ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 года N 124
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 НОЯБРЯ 2012 ГОДА N 400 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА, ТУРИЗМА, АРХИВНОГО ДЕЛА, СОХРАНЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2017 ГОДЫ)"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 23.12.2019 N 716.
____________________________________________________________________
В целях эффективного развития культуры, туризма и архивного дела в Орловской области, а также в целях корректировки объемов финансирования Правительство Орловской области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 7 ноября 2012 года N 400 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013 - 2017 годы)" следующие изменения:
1) в наименовании цифры "2017" заменить цифрами "2020";
2) в пункте 1 цифры "2017" заменить цифрами "2020";
3) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике О.Н. Ревякина.";
4) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту финансов Орловской области (В.А. Тарасов) подготовить предложения о внесении изменений в Закон Орловской области от 5 декабря 2014 года N 1699-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике О.Н. Ревякина.
Председатель Правительства
Орловской области
В.В.ПОТОМСКИЙ
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 25 марта 2015 года N 124
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 7 ноября 2012 года N 400
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА, ТУРИЗМА, АРХИВНОГО ДЕЛА, СОХРАНЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2020 ГОДЫ)"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА, ТУРИЗМА, АРХИВНОГО ДЕЛА, СОХРАНЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2020 ГОДЫ)"
Наименование государственной программы | Государственная программа Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013 - 2020 годы)" (далее также - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление культуры и архивного дела Орловской области |
Соисполнители государственной программы | Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области; |
Перечень подпрограмм (основных мероприятий государственной программы) | Подпрограмма 1 "Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2014 - 2020 годы"; |
Цели государственной программы | 1) развитие отрасли культуры Орловской области; |
Задачи государственной программы | 1) сохранение объектов культурного наследия Орловской области; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | 1) доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия; |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Реализация государственной программы предусмотрена в 2013 - 2020 годах. Исполнение программных мероприятий предусмотрено в два этапа: |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | Общая сумма на финансирование государственной программы в 2013 - 2020 годах составит 7255766,4 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1) увеличение количества научно-исследовательских и реставрационных работ на объектах культурного наследия; |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа реализуется в таких сферах государственного управления, как культура, туризм, архивное дело, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов, оказание государственных услуг в сфере культуры, отраслевого образования, архивного дела и укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России на территории Орловской области.
В состав государственной программы входят подпрограммы государственной программы (далее - подпрограммы) и основные мероприятия, посредством которых предусмотрена реализация поставленных в государственной программе целей и задач.
Ответственным исполнителем государственной программы является Управление культуры и архивного дела Орловской области. Соисполнителями государственной программы являются Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области, Департамент внутренней политики Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамент здравоохранения Орловской области, Департамент образования Орловской области, Управление координации целевых программ, пищевой, перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры Орловской области.
Характеристику сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем и прогноз развития, целесообразно представить отдельно по каждой сфере государственного регулирования.
1.1. Сфера культуры и искусства
Важным фактором социально-экономического и политического развития российского общества является стабильное развитие сферы культуры: сохранение культурных и нравственных ценностей, межрегиональных и межнациональных связей, а также укрепление духовного единства российского общества.
При определении особенностей культурного процесса на современном этапе особое внимание уделяется региональной и этнической особенности культурного пространства России, что обуславливает необходимость при проведении федеральной культурной политики исходить из некоторых универсальных норм и принципов, которые объединяют различные культуры в единое культурное пространство:
принцип открытости и демократизма в структурировании культурной политики, равенства прав и возможностей всех граждан и социальных групп в создании и использовании материальных, духовных ценностей;
принцип регулирующей роли культурной политики государства в формировании социокультурной ситуации;
максимальный учет культурной самобытности людей, различных локальных и территориальных сообществ;
принцип единого культурного пространства.
Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.
В настоящее время в отрасли культуры Орловской области занято 5700 человек, что составляет 2,7% от общего количества работающего населения. На территории Орловской области сосредоточено 406 государственных и муниципальных библиотек с совокупным фондом 5507170 экземпляров, 8 музеев федерального, областного и муниципального значения, музейный фонд которых составляет 318218 музейных предметов, 2 частных музея, 450 культурно-досуговых учреждения клубного типа, 43 образовательных организации в сфере культуры и искусства, в которых ежегодно обучается более 10 тысяч учащихся и студентов, профессиональные учреждения театрального искусства с ежегодным количеством зрителей более 160 тысяч человек.
Профессиональный статус педагогических работников художественного образования довольно высокий, в школах искусств работает 52% преподавателей с высшим образованием. 100% научных сотрудников и экскурсоводов в музеях Орловской области, а также 51% библиотечных специалистов Орловской области имеют высшее образование.
В образовательных организациях среднего профессионального образования сферы культуры и искусства Орловской области работает 184 преподавателя, из них 55% имеют высшую квалификационную категорию, 27,1% - первую квалификационную категорию, 11,4% - вторую квалификационную категорию, 7% - разряд по ЕТС.
Качественный состав преподавателей муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей сферы культуры и искусства: 25% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 35% - первую квалификационную категорию, 23,7% - вторую квалификационную категорию, 16,3% - разряд по ЕТС.
В целом уровень образования специалистов, работающих в сфере культуры Орловской области, не является высоким. Самый низкий уровень образования отмечается среди клубных работников - высшее образование имеют только 23,7% специалистов, среди работников садов и парков культуры и отдыха - 32%, среди преподавателей сельских детских музыкальных и художественных школ - 47,5%.
Возрастной состав преподавателей муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей сферы культуры и искусства Орловской области выглядит следующим образом: преподаватели, не достигшие пенсионного возраста, - 38,2%, молодые специалисты - 12%, пенсионеры по возрасту - 20%, пенсионеры с досрочным назначением трудовой пенсии (по выслуге лет) - 19,4%.
Таким образом, низкий уровень социальных гарантий молодым специалистам сферы культуры (отсутствие жилья), падение престижа профессии и низкая заработная плата отражаются на качественном составе педагогических кадров в муниципальных образовательных организациях, средний возраст которых 50 - 54 года, поэтому проблема обновления педагогических кадров в муниципальных образовательных организациях Орловской области стоит крайне остро.
Одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры городов и сел Орловской области, выполняющих важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются библиотеки. Библиотечным обслуживанием охвачено 48% населения Орловской области, в числе которых 65% составляет молодежь. Однако ситуация с обновлением фондов и развитием информационных ресурсов библиотек Орловской области продолжает оставаться достаточно серьезной. Особенно нуждаются в увеличении поступлений новой литературы и периодических изданий сельские библиотеки. Фонды библиотек к настоящему времени морально и физически устарели и нуждаются в дальнейшем списании. Обновляемость фондов библиотек документами на бумажных и электронных носителях составляет ежегодно около 2% при нормативе 5 - 10%.
На территории Орловской области работу по сохранению музейного фонда ведут три областных музея: Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева, включающий 6 филиалов (музеи И.С. Тургенева, И.А. Бунина, писателей-орловцев, дома-музеи Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева, дом Т.Н. Грановского), Орловский краеведческий музей с двумя филиалами (военно-исторический музей, дом-музей В.А. Русанова), Орловский музей изобразительных искусств с филиалами - картинная галерея А.И. Курнакова и дом-музей А.И. Курнакова.
Музейные фонды Российской Федерации также хранятся в государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" и муниципальных музеях г. Болхова, г. Дмитровска, г. Ливны, г. Мценска.
Орловские музеи ведут научную и просветительскую работу, принимают участие в научно-практических международных, региональных и областных конференциях, ведут активную деятельность по привлечению посетителей в музеи, осуществляют работу по сохранности музейных фондов. С 2007 года в областных музеях осуществляется проект по разработке и установке современной музейной информационной системы "КАМИС", обеспечивающей решение широкого круга музейных задач: учет и хранение, каталогизацию, подготовку выставок и экспозиций. Система обеспечивает компьютеризированную учетно-фондовую, научную, реставрационную, издательскую и административную работу сотрудников музея.
В научных и фондовых отделах система "КАМИС" используется для описания, систематизации и получения сведений о музейных предметах, подготовки печатных изданий и Интернет-представлений коллекции, а также для оформления ряда учетных документов, обеспечивает выпуск всего необходимого пакета учетных документов, получения справок и статистической отчетности.
На территории Орловской области сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры. На государственной охране находится 1789 недвижимых памятников истории и культуры (памятники археологии - 307; памятники истории и монументального искусства - 976; памятники архитектуры и градостроительства - 515), что составляет 2,1% от всего числа памятников, расположенных на территории Российской Федерации.
Особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации является государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", где сохранились культурно-исторический и природный комплекс, уникальные культурные и природные ландшафты, охранная зона которых составляет 9000 га.
В последнее десятилетие развитию сферы культуры в Орловской области способствовал программно-целевой метод. За этот период существенно выросли объемы работ по восстановлению памятников архитектуры. Совместно с приходами Орловско-Ливенской епархии проведена большая работа по реконструкции храмов, памятников истории и культуры.
В течение последних пяти лет по федеральной целевой программе "Культура России" на восстановление храмов Орловщины было направлено более 100 миллионов рублей. Восстановительные работы за счет федеральных средств были проведены более чем на 50 объектах: Троицкий собор Оптина монастыря и Троицкая церковь в городе Болхове, церковь Михаила Архангела в городе Орле, церковь Святого Великомученика Георгия в Краснозоренском районе, Никольская церковь в Корсаковском районе и ряд других.
Но культурное наследие Орловской области представляет собой лишь один из элементов историко-культурного потенциала и не может рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития культуры в регионе.
Обеспечение максимальной доступности для граждан культурных благ - один из показателей развития отрасли культуры.
В последнее время сложилась тенденция увеличения числа мероприятий, проводимых на малых площадках театров. При сохранении актуальности масштабных спектаклей различных жанров, требующих соответствующих им больших площадок и зрительных залов, постоянно увеличивается удельный вес малых и камерных сцен.
Проведение международного фестиваля камерных спектаклей в бюджетном учреждении культуры Орловской области "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство" свидетельствует как раз о такой тенденции. При содействии Орловского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации, поддержке Международной ассоциации фестивалей малых форм (Генеральный секретарь Тобиас Бьянконе, Швейцария), Международного института "Театр" (Париж, Франция) регулярно проводится международный театральный фестиваль камерных спектаклей "Ludi", который охватывает театральное пространство Российской Федерации, стран СНГ.
Такого рода мероприятия способствуют не только усилению интереса зрительской аудитории (в первую очередь молодежной и подростковой) к современному театральному искусству, но и расширению культурного пространства, предоставлению зрителям возможности знакомства с современным европейским театром и театрами стран СНГ. Для актерской среды это возможность установления постоянных творческих связей с коллегами из других стран.
Привлечение театральных коллективов в рамках проведения фестивалей способствует популяризации театрального искусства Орловщины, а также привлечению дополнительных финансовых средств.
Широкую известность не только в нашей стране, но и за ее пределами получил традиционный театральный фестиваль "Русская классика" в бюджетном учреждении культуры Орловской области "Орловский академический театр им. И.С. Тургенева". Такое масштабное событие в культурной жизни Орловщины отмечается растущим интересом зрителей и театральной общественности к проблемам сохранения отечественного классического наследия. Фестиваль стал значительным явлением в культурной жизни России и свидетельством того, как художественные искания перемещаются из столиц в провинцию.
Таким образом, проведение театральных фестивалей - это не только важная форма мониторинга развития театрального искусства, но и значительный вклад в развитие отрасли в целом.
Гастрольная деятельность в последние годы несколько оживилась - выездные и гастрольные показы составляют до 23% деятельности театров, крайне низким остается показатель по гастролям за пределами своего региона. В 2008 году гастрольные спектакли государственных театров за пределами своей территории составили лишь 10% от общего количества проведенных ими мероприятий.
Бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловская государственная филармония" активно осуществляет деятельность по популяризации классического музыкального наследия. Ежегодный профессиональный фестиваль искусств "Музыкальная осень" является региональным мероприятием и имеет высокую музыкальную значимость для культурной жизни Орла.
В то же время существуют и трудности: контингент филармонии достаточно зрелого возраста, происходит отток молодых специалистов за пределы Орловской области. Кроме того, отсутствие концертного зала филармонии вносит свои трудности в работу.
Безусловно, решение таких вопросов способствовало бы дальнейшему профессиональному развитию музыкального искусства на Орловщине.
Система художественного образования активно развивается, несмотря на сложные демографические условия, по многим направлениям.
Повышенные требования к подготовке специалистов системы культуры и искусства предполагают проявление особого внимания к уровню переподготовки и повышению квалификации руководящих и педагогических кадров образовательных организаций.