителей с целью оказания антиинфляционного воздействия на региональную экономику в целом.

Современное состояние и тенденции развития сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Мурманской области во многом определены теми преобразованиями, которые произошли в ходе рыночных реформ. За годы преобразований аграрному сектору области по многим параметрам развития так и не удалось превзойти дореформенный уровень и преодолеть воспроизводственный кризис. После резкого спада производства экономические показатели развития агропромышленного комплекса оставались неустойчивыми вследствие опережающего увеличения издержек над доходами, продолжающегося разрушения производственного потенциала, диспропорций в спросе и предложении продукции.

Мировой финансово-экономический кризис 2008 года углубил негативные последствия экономических реформ в аграрном секторе. За период реализации региональных целевых программ динамику производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов можно охарактеризовать как нестабильную.

По сравнению с 2006 годом объем сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) во всех категориях хозяйств в 2012 году уменьшился на 10,4 процента. За период 2007 - 2012 годов отрицательная динамика показателя отмечалась в 2010 году и в 2012 году, когда темпы отставания от прошлого года составили 2,3 % и 1,0 % соответственно. В целом невысокий темп снижения производства сельскохозяйственной продукции за 2007 - 2012 годы обусловлен ростом производства продукции животноводства на 16,4 процента, в то время как производство продукции растениеводства снизилось на 7,9 процента.

В процессе производства сельскохозяйственной продукции на территории области наибольший удельный вес занимают сельскохозяйственные организации (82 процента) и хозяйства населения (16 процентов). Доля участия крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 2,1 процента от общего объема продукции сельского хозяйства. Сельскохозяйственные организации остаются основными производителями молока и мяса всех видов. Хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства - основные производители картофеля и овощей.

Несмотря на общие неблагоприятные условия функционирования аграрного сектора, к 2012 году улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, повысилась их финансовая устойчивость. Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2012 году составил 77 процентов (в 2006 году - 71 процент).

Объем отгруженных товаров (работ, услуг) организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за 2012 год составил 29,7 млрд. рублей. В сопоставимой оценке объем производства пищевых продуктов за 2007 - 2012 годы вырос в 2,3 раза.

В последние годы темп роста среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства практически соответствует темпу ее роста в целом по области, в то же время прямой доход работающих на сельскохозяйственных предприятиях в виде заработной платы значительно ниже, чем в других отраслях экономики. Несмотря на то, что за 2007 - 2012 годы произошло увеличение заработной платы на сельскохозяйственных предприятиях в 2,7 раза, она в полтора-два раза ниже, чем оплата труда в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Отношение среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве области, к среднеобластному показателю на протяжении 2007 - 2012 годов не превысило 63 процентов.

С 2004 года в области проводится работа по улучшению жилищных условий граждан и молодых семей, проживающих в сельской местности, что позволило в период 2004 - 2012 годов 104 семьям, в том числе 21 молодой семье, получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья.

Несмотря на имеющиеся позитивные перемены в развитии агропромышленного комплекса (далее - АПК) области, остались системные проблемы его развития, к которым можно отнести:

- высокую кредиторскую задолженность сельскохозяйственных организаций, которая приблизилась к 2 млрд. руб., что равно стоимости производимой продукции;

- недостаточность собственных и привлеченных финансовых ресурсов для модернизации сельскохозяйственного производства и обновления сельхозтехники;

- существующую структуру распределения дохода от реализации сельскохозяйственной продукции по цепочке "производитель - переработчик - продавец", складывающуюся не в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- низкий уровень оплаты труда занятых в сельском хозяйстве работников и нехватку квалифицированных кадров;

- макроэкономические риски (высокие процентные ставки, рост долговой нагрузки на домашние хозяйства, изменение валютного курса и др.);

- сложную эпизоотическую ситуацию, сложившуюся в последние годы на территории Российской Федерации и прилегающих стран по ряду заразных болезней животных.

Все эти проблемы в агропромышленном комплексе усугубляются еще и дополнительно возникающими проблемами, связанными с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Доступность внутреннего рынка России для стран - участников ВТО, выравнивание цен на материально-технические ресурсы до уровня мировых, демпинговая политика западных стран - все это усиливает конкуренцию на российском продовольственном рынке и может привести к еще большему сокращению спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Присоединение России к ВТО стимулирует выведение агропромышленного комплекса на новый этап развития и прежде всего обозначает необходимость реальной модернизации экономики, без которой невозможно обеспечить рост производительности труда, снижение ресурсоемкости производства и в результате - повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных действий на основе государственной программы подъема отраслей агропромышленного комплекса на более высокий современный уровень, применения новых технологий и прогрессивных методов управления.

II. Приоритеты государственной политики, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы реализации государственной программы


Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа) разработана с учетом положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-Р, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013 N 768-ПП/20.

Государственная программа также учитывает положения Указа Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" и технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880), отражающие вопросы продовольственной безопасности страны.

Целями государственной программы являются:

- обеспечение населения региона сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства;

- обеспечение безопасности продукции животного происхождения и эпизоотического благополучия на территории Мурманской области.

Достижение целей государственной программы обеспечивается за счет решения следующих задач:

- повышение уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия местного производства на региональном рынке;

- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

- предотвращение возникновения и распространения заразных болезней животных, реализации некачественных и опасных пищевых продуктов животного происхождения.

Динамика развития агропромышленного комплекса Мурманской области до 2020 года будет определяться многими факторами. Положительно скажутся меры, принятые в последние годы на федеральном и региональном уровнях по укреплению финансовой устойчивости агропромышленного производства, а также техническому перевооружению и модернизации производства. В то же время сохраняющиеся системные проблемы в сельском хозяйстве, в том числе инфляционные, а также последствия вступления России в ВТО можно рассматривать в качестве рисков и угроз устойчивого развития агропромышленного комплекса.

В настоящее время для реализации положений, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120, назрела необходимость государственной поддержки развития отраслей перерабатывающей промышленности региона.

Реализация мероприятий госпрограммы позволит увеличить объемы производства и реализации комбикормов для нужд животноводства, муки для хлебопекарных предприятий и населения области с улучшением потребительских свойств и расширением ассортимента выпускаемой продукции и в дальнейшем достичь конкурентного уровня цен на производимые комбикорма по сравнению с производителями других регионов, сохраняя конкурентоспособность продукции.

Программные мероприятия по технической и технологической модернизации производства в агропромышленном комплексе позволят снизить трудо- и ресурсоемкость производства продукции, повысить ее качество, условия и сроки ее хранения, расширить ассортимент. Тем самым будет достигнут конкурентный уровень издержек и цены реализации, высокий уровень рентабельности и получение прибыли в объемах, позволяющих вести безубыточное производство.

Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса в Мурманской области должно стать общеэкономической предпосылкой успешного решения накопленных у местных товаропроизводителей финансовых и производственных проблем, а также фактором стабилизации постоянно растущих цен на сельскохозяйственную продукцию и отдельные продовольственные товары (яйца, молоко, мясо) на региональном рынке.

В развитии сельских территорий прогнозируется решить жилищную проблему как минимум для 20 семей, проживающих в сельской местности;

- повысить уровень инженерного обустройства села: питьевой водой - с 91,6 процента до 95 процентов;

- ввести в действие 9 фельдшерско-акушерских пунктов; обеспечить жителям доступ к учреждениям культурно-досугового типа в сельской местности.

С целью повышения конкурентоспособности региональной экономики и интенсификации механизмов государственно-частного партнерства в долгосрочной перспективе планируется создание экспортно-ориентированного продовольственного кластера.

В сфере развития государственной ветеринарной службы региона основным ожидаемым результатом реализации госпрограммы является эпизоотическое благополучие региона.

III. Перечень показателей государственной программы

N п/п

Государственная программа, показатель

Ед. изм.

Значение показателя

Источник данных

Соисполнитель, ответственный за выполнение показателя

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"

I

Показатели целей государственной программы:

1.1

Доля продукции, производимой хозяйствующими субъектами области (доля собственного производства), в общем объеме потребления

Федеральная служба государственной статистики (код работы 061741564)

Комитет по АПК и ПР МО

- молока

%

13,6

13,4

13,2

13,2

10,8

11,0

11,1

11,2

11,3

11,4

11,5

- мяса всех видов

%

19,9

20,4

16,1

21,3

11,6

12,0

12,1

12,2

12,3

12,4

12,5

1.2

Количество случаев заболевания людей болезнями, общими для человека и животных, выявляемых при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы пищевой продукции животного происхождения

ед.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ведомственный мониторинг

Комитет по ветеринарии МО

II

Показатели задач государственной программы (целей подпрограмм):

2.1

Подпрограмма 1 "Развитие агропромышленного комплекса"

2.1.1

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

%

99,0

101,8

81,9

101,8

82,5

100,0

100,1

100,2

100,5

100,9

101,0

Федеральная служба государственной статистики (код работы 032324082)

Комитет по АПК и ПР МО

2.1.2

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий)

%

-2,9

-0,9

-11

-0,3

1,7

2,0

2,1

2,2

2,3

2,4

2,5

ведомственный мониторинг

Комитет по АПК и ПР МО

2.1.3

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)

тыс. руб.

21,3

22,8

25,1

26,5

26,1

26,4

26,4

26,6

26,6

26,9

27,1

Федеральная служба государственной статистики (код работы 141244562)

Комитет по АПК и ПР МО

2.2

Подпрограмма 2 "Устойчивое развитие сельских территорий Мурманской области" на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года

2.2.1

Коэффициент миграционного прироста (+), убыли (-) населения сельской местности

%

-10,2

-9,7

-12,9

-9,3

-9,3

-8,8

-8,4

-7,9

-7,5

-7,1

-6,8

Федеральная служба государственной статистики (коды работ 141144092, 141141007)

Комитет по АПК и ПР МО

2.3

Подпрограмма 3 "Развитие государственной ветеринарной службы Мурманской области"

2.3.1

Количество случаев возникновения очагов особо опасных болезней животных

ед.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ведомственный мониторинг

Комитет по ветеринарии МО

2.3.2

Доля выявленной некачественной и опасной пищевой продукции животного происхождения при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы

%

0,08

0,13

0,04

0,12

0,125

0,11

0,1

0,09

0,08

0,07

0,06

ведомственный мониторинг

Комитет по ветеринарии МО

2.3.3

Количество выявленных очагов заразных болезней животных

ед.

1

4

5

4

6

4

3

2

1

0

0

ведомственный мониторинг

Комитет по ветеринарии МО

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»