РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 августа 2011 года N 1459-р
[О КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕТИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ, АВТОГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ И МНОГОТОПЛИВНЫХ СТАНЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2013 - 2015 ГОДЫ"]
(в редакции распоряжения КМ Республики Татарстан от 10.11.2012 N 2018-р)
В целях создания здоровой конкуренции на топливном рынке республики, упорядочения строительства и размещения в республике объектов дорожного сервиса, в том числе автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций на территории Республики Татарстан, а также осуществления их проектирования и строительства в соответствии с требованиями нормативных документов:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Целевой программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013 - 2015 годы".
(в ред. распоряжения КМ Республики Татарстан от 10.11.2012 N 2018-р)
2. Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, государственным бюджетным учреждением "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан" и иными заинтересованными организациями разработать и представить в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Татарстан проект Целевой программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013 - 2015 годы".
(в ред. распоряжения КМ Республики Татарстан от 10.11.2012 N 2018-р)
3. Предложить руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан представить до 1 октября 2011 года в Министерство энергетики Республики Татарстан предложения по формированию проекта указанной Программы.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕТИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ, АВТОГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ И МНОГОТОПЛИВНЫХ СТАНЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
(в ред. распоряжения КМ Республики Татарстан от 10.11.2012 N 2018-р)
Концепция Целевой программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013 - 2015 годы" (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы и основные направления развития сферы нефтепродуктообеспечения, а также ожидаемые к 2015 году результаты реализации государственной политики в области нефтепродуктообеспечения.
(в ред. распоряжения КМ Республики Татарстан от 10.11.2012 N 2018-р)
Концепция разработана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.08.2008 N 1286-р, с учетом Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, Программой развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на 2006 - 2020 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 13 января 2007 года N 7-ЗРТ "Об утверждении Программы развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на 2006 - 2020 годы". Целью разработки проекта Целевой программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013 - 2015 годы" (далее - программа) является упорядочение строительства и размещения объектов придорожного сервиса, систематизация отводов земельных участков под их строительство в придорожной полосе.
(в ред. распоряжения КМ Республики Татарстан от 10.11.2012 N 2018-р)
Предприятия сферы нефтепродуктообеспечения являются важным элементом топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан. Сложившаяся к настоящему времени ситуация на рынке нефтепродуктообеспечения Республики Татарстан характеризуется стабильно растущим потреблением светлых нефтепродуктов и ростом предприятий малого и среднего бизнеса по их розничной реализации. В то же время размещение автозаправочных станций не отвечает требованиям генеральных планов застройки населенных пунктов. В частности, некоторые автозаправочные, автогазозаправочные и многотопливные станции (далее - Станции) располагаются без соблюдения пожарной и экологической безопасности, без учета транспортных потоков, схем градостроительства, что в дальнейшем делает их деятельность нерентабельной.
В связи с этим возникает необходимость рационализации формирующейся в настоящее время сети сбыта моторного топлива, усиления контроля за выполнением установленных законодательством требований к размещению Станций.
Топливный рынок Республики Татарстан - совокупность экономических субъектов (физических и юридических лиц) на территории Республики Татарстан, потребляющих моторное топливо.
Топливозаправочный комплекс Республики Татарстан - совокупность объектов, предназначенных для заправки автотранспортных средств моторным топливом, сжиженным (сжатым) углеводородным газом и маслами, а также объектов, предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов и газов.
Сфера деятельности топливозаправочного комплекса - обеспечение потребителей республики жидким, газовым моторным топливом и смазочными материалами.
АЗС - автозаправочные станции.
АГЗС - автогазозаправочные станции.
МАЗС - многотопливные автозаправочные станции.
ГСМ - горюче-смазочные материалы.
Целью развития сети Станций является полное удовлетворение потребительского спроса в моторном топливе (цена - качество), снижение уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение потребителей моторным топливом, отвечающим действующим требованиям экологических стандартов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить текущую и прогнозируемую емкость топливного рынка;
обеспечить топливную безопасность республики, предусматривая производство собственного моторного топлива;
создать здоровую конкуренцию на топливном рынке республики;
определить меры, направленные на упорядочение размещения Станций в республике;
обеспечить повышение экологической безопасности объектов топливозаправочного комплекса;
абзац исключен. - Распоряжение КМ Республики Татарстан от 10.11.2012 N 2018-р;
проанализировать сложившуюся сеть размещения Станций, определить ее недостатки и подготовить предложения по ее совершенствованию.
Нефтепродуктообеспечение - важнейшая отрасль экономики, в которой обращаются значительные финансовые и товарные ресурсы, величина которых обусловлена тем, что реализуемый товар является высоколиквидным и его оборот позволяет получить прибыль за короткий период времени.
Реализация нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива, и масел конечным потребителям производится через Станции и нефтебазы. Основными потребителями нефтебаз являются предприятия промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
На территории Республики Татарстан расположены 36 нефтебаз, 9 из которых не эксплуатируются. ОАО "Татнефть" принадлежат 5 нефтебаз, 18 нефтебаз являются собственностью дочерних предприятий и филиалов ОАО "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" (далее - ОАО "ХК "Татнефтепродукт"). Остальные нефтебазы являются ведомственными или частными. Помимо нефтебаз, в республике имеются топливо- и мазутохранилища, склады ГСМ и товарные парки, принадлежащие различным организациям.
По данным государственного бюджетного учреждения "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан", на территории Республики Татарстан расположены 939 станций (793 - АЗС и 146 - АГЗС), из них эксплуатируются 807.
Принадлежность автозаправочных и автогазозаправочных станций:
1. ОАО "Татнефть" - 163 объекта;
2. ОАО "ХК "Татнефтепродукт" - 148 объектов;
3. Предприятия малого и среднего бизнеса - 495 объектов;
4. Ведомственные - 133 топливозаправочных пункта.
В настоящее время на территории республики не эксплуатируются 132 объекта.
Большая часть производственных мощностей по хранению и реализации нефтепродуктов принадлежит ОАО "ХК "Татнефтепродукт". Субъекты нефтепродуктообеспечения Республики Татарстан при закупках нефтепродуктов ориентируются на продукцию ОАО "ТАИФ-НК" и нефтеперерабатывающих заводов близлежащих регионов с учетом ценовой конъюнктуры.
В отрасли нефтепродуктообеспечения автомобильного транспорта Республики Татарстан в настоящее время занято свыше 8 тыс. человек.
Именно в этом секторе экономики республики в настоящее время активно развивается малый и средний бизнес. В целом по России доля продавцов нефтепродуктов, не входящих в вертикально интегрированные компании, составляет примерно 50 процентов и состоит из предприятий малого и среднего бизнеса. Являясь важным элементом экономики, эти предприятия обеспечивают функционирование рыночных механизмов, удерживая топливный рынок от превращения в олигополию.
Наиболее значительную роль малый и средний бизнес в сфере нефтепродуктообеспечения играет в крупных городах республики, таких как Набережные Челны, Казань, Елабуга и Зеленодольск. ОАО "Татнефть" и ОАО "ХК "Татнефтепродукт" в этих городах представлены меньшим количеством станций.
В настоящее время республиканский рынок нефтепродуктов сбалансирован, в нем представлены элементы крупного, среднего и малого бизнеса и существуют объективные условия для добросовестной конкуренции и работы естественных рыночных механизмов.
В то же время для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого предпринимательства, их взаимоотношения с органами государственной власти и другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с целевым сценарием Генеральной схемы развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года ожидается стабилизация объемов добычи на уровне 505 млн тонн в год, объемов нефтепереработки - 230 - 240 млн тонн в год. В основном прирост будет обеспечиваться за счет освоения запасов в Западной, Восточной Сибири и на шельфе Каспийского моря. В этих условиях удельный вес татарстанской нефти в общем объеме добычи сохранится на уровне 6,5 процента.
Согласно требованиям Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 "Об утверждении Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2008 N 1076, от 21.04.2010 N 268 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2008 N 712) (далее - Технический регламент "О требованиях к топливу"), в России вводятся новые стандарты в отношении моторного и дизельного топлива. В связи с этим ожидается увеличение инвестиций в модернизацию российских нефтеперерабатывающих заводов. Некоторые заводы уже готовы перейти на новые стандарты, на других реконструкция либо ведется, либо ее начало планируется в ближайшее время.
К 2015 году ожидается рост производства бензина и дизельного топлива за счет увеличения глубины переработки нефти до 79 процентов.
Таким образом, доля перерабатываемой нефти в Республике Татарстан в общем объеме переработки нефти в России в 2015 году увеличится с 3,4 до 6,5 процента (в зависимости от объема дополнительно введенных мощностей).
В республике на базе имеющейся установки ЭЛОУ-АВТ создан современный нефтеперерабатывающий завод ОАО "ТАИФ-НК", освоено производство автомобильного бензина, авиационного топлива, соответствующих экологическому стандарту Евро-4, введен единственный в Российской Федерации завод по производству синтетических моторных масел ООО "Татнефть-Нижнекамск-нефтехим-ойл".
Тем не менее в настоящее время в Республике Татарстан перерабатывается не более четверти добываемой нефти. Учитывая приоритетную задачу по структурной перестройке экономики и уходу от экспортно-сырьевой модели развития, а также высокую степень зависимости социально-экономического развития региона от мировых цен на нефть, вопросы развития качественного и конкурентного рынка топлива внутри страны в комплексе с мерами таможенно-тарифной политики являются стратегически важными для Российской Федерации.
С октября 2010 года начато освоение первой очереди комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО "ТАНЕКО" в Нижнекамске, рассчитанного на переработку 7 млн тонн нефти в год. На установках первой очереди комплекса планируется производство прямогонного бензина, печного топлива, технического керосина, сжиженных газов, вакуумного газойля, топочного мазута.
Параллельно с вводом в эксплуатацию первой очереди комплекса указанных заводов ОАО "ТАНЕКО" ведется реализация этапа проекта по углублению переработки нефти за счет строительства комплекса гидрокрекинга с производством смазочных масел. На сегодняшний день смонтировано основное технологическое оборудование установки. С завершением реализации указанного проекта предусматривается выпуск 18 видов продукции высокого передела нефти, в том числе и моторного топлива класса-5.
В перспективе планируется увеличение перерабатывающих мощностей до 14 млн тонн.
Программа развития нефтеперерабатывающего завода ОАО "ТАИФ-НК" предусматривает реализацию следующих проектов:
реконструкция установки ЭЛОУ-АВТ-7 с доведением мощности до 7 350 тонн нефти;
строительство дополнительного реактора для обессеривания дизельного топлива для доведения его до класса-5;
увеличение мощности установки каталитического крекинга завода бензинов до 1 млн тонн в год по сырью;
строительство комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода;
повышение качественных показателей бензина каталитического крекинга и развитие компонентной базы для производства автомобильных бензинов, соответствующих требованиям Технического регламента "О требованиях к топливу".
Решая вопросы развития топливозаправочного комплекса Республики Татарстан, необходимо исходить из потребностей в ГСМ автотранспортных средств Республики Татарстан. Данные статистической отчетности содержат погрешности, обусловленные многими причинами, поэтому не раскрывают истинной картины потребности в нефтепродуктах.
Для определения объемов потребления нефтепродуктов в республике различными ведомствами были проведены исследования рынка нефтепродуктов Республики Татарстан. Ранее расчеты проводились Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан и Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан. В расчетах последнего принимались объемы ввозимых нефтепродуктов на территорию республики, за исключением транзита, а также объемы нефтепродуктов собственного производства, реализуемых на территории республики.
Методика расчета потребности в ГСМ в республике основана на опросе всех крупных и средних предприятий промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, торговли, строительства, а также бюджетных организаций. В настоящей Концепции представлены результаты расчетов, уточненных Министерством энергетики Республики Татарстан с учетом роста автомобильного парка в Республике Татарстан и потребления ГСМ.