Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2013 года N 768-ПП/20

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2017 N 351-ПП)


В целях определения целей и задач социально-экономического развития, а также приоритетов государственной политики Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Исполнительным органам государственной власти Мурманской области при разработке стратегий, государственных программ руководствоваться основными положениями Стратегии.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Мурманской области при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, муниципальных программ руководствоваться основными положениями Стратегии.

4. Руководителям исполнительных органов государственной власти Мурманской области направить в Министерство экономического развития Мурманской области согласованные с курирующими заместителями Губернатора Мурманской области предложения в план мероприятий по реализации Стратегии в соответствии с формой, разработанной Министерством экономического развития Мурманской области, в срок до 20.01.2014.

5. Министерству экономического развития Мурманской области (Тихонова Е.М.) совместно с исполнительными органами государственной власти Мурманской области сформировать и представить на рассмотрение Правительства Мурманской области план мероприятий по реализации Стратегии в срок до 15.02.2014.

6. Признать утратившими силу постановления Правительства Мурманской области:

- от 26.08.2010 N 383-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года";

- от 23.12.2011 N 693-ПП/15 "О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 26.08.2010 N 383-ПП".

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Мурманской области Тюкавина А.М.

Губернатор
Мурманской области
М.В.КОВТУН


Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 25 декабря 2013 года N 768-ПП/20

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2017 N 351-ПП)


 Общие положения


Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (далее - Стратегия) является основополагающим документом системы управления развитием региона, его экономики, социальной сферы, человеческого потенциала. Она фиксирует согласованные позиции по поводу перспектив развития таких разноплановых игроков, как государственная власть (в т.ч. учитывает приоритеты, планы и позиции федеральных органов власти), местное самоуправление, общество, бизнес и наука, и является для всех руководством к действию.

В Стратегии учтены основные положения документов федерального уровня, отражающих государственную политику в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, отдельных макрорегионов и отраслей экономики. В их числе: указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688 (далее - Указы), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года, федеральные отраслевые стратегии и государственные программы Российской Федерации и др.


Профиль Мурманской области


Мурманская область - субъект Российской Федерации, образованный 28 мая 1938 года и расположенный на Северо-Западе Европейской части России. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь Мурманской области составляет 144,9 тыс. кв. км (0,86 % площади России), численность населения на 1 января 2013 года - 780,4 тыс. чел., плотность населения - 5,4 чел. на кв. км. Мурманская область относится к высокоурбанизированным регионам России (доля городского населения - 92,7 %). Здесь проживают коренные малочисленные народы Севера, среди которых самые многочисленные - саамы (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 1,6 тыс. чел.).

Мурманская область располагается на Кольском полуострове, омывается водами Баренцева и Белого морей (протяженность береговой линии - около 2 тыс. км). Она отличается исключительным богатством и разнообразием природно-ресурсной базы: от рудных полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, имеющих стратегическое значение для развития Российской Федерации, до водных ресурсов, роль которых неуклонно повышается в условиях прогнозируемого глобального дефицита пресной воды. В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, наибольшее значение для развития национальной экономики и экспортную привлекательность из которых имеют медно-никелевые, железные, апатит-нефелиновые руды, руды редких и редкоземельных металлов. Существенны запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней.

Значителен вклад Мурманской области в экономику России - регион производит 100 % апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, 45 % никеля, 11 % железорудного концентрата, 7 % рафинированной меди. На континентальном шельфе прилегающего к Мурманской области Баренцева моря разведаны нефтегазовые ресурсы, среди которых уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, имеющее стратегическое значение не только в региональном, но и в национальном масштабах. Акватории морей, омывающих Мурманскую область, богаты водными биоресурсами, регион производит около 15 % рыбопродукции, обеспечивает 16 % общероссийского вылова гидробионтов, промысловые и рыбоводческие предприятия области лидируют в Российской Федерации по отгрузке товаров собственного производства, выполнению работ и услуг собственными силами (доля Мурманской области в стране по этому показателю составляет почти 22 %), здесь созданы все условия для активного развития аква- и марикультуры. В реках Кольского полуострова и прилегающих к ним акваториях Баренцева и Белого морей находятся зоны прохода и нерестовой миграции ценных видов водных биоресурсов.

Кольский полуостров отличается уникальными ландшафтами, что предопределяет возможность развития регионального туристско-рекреационного комплекса.

Мурманская область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий России. Производимая электроэнергия в полном объеме обеспечивает спрос внутри области, более четверти выработанной электроэнергии поступает в объединенную энергосистему России, а также на экспорт в Финляндию и Норвегию.

Мурманский морской порт - единственная незамерзающая глубоководная и имеющая прямой и удобный доступ к океанским магистралям обустроенная гавань в Европейской части России. Здесь берет начало стратегическая морская транспортная артерия - Северный морской путь, обеспечивающий доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан. В порту базируется атомный ледокольный флот, обеспечивающий функционирование маршрута. На территории области размещаются важнейшие стратегические объекты: база Северного флота (ЗАТО г. Североморск) и Кольская АЭС (г. Полярные Зори) (рис. N 1).


  Рисунок N 1. Мурманская область


На территории Мурманской области развернута широкая сеть образовательных организаций, здесь расположены институты и учреждения <1> Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН), которые обеспечивают высокий уровень фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями.

     ________________

<1> Геологический институт, Горный институт, Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева, Полярный геофизический институт, Мурманский морской биологический институт, Полярно-альпийский ботанический сад-институт, Институт проблем промышленной экологии Севера, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина, Институт информатики и математического моделирования технологических процессов, а также учреждения при КНЦ РАН: Центр физико-технических проблем энергетики Севера, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона, отдел исследований природных и синтетических нано- и микропористых веществ (Центр наноматериаловедения), Научный отдел медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике.

Регион глубоко интегрирован в международные и трансрегиональные взаимодействия, регламентируемые международными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами. Мурманская область граничит на западе с Республикой Финляндия и, следовательно, с Европейским союзом, на северо-западе - с Королевством Норвегия, входит в состав Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР), активно вовлечена в программы международного приграничного сотрудничества. На территории региона реализуются международные проекты, способствующие сохранению окружающей природной среды в Арктике, повышению ядерной и радиационной безопасности, активизации экономического, научно-технического и культурного взаимодействия, а также укреплению добрососедских отношений России с приарктическими государствами.

Мурманская область состоит из 12 городских округов и 5 муниципальных районов. Статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) имеют 5 городских округов.


Историческая ретроспектива


За время своего исторического существования, начиная с первых поселений новгородцев на Кольском полуострове, Мурманская область прошла сложный путь развития от практически необжитой территории до развитого индустриального центра Севера России. В рамках ретроспективного анализа истории освоения земель и ресурсов региона выделяется несколько основных периодов.

До начала XX века территория Мурманской области оставалась слабонаселенной и малоизученной окраиной Российской империи. С побережья Кольского полуострова, заселенного поморами и коренным населением, велся рыболовный и зверобойный промысел, морские пути использовались для торговли с Европой. Судоходство стало важнейшим фактором развития территории, во многом предопределяя и сегодняшнюю ориентацию региональной экономики на изучение, освоение и эксплуатацию морских пространств и ресурсов. В конце XIX века началось развитие промышленности, связанной с рыбодобычей и переработкой, интенсивными темпами начала расти лесопильная промышленность. С начала XX века и вплоть до Первой мировой войны здесь проводились географические экспедиции, результатом которых в период первичной индустриализации в России стали развитие лесозаготовок на юге региона, создание порта Екатерининская гавань (сегодняшний г. Полярный), строительство железной дороги, соединившей Центральную Россию и северный берег Кольского полуострова, а также порта Романов-на-Мурмане.

С началом Первой мировой войны возникла необходимость поиска новых путей доставки грузов и оружия. В Кольском заливе начинается строительство торгового порта, а также создание Кольской военно-морской базы. Таким образом, именно военно-стратегические задачи, выгодное географическое положение и значительный транспортно-транзитный потенциал обусловили переход к активному освоению Кольского полуострова. В 20-е годы XX века в условиях дипломатической изоляции начинает вырабатываться новый взгляд на Кольский полуостров как на важный источник ресурсов для развития экономики Советской России. В плане ГОЭЛРО 1920 года Европейский Север России предполагалось превратить в мощный индустриальный район, а на Мурманск возлагалась также функция товарообмена с зарубежными странами наряду с Петроградом. Это означало рост статуса территории и привело к образованию в 1921 году самостоятельной Мурманской губернии.

В довоенный период советской индустриализации практически сложился промышленный и культурный облик Мурманской области, определились ее миссия, роль и значение для страны. Сформировались основные направления специализации региональной экономики: освоение минеральных и биологических ресурсов; использование транспортно-транзитного потенциала; обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны.

После Великой Отечественной войны началось возрождение горно-химической, металлургической и лесной промышленности. Апатит, никель, кобальт, медь занимают постоянное место в структуре экспорта. Возникают новые отрасли промышленности - железорудная и алюминиевая. Начинается океанический промысел водных биоресурсов у берегов Шпицбергена и Исландии. Возводятся новые производственные мощности на Мурманской судоверфи, активно развивается судоремонт. В 50 - 60-е годы XX столетия опережающими темпами идет энергетическое строительство. Таким образом, Мурманская область превращается в мощный индустриальный и стратегически важный регион - место базирования Северного флота и форпост освоения Арктики. Промышленные технологии предполагали массовое использование рабочей силы, что запустило процесс быстрого роста численности населения. Рабочие поселки разрастаются и постепенно приобретают статус городов. К концу 1980-х годов численность населения региона составляла уже более 1200 тыс. чел.

В 1990-е годы Мурманская область столкнулась с шаткостью своей позиции ресурсно-стратегического региона, что выразилось в неспособности центральной власти поддерживать инвестиционную и мотивационную составляющие развития на прежнем уровне (рис. N 2).


  Рисунок N 2. Историческая ретроспектива развития Мурманской области


Таким образом, выгодное географическое положение, богатство и разнообразие природно-ресурсной базы всегда выступали основой для развития региональной экономики и социальной сферы, они же во многом продолжают определять и современное положение региона. При этом история освоения Кольского полуострова практически всегда напрямую зависела от государственной поддержки развития северных территорий.


SWOT-анализ конкурентоспособности Мурманской области


Любые внутренние и внешние факторы, а также характерные особенности региона всегда носят двойственный характер: одни и те же процессы могут нести в себе как новые возможности, так и риски для его долгосрочного развития. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года призвана наметить пути и механизмы работы со складывающейся системой вызовов, использовать и позитивные, и негативные стороны существующего положения с тем, чтобы максимально эффективно учесть их в целях успешного социально-экономического развития.


Основные проблемы развития. Слабые стороны, вызовы и риски


Анализ динамики статистических показателей развития Мурманской области в период с 1990 года по 2012 год позволяет определить основные проблемы в развитии региона. С начала 1990-х годов положение Мурманской области существенно изменилось по основным социальным и экономическим показателям. В экономической сфере противостояние последствиям экономических кризисов в этот период показало меньшую гибкость экономики региона на фоне Северо-Западного федерального округа и России в целом. Несмотря на превышение до 2011 года значения ВРП на душу населения Мурманской области над аналогичным показателем федерального округа и России в целом, динамика индекса физического объема ВРП заметно отстает от среднероссийской (рис. N 3).


  Рисунок N 3. Динамика показателей ВРП Мурманской области в сравнении с Северо-Западным федеральным округом и Россией


В первую очередь это объясняется преобладанием в структуре ВРП Мурманской области промышленного производства, а в нем - отраслей тяжелой промышленности, основанных на добыче природного сырья (рис. N 4).



  Рисунок N 4. Структура ВРП и промышленного производства Мурманской области по видам экономической деятельности в 2011 году, %


Однако именно промышленный сектор, его горнодобывающая и металлургическая составляющие обеспечили относительную устойчивость в период системного кризиса 1990-х годов, когда оборонная функция, судоремонт, рыбная отрасль и научная деятельность переживали глубокий упадок.

Одна из ключевых макроэкономических проблем развития Мурманской области заключается в моноструктурном характере производственных отношений, ориентированных во многом на эксплуатацию природных ресурсов. Наблюдается преобладание элементов экстенсивного развития, превышение потребления ресурсной базы над ее воспроизводством (истощительный характер природопользования). Как результат, происходит усиление диспропорций в региональной экономике. Во-первых, увеличение пространственной асимметрии в социально-экономическом развитии отдельных территорий. Во-вторых, усугубляющийся структурный дисбаланс по степени и приоритетам развития видов хозяйственной деятельности внутри отдельных районов и между ними на фоне недостаточного развития сферы услуг. Прямым следствием этой тенденции становится социальное расслоение занятых различными видами экономической деятельности и по уровню доходов. В-третьих, сегментная несбалансированность присутствия в региональной экономике крупного бизнеса, с одной стороны, среднего и малого - с другой. В целом в обслуживающих, сервисных производствах малый и средний бизнес, обеспечивающий рабочими местами определенную часть активного населения, свой потенциал роста не исчерпал.

Кроме того, ориентация на индустриальное развитие региона в XX веке, а также стратегическое военно-политическое положение области предопределили моноспециализацию хозяйства в рамках отдельных районов Мурманской области. Значительная часть населения "привязана" к ключевым промышленным, прежде всего горнодобывающим, предприятиям и объектам Вооруженных Сил Российской Федерации. По данным на 2012 год, не менее 36 % населения Мурманской области проживает в моногородах и закрытых административно-территориальных образованиях, при этом первая группа населения целиком зависит от благополучия и рыночной конъюнктуры соответствующих отраслей, предприятий и контролирующих их корпораций, а вторая - от государственной политики по развитию Вооруженных Сил.

До сих пор нестабильны (с тенденцией падения в последние 2 года) улов и добыча других морепродуктов, а также связанный с ними объем производства основных видов товарной продукции в рыбохозяйственном комплексе Мурманской области, определяемые неустойчивостью сырьевой базы рыболовства (рис. N 5). В структуре экспорта преобладает продукция первичной переработки (более 60 % в 2012 году), однако увеличивается и объем продукции более глубокой переработки (объем экспорта филе рыб за последние 2 года возрос более чем в 2 раза). При этом в области активно развивается аквакультура - объем выращивания товарной рыбы увеличился более чем в 30 раз (с 440 тонн в 2007 году до 16,3 тыс. тонн в 2012 году).


  Рисунок N 5. Рыбохозяйственный комплекс Мурманской области <2>

     ________________

<2> В связи с изменениями в методологии статистического учета за 1990 - 2008 гг. представлен показатель "товарная пищевая продукция, включая консервы рыбные, тыс. т", 2009 - 2012 гг. - "рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные, тыс. т".