Закон Республики Татарстан
от 13 января 2007 г. N 7-ЗРТ
"Об утверждении Программы развития топливно-энергетического комплекса
Республики Татарстан на 2006-2020 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Республики Татарстан от 5 апреля 2019 года N 27-ЗРТ
____________________________________________________________________
Принят Государственным Советом РТ 22 декабря 2006 года
Статья 1
Утвердить Программу развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на 2006-2020 годы (далее - Программа) (прилагается).
Статья 2
Кабинету Министров Республики Татарстан:
предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2007-2020 годы;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в шестимесячный срок, разработать нормативные правовые акты, предусмотренные Программой.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Татарстан | М.Ш.Шаймиев |
г.Казань, 13 января 2007 года, N 7-ЗРТ
Приложение
к Закону Республики Татарстан
от 13 января 2007 г. N 7-ЗРТ
Программа
развития топливно-энергетического комплекса
Республики Татарстан на 2006-2020 годы
Паспорт
Программы развития топливно-энергетического комплекса
Республики Татарстан на 2006-2020 годы
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование документа¦Программа развития топливно-энергетического¦
¦ ¦комплекса Республики Татарстан на 2006-2020 годы¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Основание разработки¦Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2005¦
¦Программы ¦года N 133-ЗРТ "Об утверждении Программы¦
¦ ¦социально-экономического развития Республики¦
¦ ¦Татарстан на 2005-2010 годы"; ¦
¦ ¦распоряжение Правительства Российской Федерации¦
¦ ¦от 28 августа 2003 года N 1234-р "Об утверждении¦
¦ ¦Энергетической стратегии России до 2020 года" ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Заказчик Программы ¦Кабинет Министров Республики Татарстан ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Основные разработчики¦Межведомственные рабочие группы согласно¦
¦Программы ¦распоряжению Кабинета Министров Республики¦
¦ ¦Татарстан от 5 марта 2004 года N 275-р ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Цели Программы ¦Максимально эффективное использование природных¦
¦ ¦топливно-энергетических ресурсов и потенциала¦
¦ ¦энергетического сектора для обеспечения роста¦
¦ ¦валового регионального продукта и повышения¦
¦ ¦качества жизни населения Республики Татарстан ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Задачи Программы ¦1. Устойчивое развитие минерально-сырьевой базы¦
¦ ¦топливно-энергетического комплекса. ¦
¦ ¦2. Гарантированное энергообеспечение экономики и¦
¦ ¦населения республики в полном объеме в обычных¦
¦ ¦условиях и в минимально необходимом объеме при¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях различного характера. ¦
¦ ¦3. Снижение удельных затрат на производство и¦
¦ ¦использование энергоресурсов за счет их¦
¦ ¦рационального потребления, применения¦
¦ ¦энергосберегающих технологий и оборудования,¦
¦ ¦сокращения потерь при добыче, переработке,¦
¦ ¦транспортировке и реализации продукции¦
¦ ¦топливно-энергетического комплекса. ¦
¦ ¦4. Качественное и полное обеспечение населения и¦
¦ ¦экономики Республики Татарстан энергоресурсами¦
¦ ¦по доступным и вместе с тем стимулирующим¦
¦ ¦энергосбережение тарифам. ¦
¦ ¦5. Диверсификация используемых видов топлива и¦
¦ ¦энергии. ¦
¦ ¦6. Минимизация техногенного воздействия¦
¦ ¦топливно-энергетического комплекса на окружающую¦
¦ ¦среду на основе совершенствования структуры¦
¦ ¦производства и применения новых технологий. ¦
¦ ¦7. Выполнение мер по предупреждению и ликвидации¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций техногенного и природного¦
¦ ¦характера ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Сроки реализации¦2006-2020 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Перечень разделов¦I. Развитие нефтегазового комплекса Республики¦
¦Программы ¦Татарстан ¦
¦ ¦1. Общая характеристика нефтегазового комплекса¦
¦ ¦Республики Татарстан ¦
¦ ¦2. Современное состояние сырьевой базы¦
¦ ¦углеводородов Республики Татарстан ¦
¦ ¦3. Воспроизводство сырьевой базы углеводородов¦
¦ ¦Республики Татарстан ¦
¦ ¦4. Развитие нефтедобычи в Республике Татарстан ¦
¦ ¦5. Нефтепереработка ¦
¦ ¦6. Состояние и проблемы освоения месторождений¦
¦ ¦природных битумов в Республике Татарстан ¦
¦ ¦6.1. Сырьевая база природных битумов Республики¦
¦ ¦Татарстан ¦
¦ ¦6.2. Меры по наращиванию разведанных запасов¦
¦ ¦природных битумов ¦
¦ ¦6.3. Добыча природных битумов ¦
¦ ¦6.4. Переработка природных битумов ¦
¦ ¦7. Газовая отрасль ¦
¦ ¦7.1. Строительство подземного газохранилища в¦
¦ ¦Республике Татарстан ¦
¦ ¦7.2. Прогноз развития сети газопроводов в¦
¦ ¦Республике Татарстан до 2020 года ¦
¦ ¦II. Энергетическая отрасль Республики Татарстан ¦
¦ ¦8. Энергоэффективность ¦
¦ ¦9. Современное состояние энергетического¦
¦ ¦комплекса Республики Татарстан ¦
¦ ¦9.1. Структура производства и потребления¦
¦ ¦электрической энергии ¦
¦ ¦9.2. Структура производства и потребления¦
¦ ¦тепловой энергии ¦
¦ ¦9.3. Прогноз производства и потребления¦
¦ ¦электрической и тепловой энергии ¦
¦ ¦10. Основные направления развития энергосистемы¦
¦ ¦Республики Татарстан ¦
¦ ¦10.1. Особенности развития систем теплоснабжения¦
¦ ¦11. Использование альтернативных, нетрадиционных¦
¦ ¦и возобновляемых источников энергии ¦
¦ ¦11.1. Состояние ресурсной базы и перспективы¦
¦ ¦использования углей ¦
¦ ¦11.2. Лесные ресурсы ¦
¦ ¦11.3. Малая гидроэнергетика ¦
¦ ¦11.4. Ветроэнергетика ¦
¦ ¦11.5. Использование биогаза ¦
¦ ¦11.6. Тепловые насосы ¦
¦ ¦11.7. Турбодетандерные установки ¦
¦ ¦12. Экологические аспекты ¦
¦ ¦12.1. Реализация Киотского протокола ¦
¦ ¦13. Государственная политика в сфере развития¦
¦ ¦топливно-энергетического комплекса ¦
¦ ¦13.1. Инвестиционная политика ¦
¦ ¦13.2. Тарифная политика ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Объемы и источники¦Средства федерального бюджета, бюджета¦
¦финансирования* ¦Республики Татарстан и иные средства в¦
¦ ¦соответствии с законодательством ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Исполнители Программы ¦Министерство экономики и промышленности¦
¦ ¦Республики Татарстан, Министерство¦
¦ ¦строительства, архитектуры и¦
¦ ¦жилищно-коммунального хозяйства Республики¦
¦ ¦Татарстан, Министерство экологии и природных¦
¦ ¦ресурсов Республики Татарстан, Министерство¦
¦ ¦финансов Республики Татарстан, предприятия¦
¦ ¦топливно-энергетического комплекса,¦
¦ ¦жилищно-коммунального хозяйства Республики¦
¦ ¦Татарстан ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Индикаторы Программы ¦1. Добыча с учетом битумов: 2010 г. - 31,1 млн.¦
¦ ¦тонн, 2015 г. - 30 млн. тонн, 2020 г. - 29,6¦
¦ ¦млн. тонн. ¦
¦ ¦2. Эксплуатационное бурение: 2010 г. - 1000¦
¦ ¦тыс.м, 2015 г. - 979 тыс.м, 2020 г. - 920 тыс.м.¦
¦ ¦3. Нефтепереработка: 2010 г. - 14 млн. тонн,¦
¦ ¦2015 г. - 14 млн. тонн, 2020 г. - 14 млн. тонн. ¦
¦ ¦4. Выработка электрической энергии: 2010 год -¦
¦ ¦31922 млн. кВТч., 2015 г. - 40454 млн. кВтч.,¦
¦ ¦2020 г. - 45049 млн. кВтч. ¦
¦ ¦5. Выработка тепловой энергии: 2010 г. - 42016¦
¦ ¦тыс. Гкал., 2015 г. - 42750 тыс. Гкал., 2020 г.¦
¦ ¦- 43178 тыс. Гкал. ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Система организации¦Формы и методы организации государственного¦
¦контроля за¦контроля за ходом реализации Программы¦
¦исполнением Программы ¦определяются Кабинетом Министров Республики¦
¦ ¦Татарстан ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
* Мероприятия Программы, затрагивающие бюджетные обязательства федеральных структур, внесены в соответствии с достигнутыми договоренностями с вышеуказанными структурами.
Введение
Природные ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциалы экономики являются национальным достоянием Республики Татарстан. Их эффективное использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики на путь устойчивого развития, повышения уровня жизни населения. Для долгосрочного и стабильного обеспечения экономики топливно-энергетическими ресурсами необходима научно обоснованная государственная энергетическая политика. Цель такой политики - рост валового регионального продукта и благосостояния населения при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.
Программа является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной программы развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан с учетом складывающихся внутренних и внешних факторов как в топливно-энергетическом комплексе, так и в экономике Республики Татарстан и Российской Федерации в целом.
Программа разработана с целью реализации Закона Республики Татарстан "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы". Основой для разработки Программы являются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, социально-экономические документы различного уровня, исследования по основным направлениям научно-технического прогресса в топливно-энергетическом комплексе. Дополнительно учитывались предложения субъектов топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан.
I. Развитие нефтегазового комплекса Республики Татарстан
1. Общая характеристика нефтегазового комплекса Республики Татарстан
Более 99% от общих извлекаемых запасов нефти категорий А+В+С1 на разведанных месторождениях находится в распределенном фонде. Ведущим недропользователем является ОАО "Татнефть", которому принадлежат 77,5% разведанных остаточных извлекаемых запасов нефти категорий А+В+С1. Кроме ОАО "Татнефть", на территории республики добычу нефти осуществляют 32 малые, так называемые, независимые нефтяные компании (далее - ННК) и ОАО "АНК Башнефть" (в западной части Туймазинского месторождения). На лицензионных участках ННК сосредоточено 22,5% разведанных остаточных извлекаемых запасов нефти.
По состоянию на 01.01.2006 г. недропользователям выдано 139 лицензий на право пользования участками недр для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья (65 - ОАО "Татнефть", 74 - ННК), в т.ч. 75 лицензий для целей геологического изучения и добычи нефти и газа (24 - ОАО "Татнефть", 51 - ННК), 54 лицензии для целей разведки и добычи нефти и газа (34 - ОАО "Татнефть", 20 - ННК), 10 лицензий на геологическое изучение участков недр, предоставляемых для целей поиска месторождений углеводородного сырья (7 - ОАО "Татнефть", 3 - ЗАО "Нефтеконсорциум").
ОАО "Татнефть" входит в число ведущих нефтегазовых компаний страны. По объему добычи нефти оно занимает 6-е место среди российских нефтяных компаний, а по объему подтвержденных запасов - 21-е место в мире. Весомый вклад в увеличение нефтедобычи на территории республики вносят ННК. В перспективе их доля в общем объеме добычи нефти будет постоянно увеличиваться.
Основные геолого-технологические показатели деятельности нефтедобывающих компаний республики в 2005 г. приведены в таблице 1.
Таблица 1
N | Наименование показателей | Объемы и результаты | |
ОАО | ННК | ||
1. | Добыча нефти, млн.тонн | 25,3 | 5,4 |
2. | Годовой отбор на одну действующую добывающую | 1,33 | 1,64 |
3. | Эксплуатационное бурение, тыс.метров | 458,4 | 418,2 |
4. | Эксплуатационный фонд добывающих скважин, | 21,5 | 3,4 |
5. | Действующий добывающий фонд скважин, | 18,9 | 3,3 |
6. | Средний дебит одной скважины по нефти, | 4,2 | 5,2 |
7. | Обводненность продукции, % | 83 | 32,4 |
8. | Выработанность запасов, % | 80,4 | 20,6 |
9. | Дополнительная добыча нефти за счет методов | 4,9 | 0,74 |